Консультация для педагогов Тема: «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой»
Оценка 4.6

Консультация для педагогов Тема: «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
окружающий мир +1
26.01.2020
Консультация для педагогов Тема: «Развитие познавательных способностей детей  через экспериментальную деятельность  с неживой природой»
Консультация для педагогов Тема: «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой»
Консультация для педагогов.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Новосибирская классическая гимназия № 17»
(дошкольное отделение)

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

Тема: «Развитие познавательных способностей детей

через экспериментальную деятельность

 с неживой природой»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель

Башкатова Л.Н.

 

 

 

 

 

г. Новосибирск 2019

Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой.

 Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитатели должны делать больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?” 

Поисковая деятельность детей принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется.

 

·        Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);

·        Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

·        Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);

·        Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;

·        При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

Опыты и эксперименты проводятся разные:

·        демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами);

·        фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

 Целью опытно-экспериментальной деятельности является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Для достижения цели следующие задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

3. Развитие у детей познавательных способностей:

·        развитие мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение.

·        формирование способов познания путем сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

На начальном этапе необходимо изучить научно-методическую литературу по данной теме.

 Система работы.

1. Мониторинг уровня развития познавательных способностей дошкольников и работу с ними на основе данных диагностического обследования.

2. Создание условий для детского экспериментирования.

3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.

4. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

5. Проведение ежедневных бесед о неживой природе.

6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов. 

Для мониторинга можно использовать методику Л. Н. Прохорова. «Выбор деятельности».

Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Материалы, находящиеся в центре, распределяются по разделам:

• Песок и вода.

• Звук.

• Магниты.

• Бумага.

• Стекло.

• Резина.

Для активизации детской исследовательской деятельности я используется разнообразное оборудование:

— разнообразные емкости; — шприцы, трубочки — увеличительные стекла, лупы; — измерительные приборы; — компас, бинокль; — губка, пенопласт, поролон, и т. д.

 Эту работу необходимо вести вместе с родителями. Это: письменные консультации и ширмы-передвижки, родительские собрания. Одна из форм работы с родителями вечер ответов и вопросов. А также вместе с родителями можно собрать познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем», «Что есть что», «Сто тысяч почему», «Что такое, Кто такой» и др., стихи, пословицы, загадки и т. д. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где есть картины, иллюстрации, познавательные игры.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, - опыты. Они проводятся, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

По теме: "Волшебница Вода" можно провести опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.  Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами.

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать? ", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым у детей развивается любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Каждую неделю можно посвятить определенной познавательной теме:

«Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены», и др. Изучая новую тему, использовать определенную структуру:

• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи) ;

• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

• проверка гипотез;

• подведение итогов, вывод;

• фиксация результатов

Заключительная часть

Выводы:
1. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. 
2. Дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.
3. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

 

 

Список литературы, используемый в работе с детьми:

 

1.     Дыбина О. В «Ребенок в мире поиска». Москва Творческий Центр, 2005г

Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г

2.     Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Москва АРКТИ, 2003г

3.     Смирнова В. В. Балуева Н. И. Парфенова Г. М. «Тропинка в природу».

4.     Тугушева Г. П. Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города

Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой

Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников

Целью опытно-экспериментальной деятельности является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание

Целью опытно-экспериментальной деятельности является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда

По теме: "Волшебница Вода" можно провести опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др

По теме: "Волшебница Вода" можно провести опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др

Список литературы, используемый в работе с детьми: 1

Список литературы, используемый в работе с детьми: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020