Консультация для педагоговИгры и упражнения для развития речи с элементами песочной терапии." "

  • docx
  • 16.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игры и упражнения для развития речи с элементами песочной терапии.docx

Игры и упражнения для развития речи с элементами песочной терапии.

 

       Для малыша песок — это прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, малыш пытается ими овладеть, и пока он не изобретет некий способ использования предмета, он не успокоится. Для самых маленьких важно почувствовать форму предмета руками, извлечь звуки и т. д. Интерес к песку удерживается тем, что он не поддается «овладению». Малыш его берет, а он утекает. Малыш лепит форму, а она легко разрушается. Детей привлекают тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности, выискивая там более крупные зерна, камушки и т. д.

Одним из методов развития речи малыша является песочная терапия.

       Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным. Использование игр с песком значительно повышается общий эмоциональный фон; снижается уровень тревожности; повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками; усиливается самостоятельность ребенка; развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика; более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление), а главное речь и моторика.         Какая связь между речевой функцией и развитием моторных функций пальцев рук? Двигательная и речевая зоны головного мозга близко расположены: стимулирование одной ведёт к развитию другой. Занятия с песком уже задействуют нужные зоны, а направленное обучение детей разным способам действий с песком повышает эффективность. Во время игр, ребёнок учит новые слова, связанные с песочницей и действиями с ней.

Номинативный словарь: песок, песчинка, пустыня, засуха, ливень, дюны, барханы, караваны, ландшафт, оазис, путник, странник, светило.

Предикативный словарь: гладить, грести, превращать, лить, мочить, сыпать и др., а так же, их производные.

Aтpибyтивный словарь: песчаный, легкий, сыпучий, золотистый, влажный, мокрый, золотистый, зыбучий, таинственный, неизведанный, горячий, пылающий и многие другие.

            Рисуя с ребёнком, ставя опыты, обыгрывая приключения героев, мы используем разнообразную лексику, проговариваем и задаем вопросы (используя слова, которые мы хотим, чтобы ребенок повторил). Всё это обогащает речь малыша.  Сочетание песочной терапии и использование дидактических игр позволяет обогатить словарь ребенка, уточнить знание о предметах, их назначения, учат сортировать предметы по логическим категориям. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различного рода задания в их классическом виде.

         Предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые помогут сделать занятия с детьми интересными и продуктивными:

 

Игра «Тесто».

Поочередные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения ребрами ладоней по песку, похлопывание ладонями по песку.

С мамой тесто мы замесим,

Чтоб испечь пирог нам вместе.

Нужно тесто поразмять,

Нужно тесто нам помять,

Нужно тесто порубить

И немножечко побить.

 

Игра «Змейка и червячки».

 Провести по песку пальцами и ладонью волнообразные линии. Игру можно проводить одной и двумя руками.

— Я — змея! — Сказал Червяк.

А Змея: — Какой чудак!

Подрасти бы надо

Да набраться яда. Д. Ильина

 

Игра «Крабики».

«Пробежаться» по песку всеми пальцами. Игру можно проводить одной и двумя руками.

Глубоко на дне морском

Краб гуляет босиком:

Он натер сегодня пятку

 — Целый день плясал вприсядку. В. Кириленко

 

Игра «Человечки».

«Пройтись» по песку ладонями, а затем указательным и средним пальцами. Игру можно проводить одной и двумя руками.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ.

 Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

 Русская народная потешка. Игра «Гладь».

Разравнивание песка ладонями, пальцами, ребрами ладоней. Разравнивать можно, выполняя поочередные движения обеими руками или осуществляя их симметрично, т. е. выполняя одновременно.

Тишь да гладь,

В море бури не видать.

 Только легкая волна

 Набежит издалека.

 

Игра «Дождик».

Собрать песок ладонями, соединяя их в чашу, поднять над песочницей. Затем раздвинуть пальцы и пропустить сквозь них песок.

Дождик с самого утра

Зарядил как из ведра.

Видно, КТО-ТО против правил

В небе тучку продырявил. Е. Ярышевская

 

Игра «Щепоть». Брать понемногу песка в одну ладонь, а пальцами второй ссыпать его обратно в песочницу щепотью.

Суп варить я маме буду,

Посолить я не забуду.

Поперчили, посолили

И на стол скорей накрыли.

 

Игра «Бульдозер».

Соединить ладони у основания и раздвинуть пальцами наружу, образуя «ковш». «Ковшом» сгребать песок от себя. Затем, наоборот, соединить кончики пальцев, раздвинув ладони у основания, и сгребать песок к себе.

 Кто над всклоченной землею

Смело кучи разгребает?

 Это маленький бульдозер

Своим носом все ровняет! М. Погарский

 

Игра «Горы».

Развести руки в стороны, ребра ладоней положить на песок и начать двигать их друг к другу, собирая песок в гору. Получившуюся гору прихлопать ладонями. Затем ладони соединить и прорезать ими песчаную горку, разделив на две части. Отвести из этого положения ладони в сторону, разгребая песок. Если при этом дно песочницы не проявилось, повторить игру вновь.

Высоко стоит гора,

Покорить ее пора.

Мы полезем высоко,

Хоть идти нам нелегко.

 

 

 

Игра «Клад».

Предложить малышу закапывать ладонью или совком разные предметы, а затем раскапывать. Сначала это делают ребенок со взрослым. Потом один может закапывать «клад» для другого, а второй будет искать его. В качестве клада могут быть использованы теннисные шарики, крупные марблсы, шишки и др.

Мы копали и копали,

Вот так, вот так.

Ценный клад мы отыскали.

 Вот такой, такой большой!

Игра «Волшебные дорожки». Учимся рисовать разными пальцами (указательным, большим, мизинцем) горизонтальные линии. Сначала прямые, затем волнообразные. Следите, чтобы ребёнок вел линию безотрывно. Вот как можно играть с дорожками:

  • Помогите герою добраться к домику. Проведите прямую дорожку от бортика к бортику.
  • Проведите волнообразную дорожку от центра к бортику «Прокатим героя (лисичку, зайку..) на самолете, кораблике.
  • Для игры около одного бортика выставите 2−3 игрушки животных, а у другого еду (фрукты/овощи). Накормите животных, проведя дорожку к еде. Каждое животное бежит по своей дорожке: кто-то по прямой, а кто-то по волнистой.

Игра «Следы-узоры».

На ровной поверхности песка катать рельефные шары и ролики, используя, например, обычный массажный мяч (его шипы оставят красивый узор на песке) или самостоятельно подготовленные материалы.