Консультация для педагогов "Значение инновационных технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста""

  • docx
  • 13.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Значение инновационных технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста.docx

Значение инновационных технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

 

Дошкольное детство – время активного вхождения ребенка в широкий мир.

Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный, непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, все явления весьма динамичны. Воспринимая, а главное, понимая и осмысливая это, дети способны видеть это многообразие, и находить желаемые изменения, т. е. вести активный поиск, видеть и понимать эстетические, художественные ценности, эмоциональное отношение к миру предметов, к миру искусства, к духовному миру человека [2; стр15.].

В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только пассивно созерцают окружающее, но и пытливо ищут способ их преобразования. Идет сложный многозначный процесс формирования индивидуального стиля познания, осмысления, закладывается фундамент развития личности, чувственного сознания, развития эмоциональной сферы.

Все в мире – и большое и малое, и мертвое и живое, и звезды и небо, и земля и люди – все восхищает малыша, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему. Мир как бы цветет перед детьми, словно живут они в вечную весну. Это постепенное преображение мира зависит, конечно, от внутреннего расцвета эстетических движений в душе ребенка [5; стр7.].

Будущее страны, это сегодняшние дошкольники. Их завтрашний уровень эстетического состояния закладывается сейчас. Поэтому особо актуальными представляются поиск новых возможных форм эстетического воспитания, разработка новых технологий, интегрированного подхода к эстетическому образованию. (Рисование под музыку, рисование музыки, использование компьютерных технологий, использование ТСО, электра - викторин, комплексные занятия и т.д.)

Эстетические чувства многомерны, зачастую противоположно направлены («и смех, и слезы, и любовь»); они тренируют эмоциональную природу человека а, повторяясь, входят в эмоциональный фонд, обогащая его, делая доступным понимание таких переживаний, с которыми сам человек в жизни еще не сталкивался. Детям дошкольного возраста трудно самостоятельно постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах. Поэтому так велика роль взрослого, который учит целенаправленно рассматривать художественную картину. Он побуждает культурное саморазвитие ребенка как творческой личности, стимулирует его собственную творческую изобразительную деятельность.

Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку его результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Главное – это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги [11; стр25.].

На протяжении нескольких лет, в своей работе с дошкольниками, мы используем инновационные технологии российских и зарубежных авторов: Н.М. Погасова; А.В. Никитина; Н.В. Нищева; И.В. Тюфанова; Т.С. Комарова; Рей Гибсон, Дженни Тайлер, Фиона Уотт, Стиф Барр, Пал Карчмарош - Венгрия, Мери Энн Ф Кол, Рении Рамси, Дана Боумен - Англия, Ли Шауэр, Синтия Виллмарт – Гавайи; Креша Варнок – Калифорния; Джейн Частейн – Каролина, Хейди Майер – Флорида; Эллин Шаффнер – Канада и др.).

Разработан целый комплекс программно – методических средств, направленных на восприятие цвета, развитие эмоционально – чувственной сферы у ребенка, раскрывающий творческие возможности личности.

Детей мы считаем своими полноценными собеседниками, которых нужно немного направить, подтолкнуть к какой-либо мысли, и они очень быстро ухватятся за нее и вложат в свою «копилку», именуемую головным мозгом. Стремимся к тому, чтобы во время творческой деятельности дети больше мыслили, больше играли, больше смеялись, усваивая при этом максимум информации.

Мы живем в эпоху стремительной компьютеризации жизни и с удивлением обнаруживаем психологические отличия современных детей от детей прежних поколений – хотя разница между нами и ними 30 – 40 лет! Мы удивляемся легкости, с которой они осваивают новую технику, и отсутствию интереса к любимым нами дворовым играм, их тяге к виртуальному миру Интернета и равнодушию к книгам.

Это некоторая новая реальность, по поводу которой мы можем сетовать и раздражаться, но вынуждены иметь с нею дело.

Сейчас компьютер дает возможность не только что–то посчитать, но и семейные фотографии оформить, быстро найти нужную информацию в Интернете, картинки порисовать. Он создает большой простор для творчества. Сегодня наши дети, живущие в отдаленных населенных пунктах, имеют доступ к тем же ценностям, что и дошкольники культурных столиц, они могут виртуально посетить любой музей. Компьютер становится теперь элементом повседневной жизни [4; стр21.].

Считаем, что исключать компьютер из детской жизни не нужно. Мы ведь не запрещаем ребенку читать книги – а они тоже глаза портят и затягивают. Нам кажется, что вообще неправильно так думать: если что–то опасно, то это надо исключить. Нас окружает множество опасных вещей, но мы их не отвергаем, а стараемся разумно использовать. Компьютер может многое дать ребенку, просто надо взвешивать, какие программы полезны для ребенка, а какие вредны. Надо творчески подходить к этой проблеме.

Компьютерные технологии обладают большими возможностями в плане развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка. В качестве основных факторов здесь выступают: использование программного обеспечения в целях интенсификации обучения; расширение возможностей предъявления учебной информации; экономия учебного времени, расширение сферы самостоятельной деятельности детей; вариативность видов учебной деятельности.

Несмотря на все вышесказанное, мы предлагаем детям и то, что не дадут им компьютеры: сотрудничество и реальные впечатления. К счастью, большинство детей предпочитают добрых и изобретательных взрослых механическим устройствам.

В наше время детям более чем, когда–либо, нужна дружба и помощь взрослых, но у взрослых на это остается все меньше и меньше времени. Физические ощущения при занятиях изобразительной деятельностью, могут оказаться еще одним противовесом соблазну технологичности. Когда ум и руки работают вместе, когда опыт получает форму в краске, дереве, глине, когда материал сопротивляется, подчиняется, заявляет свои права – рождается новая реальность. Компьютерное искусство не способно создать этот поток между телом и сознанием. Все-таки следует превозмочь соблазн технологии, предлагая детям осязаемые художественные материалы.

Можно надеяться, что мы, люди, можем дать нашим детям достаточно тепла и понимания, чтобы помочь им жить с технологией, но не зависеть от нее.

Перед нами стоят очень сложные задачи: нам предоставлен очень короткий промежуток времени – дошкольное детство, чтобы научить ребенка доверять миру, опираясь на развитую способность познавать мир и понимать его. Эти задачи мы будем решать через использование инновационных технологий в изобразительной деятельности, где эмоциональные компоненты структурируют эту деятельность, оценивают ее, определяют активное, направленное, осмысленное отношение ребенка к этой деятельности. Остается только создать основные условия, необходимые для решения этих задач.

И так, из вышесказанного можно отметить, что значение инновационных технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста проходит через эмоциональные компоненты, влияет на расширение самостоятельности детей, на сотрудничество и осмысленное отношение ребенка к изобразительной деятельности.

 

Литература

 

1.                       Аверченко Л.К.; Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. М. – Новосибирск. 2001. -360с.

2.                       Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. – СПб.: Речь, 2005. – 205 с.

3.                       Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека// Сенсомоторные процессы. М., 1972.С.224 – 264.

4.                       Вайнерман С.М, Большев А.С, Силкин Ю.Р, Лебедев Ю.А, Филлипова Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.:Гуманист. Изд. Центр.ВЛАДОС,2001 – 224с.(здоровье сберегающая педагогика )

5.                       Венгер Н.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. Для воспитателя дет. сада /Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.: ил.