Консультация для родителей «Этапы и стимулирование речевого развития детей»
Оценка 4.9

Консультация для родителей «Этапы и стимулирование речевого развития детей»

Оценка 4.9
Лекции
docx
родителям
Детсад
20.05.2023
Консультация для родителей    «Этапы и стимулирование речевого развития детей»
Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребёнок осваивает определенные умения и навыки. Строгих возрастных границ они не имеют, плавно переходя один в другой.
КДР «Этапы и стимулирование речевого развития детей».docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

 

«Этапы и стимулирование речевого развития детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

учитель-логопед

Беловол  Н.М.

 

 

 

 

 

«Этапы и стимулирование речевого  развития  детей»

 

Речевое  развитие ребёнка

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребёнка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребёнок осваивает определенные умения и навыки. Строгих возрастных границ они не имеют, плавно переходя один в другой.

 

Этапы развития речи ребенка

Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев) На этом этапе происходит подготовка ребёнка к овладению речью. Первые голосовые реакции появляются с рождения — это крик и плач. Они активно развивают дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы речевого аппарата. В среднем, недели через две у новорожденного появляется реакция на голос говорящего, вскоре он начинает различать интонацию. К 2-м месяцам появляется гуление – негромкие певучие звуки или слоги. Дети любой национальности и даже с врожденной глухотой, гулят практически одинаково. В 3-4 месяца гуление плавно переходит в лепет – повторяющиеся сочетания гласных и согласных звуков, сопровождающие деятельность малыша. Произносимые детьми звуки начинают напоминать звуки именно их родного языка. Если ребёнок имеет тяжёлые врожденные нарушения слуха, то лепетать он не будет, гуление у него постепенно затухнет.

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет) Начиная с 6-ти месяцев, ребёнок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определённые звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания. В возрасте от 1-го года до 3-х лет происходит становление активной речи. В этот возрастной период понимание речи взрослых намного выше произносительных возможностей ребёнка. Первые слова – обобщённые, одно и то же слово или сочетание звуков может обозначать и предмет, и просьбу, и чувство. Понять, о чём именно говорит малыш, можно только по сопутствующей словам ситуации – это ситуационная речь, сопровождающаяся активной мимикой и жестами. В 1,5 года характер употребляемых слов становится обобщающим, дети начинают понимать словесное обращение взрослых вне конкретных ситуаций, быстро усваивать новые знания и слова. В 2-3 года словарный запас активно накапливается, а на третьем году жизни начинает формироваться грамматический строй речи – ребёнок усваивает формы единственного и множественного числа существительных, падежные окончания, начинает изменять глаголы по временам и лицам. 

Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до 7-ми лет) На данном этапе продолжает накапливаться словарный запас, параллельно с ним идёт активное развитие грамматического строя речи. У ребёнка появляется навык слухового контроля над речью, но у большинства детей отмечаются дефекты произношения шипящих, свистящих звуков, сонорных [Л] и [Р]. К 4-м годам ребёнок пользуется простыми распространёнными предложениями. К 5-ти годам появляются сложноподчинённые и сложносочинённые предложения, навыки пересказа. На момент поступления в школу должно быть сформировано правильное произношение и фонематическое восприятие – чёткое различение всех звуков. 

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет) На данном этапе дети сознательно усваивают речь, грамматические правила построения предложений, у них происходит целенаправленная перестройка от восприятия и различения звуков речи до осознанного практического использования всех языковых средств. Ведущая роль при обучении в школе отводится письменной речи. Основной критерий уровня речевого развития ребёнка в этом возрасте – это умение строить грамотные фразы, распространять предложения, пересказывать и рассказывать, анализировать звуковой и слоговой состав слов. Важен не только объём словарного запаса, но и его качество – наличие в нём прилагательных, наречий, местоимений, предлогов. Ребёнок старшего дошкольного и школьного возраста должен хорошо владеть навыками словообразования и словоизменения. Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваивать новые понятия, определения, активно расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Это является основным условием успешного обучения, ведь именно через речь развивается отвлечённое мышление, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

Стимулирование речевого развития детей

Речь маленького ребёнка развивается быстрее и лучше, когда с ним много беседуют, но не просто разговаривают, а именно общаются. Слышимая речь должна быть обращена непосредственно к нему, а он должен иметь возможность в доступной форме откликаться. Просто общаясь малышом, взрослые уже целенаправленно занимаются развитием его речи. Для многих этого вполне достаточно, но есть дети, нуждающиеся в специальном стимулировании речевого развития. Без помощи взрослых они могут начать говорить с большим опозданием и нарушениями. Стимулировать развитие речи у детей рекомендуется в игровой форме, поскольку она в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности.

