ХВАЛИМ РЕБЁНКА •
ПРАВИЛЬНО.
Правильная похвала помогает нам растить гармонично развитого ребенка.
—....„. С помощью похвалы мы подбадриваем ребенка, вселяем в него уверенность в • свои силы, подталкиваем на хорошие поступки. Однако многие из вас замечали, что в какой-то момент ребенок становится слишком зависимым от похвалы или наоборот, перестает на неё реагировать. Как же найти золотую середину, как правильно и за что хвалить ребенка, чтобы не захвалить?
ХВАЛИМ САМОГО РЕБЕНКА.
Многие психологи советуют не хвалить просто так, а только за хорошие поступки. Но при таком подходе ребенок будет считать, что родители любят его только за определенные дела, к сожалению, будут думать, что они не любимы, не хороши и не умны и станут зависеть от чужого мнения. Они будут бояться, что если сделают что-то не так, то сразу потеряют «последнюю родительскую любовь». Так что почаще говорите ребенку, какой он замечательный и как вы рады, что он у вас есть.
ХВАЛИМ НЕ ЗАХВАЛИВАЕМ.
Если ребенок с рождения привык к восторженному отношению к себе, то, оказавшись в большом мире, он может испытать большое разочарование — там его не ждет подобное обожание. «Перехваленному» ребёнку уже трудно обходиться без хвалебных речей. Он станет всеми силами добиваться того, чтобы его оценили. Либо наоборот, избыток похвал приестся и надоест. Тогда ребёнок начнет действовать «на зло», чтобы добиться другого отношения к себе.
СНАЧАЛА БЫЛА ПОХВАЛА.
Нам более привычно хвалить ребенка, когда уже виден результат работы. Но если ребенка зарядить положительными эмоциями и энергией именно вначале «пути», то ваша вера в его возможности поможет ребёнку свернуть горы! Сделайте небольшой комплимент:
«Ты вчера так хорошо убрал все игрушки, у тебя сегодня все получится» И не стоит хвалить ребенка, когда он увлечен своим делом, лучше поддержать, когда дело «застопорилось»,
ОДОБРЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ И ПОСТУПКОВ. Конечно, когда ребёнок, что-то делает, прикладывает усилия. Он достоин одобрения. Но в данном случае хвалить надо не ребенка, а поступок, причем так, чтобы ребёнок сам смог сделать выводы о своем деле: «Ты сегодня сам смог одеться! Поздравляю!» (для ребенка это будет значить: «Я постарался и у меня все получилось!». Если вы скажете: «Молодец! Ты уже большой!» - вы дадите оценку не действиям, а самому ребенку. Чувствуете разницу? Таким образом, ребенок получит необходимую ему эмоциональную оценку, но не будет зависимости от чьего- либо мнения.
НЕ АКЦЕНТИРУЕМ НА ОШИБКАХ РЕБЕНКА.
Ведь на ошибках дети учатся искать и принимать решения. Намного действеннее похвалить то, что получилось, тактично промолчав о промашках. Если ребенок нарисовал несколько мячиков, выберите наиболее удавшийся и похвалите: «Мне понравилось, как ты нарисовал эти два мячика, они такие ровненькие и круглые».
СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ.
Ставя своему ребенку в пример « хорошего» соседского мальчика, а еще хуже родного брата или сестру, мы « сталкиваем детей лбами». Ругая одного и хваля другого, мы угнетаем и загоняем в угол первого и превозносим и эгоцентрируем второго. Призывая «брать пример», мы вызываем в ребенке негативизм и воспитываем ревность, зависть и обидчивость.
ПОХВАЛА НУЖНА ВСЕМ: И ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ.
БУДЬТЕ ИСКРЕННИМИ В ВЫРАЖЕНИИ СВОИХ ЧУВСТВ, НЕ БОЙТЕСЬ ЛИШНИЙ РАЗ УЛЫБНУТЬСЯ, ОБНЯТЬ, ПОДБОДРИТЬ И СКАЗАТЬ ТЕПЛЫЕ СЛОВА.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.