Разве возможен буллинг в детском саду?
Когда люди слышат про буллинг, травлю и агрессию среди детей, чаще всего представляют школу и подростков. Детский сад чаще всего просто выпадает из контекста. Да, бывают столкновения у песочницы из-за лопатки или ведерка, но это же маленькие невинные дошколята, что с них возьмешь. Однако, уже в таком юном возрасте бывают ситуации, когда один ребенок становится жертвой, попав под физическое или эмоциональное влияние другого, занявшего позицию агрессора.
Когда же это начинается? И как безобидный дошколенок может превратиться в агрессора по отношению к своему другу? А начинается это тогда, когда ребенок из малыша становится старшим дошкольником.
Мы не берём в расчёт возраст до трёх лет, когда дети не могут контролировать свои желания. В этом возрасте они требуют и отбирают игрушки друг у друга потому, что не в силах осознать последствия своего поведения и не умеют делиться.
В пять-шесть лет определённый уровень самоконтроля уже есть, а в голове устанавливаются некие социальные нормы и правила взаимодействия. В этом же возрасте, несмотря на то, что нам хочется верить, что дети ещё такие невинные ангелочки, уже могут проявиться первые признаки будущих задир и агрессоров.
Осознанный буллинг возникает в возрасте 5 – 7 лет. В этот дошкольный период ребёнок проходит очередной кризис развития (кризис 7 лет).
Внешние и скрытые проявления буллинга
Внешние проявления:
o следы щипков;
o испорченные вещи.
Скрытые проявления:
o нежелание ходить в детский сад;
o одиночка (нет в группе друзей);
o часто жалуется на плохое самочувствие (не хочет идти в детский сад);
o не общается с другими детьми (его намерено игнорируют, боится злого осмеивания, унижений);
o угнетенное состояние, страхи;
o категоричное отрицание факта буллинга (утверждает, что «все нормально»);
o ничего не могут изменить.
Какие последствия?
ДЕТИ – ЖЕРТВЫ ПОЛУЧАЮТ ПСИХОТРАВМУ
НА ВСЮ ЖИЗНЬ!!!
Дети – жертвы в дальнейшем:
o имеют проблемы с учебой;
o страдают от чувства тревоги;
o страдают от чувства неполноценности и неуверенности в себе;
o никому не верят, контакт с взрослым – потерян.
Дети – жертвы, став взрослыми, в 95% случаях:
o неуспешны;
o с заниженной самооценкой;
o хотят быть успешными, но боятся и ничего не предпринимают;
o страдают массой комплексов;
o имеют проблемы в общении;
o чувствуют себя несчастными.
ДЕТИ – БУЛЛИ (зачинщики и союзники, внешне милые мальчики и девочки), не получая никакого сопротивления в детском саду, часто не получают сопротивления и в школе, несут во взрослую жизнь деформированные установки.
В дальнейшей школьной и взрослой жизни это дети:
· наглые;
· изворотливые;
· чрезмерно эмоциональные;
· агрессивные;
· жестокие;
· не признают отказа;
· бескомпромиссные;
· не уважают не только педагогов в школе, но и коллег по работе;
· не признают иного мнения кроме своего.
Дети – булли, становясь взрослыми, в семье и рабочем коллективе:
· тираны в семье и коллективе;
· достигают целей;
· психически неуравновешены;
· несчастны в отношениях;
· грубы и жестоки с собственными детьми;
· проявляют насилие к детям и подчиненным; друзей нет, страдают
Рекомендации родителям,
чтобы предотвратить в будущем школьные
проблемы, причиной которых могут являться жестокость и агрессия ребенка:
1. С дошкольного возраста использовать любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире. Это должна быть постоянная и непрерывная работа.
2. Показывать пример своим поведением. Родители и воспитатели для ребенка - бесспорный авторитет, поэтому важно, чтобы их слова не расходились с делом.
3. Говорите ребенку о том, что он в безопасности. Хвалите его за добрые дела, даже если они окажутся незначительными.
4. Минимизируйте наблюдение ребенком дошкольником агрессивной модели поведения в реальности, по телевизору, в интернете.
5. Рассказывайте дошкольнику о замечательных людях, их героических поступках, о том, что нужно уважать других.
6. Рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других, не мстить тем, кто вольно и невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер дошкольника и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим.
7. Обратите внимание ребенка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по-другому, разговаривать не так он, думать иначе, но все люди живут на одной планете и должны уважать друг друга.
8. Старайтесь организовывать детям интересные занятия, в которых они могут проявить себя. Таковыми могут быть творчество, спорт и др.
9. Показывайте детям добрые мультфильмы, кинофильмы, слушайте вместе детские песни по возрасту.
10. Читайте и обсуждайте с ребенком книги, где в сказках всегда побеждает добро. Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребёнка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.