Консультация для родителей «Готовим руку ребенка к письму»
Подготовка к письму является одним из самых сложных
этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с
психофизиологическими особенностями 6 летнего ребенка, с одной стороны, и с
самим процессом письма, с другой стороны.
К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые
должны соблюдаться в обязательном порядке.
Требования к организации процесса письма.
№1. Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий.
Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным
положением ручки в руке.
Как правильно держать ручку?
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху
придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три
пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может
легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец
могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца.
Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая
указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает
мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.
№2. Когда пишем, соблюдаем следующие правила:
• Стол, за которым ребёнок будет делать уроки подобран по росту ребёнка;
• Свет при письме падает слева;
• Сидим прямо;
• Ноги вместе;
• Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см;
• Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена
по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову;
• Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать
середине груди;
• Оба локтя лежат на столе.
Можно заучить маленький стишок и повторять каждый раз перед началом письма
(помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника):
Сели прямо, ноги вместе,
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.
Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на
внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро
ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание
запястья. Через какое-то время, когда "проделали" достаточно большое
расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.
Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письму,
наиболее эффективными считают: упражнения на укрепление мышц руки.
Упражнения на укрепление
мышц руки
1. Упражнения с мелким материалом.
Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать
пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать
тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать
с пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду), плести из ниток (например,
закладки) и так далее.
2. Различные виды продуктивной деятельности:
лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги,
вышивание. Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение «творца»,
является ключом к эмоциональному пониманию искусства.
3. Закрашивание
Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем
они выполняют его с удовольствием.
Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за
пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно
изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем
светлым, более густым и очень густым.
4. Штриховка – эта работа достаточно трудная, но очень полезная для
развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.
Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве,
вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений.
Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап
подготовки к письму. Для того чтобы интерес ребёнка не угасал, можно включать
игровые моменты, например, «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо,
закрыть окна в домике».
5. Срисовывание различных графических образов.
При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку:
дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы,
верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно
срисовать детали картинки.
6. Выполнение пальчиковой гимнастики.
По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре
головного мозга.
Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку
ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное
восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует
развитию речи. Предлагаю Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики.
«Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.
«Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как
веером.
Мы купили новый веер,
Он работает, как ветер.
«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести
щелчок.
Раз щелчок, два щелчок.
Каждый пальчик прыгнуть смог.
7. Обводка по контуру фигур различной сложности.
Это задание развивает не только моторику руки, но и фантазию, т.к. можно
усложнить задание и предложить ребёнку нарисовать звезду, ромашку или тропинку
к лесу, при этом необходимо обращать повышенное внимание не на количество
выполненного задания, а на его качество. Если задание не получилось, есть
возможность повторить это задание. После хорошо выполненного задания ребёнок
получает заслуженную похвалу.
Можно ещё посоветовать, как мальчикам, так и девочкам, конструировать из LEGO.
Там детали довольно мелкие и требуют от пальчиков расторопности. Занятия шитьём
и вышиванием также отлично развивают мелкую моторику. Конечно, здесь взрослый
должен быть всегда рядом, дабы ребёнок не поранился иголкой.
Привлекайте ребёнка к лепке пирожков и пельменей. В летний период дайте задание
прополоть грядку от сорняков, пусть постирают свои носовые платочки или
кукольную одежду – всё это тоже развивает мелкую моторику.
И так постепенно, заставляя работать пальчики, мы и подготовим руку ребёнка к
письму.
Если мы будем ежедневно проводить такие упражнения, то дети научатся управлять
своими руками, пальцами. Они не будут испытывать страха перед пишущим
предметом, будут держать уверенно и ручку, и карандаш.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.