Консультация
«Игры на развитие внимания»
Педагог-психолог
Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.
Функции внимания:
· отбор информации
· обеспечение удержания активности на объекте
· регуляция и контроль
Свойства внимания:
· концентрация – выражается в том, что внимание поглощено
одним объектом
· устойчивость – внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте
· объем – это свойство измеряется тем количеством объектов,
которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени
· распределение – внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов
· переключение – внимания это намеренный перенос внимания
с одного объекта на другой
· сосредоточение
Виды внимания:
· непроизвольное – сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя.
· произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение
на объекте, вызванное условиями деятельности.
· послепроизвольное – сосредоточение сознания на объекте,
значимом и ценном для личности.
Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное
Внимание зависит от:
· характера объектов
· интереса предмета и сознания его значимости
· привычки переключать внимание в определенных условиях
Игры и упражнения для развития произвольного внимания:
- Игра «Скажи, что изменилось» В этой игре могут быть использованы любые картинки. Для детей 4-5 лет 4-7 картинок. (картинки из любого лото)
Ход игры: «Посмотри сейчас я положу картинки перед тобой и мы вместе скажем, что на них изображено. А сейчас запомни, как эти картинки лежат, теперь ты закроешь глазки и отвернёшься — не будешь подглядывать, я какие — то картинки поменяю местами» Ребёнок закрывает глазки, вы меняете картинки и спрашиваете, что изменилось. Так же можно использовать игрушки.
Упражнение «Найди одинаковых мишек» Всё что Вам понадобится это цветные картинки с разными мишками, но чтобы они повторялись (например, 2 мишки с бантиком, 2 мишки в шортиках, и т.д.) Как выполнять? Берём готовую заготовку с картоном и наклееные на неё мишками. Говорите ребёнку: «Посмотри и найди 2- х одинаковых мишек» Данное упражнение ориентировано на детей 3 — 4 лет.
Упражнение «Лабиринт» Суть заключается данного упражнения в том, чтобы ребёнок научился следить глазками за проходящей линией к какому — либо предмету. Например, лабиринт кошка и мышка.
Родитель задаёт инструкцию: «Посмотри, это лабиринт. Нам с тобой нужно помочь сделать так, чтобы кошка догнала мышку, чтобы они встретились» Сначала по линией проводят пальчиком ребёнка, затем глазками. Если на первоначальных этапах сложно можно использовать карандаш и проводить линии. Упражнение ориентировано на возраст 4 — 6 лет.
Упражнение «Найди всех зайчиков — они спрятались» Потребуются зайчики и домики, можно заранее подготовленные шаблоны с деревьями.
Наклеиваем на зайку дерево, но неполностью, чтобы зайчик выглядывал из — за дерева. Говорим ребёнку: «Найди зайчиков, которые спрятались» Если сложно оказываем стимулирующую помощь. Упражнение для 3 — 4 лет.
Игра «Найди отличия» Потребуются картинки, которые отличаются друг от друга 2 или 3 изображениями и более. Предлагаем ребёнку сказать чем отличаются картинки.
Игра может быть ориентирована на возраст 5 — 6 лет.
Упражнение «Найди кружочки красного цвета, найди кружочки зелёного цвета ...» Картинный материал: 1 большая картинка, на ней должно быть изображено: 3 зелёных круга, 3 красных, 3 жёлтых. Предлагаем ребёнку: «Найди мне кружочки красного цвета, найди кружочки зелёного цвета, найди кружочки жёлтого цвета» Не получается?
Используем стимулирующую помощь. Упражнение используется для разного возраста (количество кружочков в зависимости от возраста ребёнка: если 3 года — максимальное количество 4, если 4 года 5 кружочков, 5 лет — усложняем задание можно использовать не только кружочки, но и квадратики разных размеров)
Игра «Какой игрушки не стало» Игрушки — 4 или 5 штук. Суть игры: ставите перед ребёнком игрушки и проговариваете с ним название игрушек, затем одну убираете и спрашиваете, какой игрушки не стало. Игра может быть использована для разного возраста.
Игра «Светофор» Что нужно? 3 кружочка: жёлтый круг, красный круг, зелёный круг. Инструкция: «Посмотри сейчас я тебе покажу 3 кружоочка. На красный ты будешь хлопать, на зелёный топать, а на жёлтый — махать руками, как ветер качает деревья. Давай попробуем» После этого пробуем. Игра больше ориентирована на возраст 5 — 6 лет.
Данные игры могут быть использованы и учителями начальной школы, это касается 1 — х классов и если ребёнок страдает невнимательностью на уроках.
Уважаемые родители данные игры и упражнения помогут вашим детям стать более наблюдательными. Успехов и терпения в воспитании ваших детей.
Источник:
http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-na-razvitie-myshlenija-pamjati-vnimanija-dlja-detei-srednei-grupy.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.