Консультация для родителей «Играем, геометрические фигуры изучаем»
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Хотите, чтоб ваш ребенок был успешным в жизни?
Начните с
воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружите
его с математикой.
Современные ученые отмечают большое значение
геометрии для развития пространственного мышления и воображения
ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
Геометрия
многим родителям кажется наукой, изучение которой нужно начинать в
школе. На самом деле, геометрию можно показать малышам с раннего
возраста в игре, творчестве, стихах, детских книгах.
С самого раннего детства ребенок уже знакомится с объемными
фигурами: пирамидка (игра, в которой нужно надеть колечки в определенном
порядке на стержень), так в детский словарь приходят первые «ученые»
слова –основание, вершина. Постепенно игра пополняется другими
формами: кубики, конусы, цилиндры (строительные конструкторы).
В старшем дошкольном возрасте ребенок в игровой форме знакомится
с такими понятиями, как точка, линия, плоскость
Обращайте внимание
ребенка на окружающие предметы.
Посмотри, у этих стаканчиков донышко в форме круга! Обведи их
пальчиком правой руки и скажи «круг».
Во время обеда обсудите форму посуды. Собираясь на прогулку,
положите малышу в карман куртки платочек. Скажите, что он сделан в форме
квадрата.
На улице называйте форму дорожных знаков, песочниц, колёс, автомобильных
номеров, клумб, домов.
Игра «Заплатки для одеяла»
Нарисуйте коврик, в котором мыши прогрызли дыры. Каждая дыра —
круг или квадрат. Вырежьте заплатки, которыми можно починить коврик.
Предложите наложить заплатки на прорехи.
Игра «Найди такую же фигуру»
Вы показываете фигуру, а ребёнок находит такую же среди фигур,
нарисованных на карточках. В изучении новых фигур используйте лепку и
рисование. Сделайте колобка, шарики для ёлки, молодильные яблочки для
мамы. Предложите нарисовать клубочек ниток, бублики.
Учим фигуры с детьми 4-5 лет
В этом возрасте ребёнок уже способен запомнить более сложные фигуры.
Как только вы увидите, что он выучил, что такое круг, шар, квадрат и куб,
можно по одной вводить новые фигуры. Например, цилиндр, треугольник,
прямоугольник.
Учите выделять их
признаки осязательно-двигательным способом:
наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность.
Покажите ребёнку квадрат из бумаги. Согните по диагонали, разрежьте
его — получится два треугольника. Один из них дайте ребёнку и предложите
его обследовать: «Это треугольник. У него есть углы и стороны. Покажи их».
Пусть дотронется до углов пальцем, пересчитает их, повторит вслух.
Разделив квадрат на две равные части, познакомьте ребёнка с
прямоугольником.
«Кто больше найдёт?»
Большое удовольствие детям доставляет игра-соревнование «Кто больше
найдёт?». Взрослый спрашивает, кто сможет найти и назвать больше всех
круглых (квадратных, треугольных и других) предметов в комнате.
Учим фигуры с детьми 5-7 лет
В 5-6 лет познакомьте ребёнка с овалом, ромбом. В этом возрасте важно
подвести его к пониманию, что квадрат — это разновидность четырёхугольника.
В 6-7 лет дайте представление о многоугольниках (на примере
треугольника и четырёхугольника). Научите ребёнка составлять из двух
треугольников ромб, из двух квадратов — прямоугольник и так далее. Для
этого прекрасно подходит игра «Роботы», где участникам надо нарисовать
робота только из: кругов/треугольников/ромбов/любых геометрических фигур.
«Закончи изображение»
Каждому игроку дают лист, где нарисовано разное количество кругов,
квадратов, прямоугольников (начинайте с трёх). За 15 минут (а затем 10 и 5)
игрок должен дорисовать карандашами к каждой фигуре всё, что хочет, но
так, чтобы получились предметные изображения (круг: обруч, кольцо,
колесо, часы, пуговица). Выигрывает тот, чьи рисунки получились наиболее
оригинальными
«Пространственная геометрия для малышей», М. Аромштам
«Путешествие в геометрию», В.Г. Житомирский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.