Для каждой возрастной категории существуют определенные игры, они направлены на формирование и совершенствование следующих функций и умений:

ü  речевого и фонематического слуха;

ü  силы голоса и темпа речи;

ü  артикуляции;

ü  физиологического и речевого дыхания;

ü  слоговой структуры слова;

ü  правильного произношения;

ü  словарного запаса и грамматического строя речи;

ü  связной речи.

Очень полезны стихи, песенки, потешки, скороговорки, загадки, которые дети сначала слушают, а потом разучивают; игры с движениями и пальчиковые игры. Для старших дошкольников существуют специальные игры и упражнения, помогающие в обучении грамоте.

Заранее предугадать, как именно будет развиваться речь, за редким исключением невозможно. Чтобы не упустить время, желательно практически с самого рождения малыша заниматься целенаправленным формированием его речи:

Для полноценного и своевременного развития речи очень важно общение ребёнка с другими людьми — сначала с членами семьи, позже с другими детьми. С ними ребёнок должен играть в подвижные и ролевые игры, игрушки – это вызывает необходимость вступать в общение, а значит, стимулирует к речевым высказываниям.

Общение с ребёнком со стороны взрослых не должно быть поверхностным. Обращаясь к малышу нужно говорить неторопливо, внятно, правильно. Когда взрослый находится на одном уровне с ребёнком, тот видит, как двигаются губы и язык – это помогает ему освоить произношение звуков.

Лучше, когда во время общения не мешают посторонние звуки, так как они не дают ребёнку сосредоточиться на речи, вслушаться, понять и проанализировать услышанное.

К телевизору, даже к просмотру мультфильмов, нужно приучать как можно позже. Экранная речь не требует от ребёнка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Просмотр телевизора формирует у ребёнка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект.

Даже развивающие компьютерные игры крайне неполезны для малышей. В дошкольном возрасте детям нужно иметь дело с реальными объемными предметами, которые можно подержать в руках, рассмотреть со всех сторон, произвести с ними какие-то действия. Ручное манипулирование предметами, развитие мелкой моторики оказывает самое благоприятное влияние на развитие речи и мышления. В то время как даже специальные речевые компьютерные игры мешают формированию творческого воображения, ручной умелости, в итоге замедляя речевое развитие детей. Речь может формироваться только с настоящим, живым собеседником или с настоящими игрушками, которые благодаря воображению и фантазии могут заменить ребёнку собеседника.

У каждого ребёнка должны быть игрушки, в том числе развивающие, соответствующие его возрасту и уровню развития. Но не следует покупать их слишком много, чтобы не вызывать чувства пресыщения. Пресыщенный ребёнок теряет интерес к новому, а именно наличие интереса и любознательности являются важными предпосылками полноценного речевого и общего развития.

После 3-х лет нужно аккуратно направлять речевое развитие ребёнка. Словарь у нормально развивающегося ребёнка будет накапливаться сам собой вместе с расширением жизненного опыта. Уточнение грамматической структуры будет происходить по мере усложнения фразовой речи. Задача взрослых — вовремя и тактично исправлять возможные ошибки.


 

Консультация для родителей «Этапы и стимулирование речевого развития детей»

Консультация для родителей «Этапы и стимулирование речевого развития детей»

Этапы и стимулирование речевого развития детей »

Этапы и стимулирование речевого развития детей »

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет)

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет)

К телевизору, даже к просмотру мультфильмов, нужно приучать как можно позже

К телевизору, даже к просмотру мультфильмов, нужно приучать как можно позже
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2023