Консультация для родителей "Игры для развития внимания"

  • docx
  • 17.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Игры на развитие внимания».docx

 

Консультация

«Игры на развитие внимания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

 

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

Функции внимания:

·         отбор информации

·         обеспечение удержания активности на объекте

·         регуляция и контроль

Свойства внимания:

·         концентрация – выражается в том, что внимание поглощено

одним объектом

·         устойчивость – внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте

·         объем – это свойство измеряется тем количеством объектов,

 которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени

·         распределение – внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов

·         переключение – внимания это намеренный перенос внимания

 с одного объекта на другой

·         сосредоточение

Виды внимания:

·         непроизвольное – сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя.

·          произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение

на объекте, вызванное условиями деятельности.

·         послепроизвольное – сосредоточение сознания на объекте,

значимом и ценном для личности.

Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное

Внимание зависит от:

·         характера объектов

·         интереса предмета и сознания его значимости

·         привычки переключать внимание в определенных условиях

 

Игры и упражнения для развития произвольного внимания:

- Игра «Скажи, что изменилось» В этой игре могут быть использованы любые картинки. Для детей 4-5 лет 4-7 картинок. (картинки из любого лото)

Ход игры: «Посмотри сейчас я положу картинки перед тобой и мы вместе скажем, что на них изображено. А сейчас запомни, как эти картинки лежат, теперь ты закроешь глазки и отвернёшься — не будешь подглядывать, я какие — то картинки поменяю местами» Ребёнок закрывает глазки, вы меняете картинки и спрашиваете, что изменилось. Так же можно использовать игрушки.

Упражнение «Найди одинаковых мишек» Всё что Вам понадобится это цветные картинки с разными мишками, но чтобы они повторялись (например, 2 мишки с бантиком, 2 мишки в шортиках, и т.д.) Как выполнять? Берём готовую заготовку с картоном и наклееные на неё мишками. Говорите ребёнку: «Посмотри и найди 2- х одинаковых мишек» Данное упражнение ориентировано на детей 3 — 4 лет.

Упражнение «Лабиринт» Суть заключается данного упражнения в том, чтобы ребёнок научился следить глазками за проходящей линией к какому — либо предмету. Например, лабиринт кошка и мышка.

Родитель задаёт инструкцию: «Посмотри, это лабиринт. Нам с тобой нужно помочь сделать так, чтобы кошка догнала мышку, чтобы они встретились» Сначала по линией проводят пальчиком ребёнка, затем глазками. Если на первоначальных этапах сложно можно использовать карандаш и проводить линии. Упражнение ориентировано на возраст 4 — 6 лет.

 

Упражнение «Найди всех зайчиков — они спрятались» Потребуются зайчики и домики, можно заранее подготовленные шаблоны с деревьями.

Наклеиваем на зайку дерево, но неполностью, чтобы зайчик выглядывал из — за дерева. Говорим ребёнку: «Найди зайчиков, которые спрятались» Если сложно оказываем стимулирующую помощь. Упражнение для 3 — 4 лет.

Игра «Найди отличия» Потребуются картинки, которые отличаются друг от друга 2 или 3 изображениями и более. Предлагаем ребёнку сказать чем отличаются картинки.

Игра может быть ориентирована на возраст 5 — 6 лет.

Упражнение «Найди кружочки красного цвета, найди кружочки зелёного цвета ...» Картинный материал: 1 большая картинка, на ней должно быть изображено: 3 зелёных круга, 3 красных, 3 жёлтых. Предлагаем ребёнку: «Найди мне кружочки красного цвета, найди кружочки зелёного цвета, найди кружочки жёлтого цвета» Не получается?

Используем стимулирующую помощь. Упражнение используется для разного возраста (количество кружочков в зависимости от возраста ребёнка: если 3 года — максимальное количество 4, если 4 года 5 кружочков, 5 лет — усложняем задание можно использовать не только кружочки, но и квадратики разных размеров)

Игра «Какой игрушки не стало» Игрушки — 4 или 5 штук. Суть игры: ставите перед ребёнком игрушки и проговариваете с ним название игрушек, затем одну убираете и спрашиваете, какой игрушки не стало. Игра может быть использована для разного возраста.

Игра «Светофор» Что нужно? 3 кружочка: жёлтый круг, красный круг, зелёный круг. Инструкция: «Посмотри сейчас я тебе покажу 3 кружоочка. На красный ты будешь хлопать, на зелёный топать, а на жёлтый — махать руками, как ветер качает деревья. Давай попробуем» После этого пробуем. Игра больше ориентирована на возраст 5 — 6 лет.

Данные игры могут быть использованы и учителями начальной школы, это касается 1 — х классов и если ребёнок страдает невнимательностью на уроках.

Уважаемые родители данные игры и упражнения помогут вашим детям стать более наблюдательными. Успехов и терпения в воспитании ваших детей.

Источник:

http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-na-razvitie-myshlenija-pamjati-vnimanija-dlja-detei-srednei-grupy.html


 

Скачано с www.znanio.ru