Консультация для родителей
«Игры и упражнения для развития
логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Упражнения на развитие мыслительных
процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:
«Найди лишнее слово».
Предложите
ребенку определить слово, которое является «лишним».
- Старый,
дряхлый, маленький, ветхий
- Храбрый,
злой, смелый, отважный
- Яблоко,
слива, огурец, груша
- Молоко,
творог, сметана, хлеб
- Час,
минута, лето, секунда
- Ложка,
тарелка, кастрюля, сумка
- Платье,
свитер, шапка, рубашка
- Книга,
телевизор, радио, магнитофон
- Мыло,
метла, зубная паста, шампунь
- Береза,
дуб, сосна, земляника
Игра «4-лишний»
-развитие
обобщения
- Пирамидка
– матрёшка – портфель – кукла;
- Сосиски
– печенье – тарелка – сыр;
- Чайник
– кружка – колбаса – кастрюля;
- Кепка
– шапка – шляпа – тапочки;
- Перчатки
– ботинки – сапоги – туфли;
- Муха
– воробей – стрекоза – кузнечик;
- Мандарины
– бананы – помидоры – лимоны;
- Машина
– троллейбус – самолёт – скакалка;
- Синичка
– индюк – гусь – петух;
- Пенал
– тетрадь – карандаш – юла;
- Сом
– щука – жук – окунь;
- Куртка
– полотенце – платье – костюм.
«Назови слова…»
Предложите
ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
- Назови,
слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
- Назови,
слова, обозначающие домашних животных
- Назови,
слова, обозначающие диких животных
- Назови,
слова, обозначающие наземный транспорт
- Назови,
слова, обозначающие воздушный транспорт
- Назови,
слова, обозначающие водный транспорт
- Назови,
слова, обозначающие овощи
- Назови,
слова, обозначающие фрукты
- Назови,
слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)
Упражнение «Назови, одним словом».
-
Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
1.
Дети должны назвать каждую группу одним словом:
- а)
Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…
- б)
Стол, диван, кресло, стул -…
- в)
Москва, Баку, Кишинев, Минск -…
- г)
Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…
- д)
Январь, март, май, август -…
2.
Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним
словом:
- а)
Ботинки, туфли – это…
- б)
Прятки, жмурки – это…
- в)
Зима, осень - это…
- г)
Пальто, куртка – это…
- д)
Иванов, Петров, Сидоров – это…
Игра «Я буду говорить слово, ты тоже
говори, но только наоборот»
- Веселый
– грустный
- Быстрый
– медленный
- Красивый
– безобразный
- Пустой
– полный
- Худой
– толстый
- Умный
– глупый
- Тяжелый
– легкий
- Твердый
– мягкий
- Шершавый
– гладкий
Эта
игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
Упражнения на развитие мыслительной
операции:
«Сравнение предметов»
Для
сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
- муха
и бабочка
- дом
и избушка
- стол
и стулья
- книга
и тетрадь
- вода
и молоко
- топор
и молоток
- город
и деревня
Ребенок
должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты
видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары
ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и
бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?» Проанализируйте
ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать
сходства или различия?
Лингвистическая игра на развитие скорости
мышления:
«Закончи слово»
Предложите
ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый
слог,
а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы
начинаете игру. Предлагаются слоги:
·
- по…
· до…
- на…
· че…
- за…
· пры…
- ми…
· ку…
- му…
· зо…
Упражнение «Подбери признаки»
-развитие
логического мышления и смысловой памяти.
-Подобрать
- слова признаки по каждому слову
- Игра
(какая?)- интересная;
- Снег
(какой)- пушистый;
- Вода
(какая?) - холодная;
- Луна
(какая?)- круглая;
- Дым
(какой?) - густой;
- День
(какой)- солнечный;
- Трава
–
- Крик-…
- Стол
-..
- Окно
-..
- Дом
-…
Упражнение «Смысловые ряды»
-
развитие мышления.
-детям
предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.
- Волк
– заяц, кошка - …
- Быстро
– быстрее, медленно - …
- Лиса
– лисенок, волк -…
- Белка
– орешки, медведь - …
- Человек
– дом, крот - …
- Лес
– деревья, поляна - …
- Пальто
– зима, шорты - …
- Море
– вода, суша - …
- Вода
– кран, свет - …
- Учитель
– школа, воспитатель - …
«Вопрос-ответ».
-
активизация логического мышления и речи.
Вопросы
детям:
- Чем
похожи стул и табуретка?
- Какие
слова начинаются с буквы В?
- Какие
вежливые слова вы знаете?
- Как
вы думаете чему учат в школе?
- Какой
день следует за вторником?
- На
какой свет светофора надо переходить улицу?
- Чем
отличается бабочка от стрекозы?
- У
коровы телёнок, а у лошади…
- Назовите
детёныша у овцы?
- Какое
слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?
- Какое
слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.
- Что
бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)
- Какой
день надели последний?
- Что
делают из муки?
- Кто
работает в магазине?
- Мышь
маленькая, а муравей…
- Певец
поёт, а балерина…
- Где
работает клоун?