Консультация для родителей " Развитие системного мышления у дошкольников"

  • docx
  • 16.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация для родителей Развитие системного мышления у дошкольника.docx

Консультация для родителей: "Развитие системного мышления дошкольника"

В воспитании и обучении детей чрезвычайно важна роль взрослого наставника – умного, знающего, щедрого на ласку и шутку, справедливого, любящего и понимающего детей. Не может воспитатель хорошо научить тому, чего сам не умеет делать, тем более мышлению, если он сам не владеет хотя бы основами методик мышления. Есть периоды, когда освоение  навыков идёт быстро, а есть периоды, когда это связано с трудностями. Умные, знающие воспитатели воспитывают и обучат тому, так и тогда, когда это легко воспринимается детьми. Результаты бывают поразительные.  Многие психологи, педагоги, родители утверждают, что учить детей правилам мышления можно и нужно с самого раннего возраста: с1,5-3 лет, с момента, когда ребёнок начинает говорить. Считается, что 70% интеллекта закладывается до 6-7 лет, а характер человека в основном складывается ещё раньше.

   Известно, что если в детстве человек не научился творить – создавать что-то своё, новое – он всю жизнь будет копировать и повторять других, даже не замечая этого. Мы сегодня рассмотрим одну сторону СИЛЬНОГО ТРИЗовского мышления- СИСТЕМНОГО.

  Системно мыслить по отношению к объекту – это значит:

·       определять его основную и дополнительную функции,

·       производить анализ составляющих этого объекта (подсистемы.)

·       Определять место функционирования данного объекта (надсистемы)

·       Определять прошлое и будущее данного объекта.

.   Известный физик Лео Сцилард предложил простой образ:  изобразим все знания человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.

Хорошее решение задачи – новые возможности. Плохое – новые неприятности – вплоть до экологических катастроф.

 Системное мышление можно назвать творческим. Автор ТРИЗ  Г.С.Альтшуллер говорит, что нельзя человеку видеть только то, что дано в задаче. Надо «включать» как минимум 9 мысленных экранов: видеть систему, данную в задаче, подсистему из каких составляющих состоит, надсистему – где функционируют объекты задачи. На каждом этапе – прошлое, настоящее, будущее, т.е развитие системы.

    Мы будем под термином СИСТЕМА понимать множество элементов любой природы как-то связанных друг с другом.  Любой предмет является системой, так как он состоит из частей, а части взаимодействуют. То, что мы исследуем, с чем имеем дело, будем называть системой.

Карандаш, книга, кукла, кровать – это системы. Надо ли говорить детям слово «система»? Опыт работы с шестилетними детьми показал, что они прекрасно понимают этот термин. Для детей более раннего возраста можно использовать слова: предмет, вещь, устройство, конструкция или безличное «что-то», нечто, но лучше – система.

  Термины СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД и СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ для простоты будем считать синонимами, обозначающими некоторую методологию.

  Мир настолько сложен, что изучить его «в целом и сразу» невозможно, хотя к этому надо стремиться. Поэтому его изучают по частям, называя это анализом. Анализ системы – это изучение её частей – ПОДСИСТЕМ. Поэтому в основе анализа должен быть системный подход. К изучению основных положений системного подхода мы сейчас и приступим.

  Многоэкранный стиль мышления должен стать нормой творческой деятельности человека.

  Мы считаем, что такому способу мышления надо учить с детства, взяв за основу системный оператор. Лучше понять и запомнить работу по системному оператору  нам поможет разработка Марата Семёновича Гафитулина .

Если мы рассмотрим Что-то (С-система).

Это Что-то для чего-то (Ф-функция).

Это Что-то из чего-то (ПС-подсистема).

Это Что-то часть чего (НС - надсистема)

Чем-то было раньше Что-то (пр. С – прошлое системы).

Что-то будет с этим Что-то (буд.-С – будущее системы).

Есть противники у Что-то (анти С – антисистема) 

Много есть друзей у Что-то (со С- сосистема).

Всё нейтральное для Что-то (не С- несистема)

       Делает своё чего-то

       Что-то ты теперь возьми,

       На экранах рассмотри.

 Со-систему, антисистему и несистему мы с дошкольниками не рассматриваем и эти строчки из стихотворения убираем.

Система – целое, состоящее из взаимодействующих частей.

 (Что? кто? дающее новое качество.)

Функция – назначение системы, или то, для чего создана С.

(Для чего? Зачем?).

Подсистема – часть данной системы, или то, из чего состоит данная С.

( Из чего состоит?)

Надсистема – носитель данной С (по функции или по ситуации), или то, куда входит (частью чего является) данная С.

(Куда входит?)

Прошлое С – то, что предшествовало данной С, или то, что было с данной С.

( Что было?)

Будущее С – что ожидает данную систему, или то, что будет с данной С.

(Что будет?)

Антисистема – система, противоположная по Функции с данной С.

(Что противоположно?)

Со-Система – система аналогичная по Ф с данной.

(Что аналогично?)

Несистема – система , нейтральная по функции с данной С.

(Что нейтрально?)

Нас окружают системы. Все они состоят из частей, которые называются ПОДСИСТЕМАМИ (ПС). В свою очередь, сама система является частью системы более высокого уровня, называемой НАДСИСТЕМОЙ (НС),, которая в свою очередь входит как часть в НАДНАДСИСТЕМУ и т.д.

НННС

ННС

НС

СИСТЕМА

ПС

ППС

ПППС

природа

животные

птицы

воробей

крыло

перья

пушистые отростки

Ещё раз вернуться к таблице и рассмотреть составляющие

Считать ли рассматриваемый объект системой, подсистемой, или надсистемой – зависит только от целей анализа. Обычно то, что мы рассматриваем, считают СИСТЕМОЙ. В приведённой таблице – это воробей.

1. Основное – сразу выделяем главную функцию.

Например, машина. Её главная функция – перевозить грузы. Помещаем нашу систему в центр девятиэкранки.

 А теперь опускаемся на клеточку ниже (стрелка вниз)

2. Из чего состоит, чтобы она хорошо перевозила грузы? Что самое главное есть у машины? (Мотор, колёса, рулевое управление, кузов). Называется минимальное количество подсистем.

А теперь рассмотрим надсистему .

3.Где работает наша машина? (дорога, база, стройка, магазин…

А теперь рассмотрим временную ось, прошлое, настоящее, будущее.

4. Как выполнялась функция перевозки грузов раньше, когда машин не было? (Была лошадь с телегой, ослы, верблюды…)

5. Наступит время, когда грузовых машин не будет, техника шагнёт далеко вперёд. Как будет перевозиться груз? (Давайте пофантазируем? Будут специальные ленты, ножки у груза и т.д. можно использовать типовые приёмы фантазирования: приём оживления-окаменения, специализация – универсализация, наоборот, волшебник времени…

   Основная форма обучения – игра.