Консультация для родителей «Что такое дислалия?»
Оценка 4.9

Консультация для родителей «Что такое дислалия?»

Оценка 4.9
docx
14.04.2024
Консультация для родителей «Что такое дислалия?»
Консультация для родителей.docx

Консультация для родителей «Что такое дислалия?»

Дислалия - это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим ( звук [ р] заменяет на[ л], [с] на[ ш ] и т.д.)

 

Безусловно, речевое воспитание ребенка начинается в раннем возрасте.

Навыки правильной речи, как и все хорошие навыки, приобретаются в семьи.

Семья может и должна помогать дошкольном учебному заведению, а затем и школе в деле воспитания культуры родного языка.

Очень часто родители обращаются к логопеду с просьбой: «Посмотреть ребенка, потому что он не произносит звук „Р“. Когда логопед начинает обследовать, то выясняется, что у него произношение целого ряда звуков нарушено.

 

Чаще всего дефектными являются

шипящие звуки ш, ж, ч, щ,

свистящие — с,сь, з, ц, соноры -р,рь,л,ль.

Реже нарушаются звуки к,кь,г,гь,х,хь, д, дь,т,ть, й, в,ф.

Не надо забывать, что речь ребенка формируется поэтапно. Поэтому речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано, прежде всего, недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3-5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.

 

Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.

К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по мере их прочного включения в речь.

Зачастую родителей волнует вопрос , как быстро можно исправить неправильное звукопроизношение.

Хотим обратить Ваше внимание родители, что сроки преодоления недостатков произношения будут зависить от ряда факторов:

1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям.

2. Регулярности посещения занятий ребенком. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;

3. Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;

4. Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза.

 

Какие могут быть причины дислалии у детей?

1. Неправильное отношение к речи в семье. Иногда взрослые долго «сюсюкают» с малышом, формируя у него не только неправильный словарный запас, но и неправильное произношение.

2. Дислалия у детей возникает и в результате подражания, копирования манеры речи ближайшего окружения. Малыш может подражать своим плохоговорящим младшим братьям и сестрам, а также искажённой, неправильной речи взрослых.

3. Отрицательно влияет на развитие речи детей и двуязычная среда. Если в раннем возрасте кроха вынужден разговаривать на двух языках(биллилингвизм), он невольно переносит особенности произношения звуков из одного языка на другой, путает и смешивает похожие звуки.

4. Педагогическая запущенность. Если взрослые мало разговаривают с ребёнком, не обращают особого внимания на развитие его речи, не замечают и не исправляют ошибки, то это тоже приводит к дислалии.

5. Снижение слуха.

6. Неправильное, аномальное строение органов артикуляционного аппарата:

- очень короткая подъязычная уздечка.

- слишком большой и неповоротливый язык, или, наоборот, очень узкий и маленький.

- неправильный прикус.

- неправильное строение зубного ряда.

- аномальное строение нёба, например, слишком высокое, узкое нёбо мешает правильному произношению многих звуков.

- губы — отвислая нижняя губа или укороченная и малоподвижная верхняя — тоже могут затруднять четкое произношение губных звуков М, П, Б, Ф, B.

7. Плохая подвижность губ, языка и нижней челюсти. Это приводит к неумению ребенка удерживать губы, челюсть и язык в нужном для правильного произношения звуков положении, а также быстро переключаться от одного движения органов артикуляции к другому.

8. Недоразвитие фонематического слуха. Малышу трудно различать звуки русского языка.

Позже эти проблемы могут стать причиной общего недоразвития речи, а в школьном возрасте — нарушений чтения и письма.

Что необходимо делать дома:

  • Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережевывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щек, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  • Разговаривать с ребенком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
  • Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  • Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  • Говорить четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • Не перегружать ребенка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  • При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребенка на положительный результат, чаще хвалить его.

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.

         Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

        Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать

для домашних занятий?

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто, скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
  • Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
  • Лепите со своим малышом из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
  • Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
  • И, наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

 

Консультация для родителей «Что такое дислалия?»

Консультация для родителей «Что такое дислалия?»

Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка

Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка

М, П, Б, Ф, B. 7. Плохая подвижность губ, языка и нижней челюсти

М, П, Б, Ф, B. 7. Плохая подвижность губ, языка и нижней челюсти

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2024