Известно, что правильно организованная и осуществлённая двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни, укрепления и восстановления здоровья любого человека несмотря на его возраст. Это утверждение особенно важно для детей дошкольного возраста, которые имеют нарушения интеллектуальной сферы. Формирование двигательной функции – одно из важнейших звеньев в общем развитии ребенка.
Одним из главных компонентов, который характеризует физическое совершенство организма является уровень развития двигательной функции, которая реализуется в разнообразной моторной деятельности. С ней связаны все движения. Патология двигательного аппарата или недостатки в развитии моторики ограничивают возможности человека в повседневной жизни, негативно влияют на его здоровье и психофизическое развитие.
В настоящее время в системе образования большое внимание уделяется коррекции двигательной сферы ребенка с особенностями психофизического развития. Поскольку характерными признаками врожденных или рано приобретенных форм стойкого органического нарушения познавательной деятельности, как известно, являются нарушения движения.
Особое значение, подвижная игра приобретает в период накопления двигательного опыта детьми, то есть в подвижных играх достаточно эффективно закреплять и совершенствовать двигательные навыки основных движений.
Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее влияние на организм ребенка с задержкой психического развития и более, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипотензии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.
Особая ценность подвижных игр для детей с задержкой психического развития заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферы. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игра заставляет мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстоятельствам. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы.
В процессе дошкольного обучения и воспитания, совершенствования нервно-психических функций ребенка и его способности управлять собственными психическими процессами, движение влияет на степень созревания определенных мозговых структур. В осуществлении социальной адаптации как цели воспитания детей с задержкой психического развития подвижные игры выступают не только как источник здоровья, трудоспособности и трудовой активности, но и как фактор развития психомоторики, восприятия, внимания, мышления и памяти.
Практика показывает, что большое значение в коррекции недостатков психомоторного развития, интеллектуальных возможностей детей с особенностями психофизического развития занимают подвижные игры. В играх содержатся все основные виды движений – ходьба, бег, прыжки, преодоление препятствий, перенос грузов. Оздоровительное значение имеют игры, которые проводят на свежем воздухе.
Чтобы подвижная игра прошла организованно, интересно и имела определенные воспитательные и коррекционные последствия, воспитатель должен выявить не только педагогическое мастерство в подборе игры, но и хорошо продумать методику ее проведения.
Перед тем как выбрать игру, необходимо установить конкретное коррекционное задание, учитывать возрастные особенности детей, физическую подготовку; следует учитывать место подвижной игры в режиме дня, последовательность в деятельности ребенка, внешние условия (сезонность, состояние погоды, температуру воздуха, площадь площадки и его оборудования).
При подборе и проведении игр не следует забывать об основном принципе – постепенно переходить от простых игр с несложными задачами и понятными движениями к более сложным.
Во время объяснения содержания игры, детей размещают так, чтобы каждый хорошо видел и слышал воспитателя. Объяснять содержание игры надо внятно, доступно, понятно, коротко, чтобы не утомлять детей. Во время объяснения игры нужно использовать жесты.
При планировании подвижных игр для детей с задержкой психического развития следует помнить, что ни одна система методов не может быть постоянной и исчерпывающей. Чтобы обеспечить ребенку правильное развитие, важно позаботиться о совершенствовании общей моторики.
Таким образом, от двигательной активности детей с задержкой психического развития во многом зависят развитие психомоторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и эмоциональное состояние.
Список литературы:
1. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова и Е.В. Новикова. – М.: Педагогика, 2013. – 143 с.
2. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / А.Р. Лурия. – М.: «Академия», 2013. – 384 с.
3. Новикова, Е.Л. Дыхательные игровые упражнения с использованием полифункционального оборудования: методическое пособие
/ Е.Л. Новикова – Челябинск: Образование, 2018. – 49 с.
4. Роговик, Л.С. Психомоторика: практикум / Л.С. Роговик. – К.: Главник, 2015. – 72 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.