Консультация для родителей на тему: «Психологическое здоровье ребенка в семье»
Оценка 4.9

Консультация для родителей на тему: «Психологическое здоровье ребенка в семье»

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
воспитание
Взрослым
24.09.2024
Консультация для родителей на тему: «Психологическое здоровье ребенка в семье»
о влиянии стиля семейного воспитания в сохранении психического здоровья ребенка и дальнейшей профилактике отклонений в его развитии).
Психологическое здоровье ребенка в семье.doc

Консультация для родителей на тему: «Психологическое здоровье ребенка в семье» (о влиянии стиля семейного воспитания в сохранении психического здоровья ребенка и дальнейшей профилактике отклонений в его развитии).

 

Сегодня я хочу напомнить всем родителям о том, какую роль играют взаимоотношения в семье в психическом здоровье детей. На родительских собраниях, проводимых в начале каждого учебного года, особенно в группах раннего и старшего дошкольного возраста, а так же на общеучрежденческих собраниях, во время личных консультациях для родителей, а так же на сайте нашего детского сада https://76detsad.ru/page/106 я регулярно отмечаю, что традиционно главным институтом воспитания является семья, что важно знать каждому родителю. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни, получая первый опыт общения, социального взаимодействия. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, а на протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. В ней закладываются основы личности ребёнка, формируется личность ребенка, определяются для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. 

Именно семья в первую очередь позволяет создать и затем поддерживать психологическое здоровье ребенка.

Всемирной организацией здравоохранения дает следующее определение понятия «здоровье»:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Выделяют следующие компоненты здоровья:

·                здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;

·                здоровье психическое - это способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.

·                здоровье социальное – это гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).

·                здоровье нравственное – это система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом.

Одним из наиболее важных и необходимых условий функционирования и развития является психическое здоровье.

Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.

Однако существуют факторы риска, которые вызывают нарушения психического здоровья. А раз мы говорим о семье, то нельзя не упомянуть, что семейные факторы среды, психологический климат в семье наиболее значимы для психического здоровья детей, так как именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в доме.

Родители – пример ему!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Одним из факторов, нарушающих психическое здоровье, является неправильное воспитание.

Представляю вам типичные ошибки в общении с детьми, о которых говорят многие исследователи (социальные, педагогические психологи, семейные психотерапевты):

* Если ребенок капризничает, мы ему говорим«Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. 

* Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, мы говорим«Не трогай!» 

* Если ребенок разбегался, мешает нам, мы говорим«Не бегай!» 

* Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем«Не слушай!» 

* Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему«Не кричи!» 

Не проявляй эмоций, не двигайся, молчи и слушай…вот постулаты, которые достаточно часто, хоть и непреднамеренно создают родители для своих детей. Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии?

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье и личностное развитие ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.

Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Так, для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты.

Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Выделяют следующие типы «неправильного» воспитания:

·                эгоцентрическое воспитание:

·                воспитание по типу неприятия:

·                сверхсоциализация ребёнка;

·                тревожно-мнительное воспитание.

Детям, которые стали жертвами эгоцентрического воспитанияс детства прививается мысль, что они способнее, умнее других, а потому имеют право на большее. Они и хотят всего достичь по-максимуму. Другое для них просто неприемлемо. В школе соперничество становится еще острее, неудачи переживаются глубже, особенно на фоне удач и успехов соперников. Чем слабее способности, тем ожесточеннее в таких случаях борьба и тем сокрушительнее последствия. Каждая неудача переживается как катастрофа, запуская механизмы болезни, ослабляется система организма. Естественно, такой ребенок нервный: плаксивый, обидчивый, ранимый. У него головные боли, бессонница. Такой ребенок может быть и трудным: вспыльчивым, требовательным, конфликтным, злым на язык, и родители опасаются его как трудного взрослого члена семьи и уступают ему во всем, чтобы не навлечь на себя гнев, а то и недетскую вражду.

Воспитание  по типу неприятия формирует заниженную неосознаваемую самооценку. Однако в данном случае ребенок не примиряется с ней. Напротив, ощущение ущербности ожесточает его, вызывает чувство протеста. Он не враждует, а стремится не уступить, догнать, обойти. Ребенок честолюбив, и успех, максимальное самоутверждение необходимы ему, чтобы достичь в первую очередь самоуважения, а уже потом уважения со стороны других. В конце концов, переживания, неудачи надламывают его. Он устает, надрывается.

Третий вариант неправильного типа воспитания проявляется при сверхсоциализации ребенкаОн запрограммирован как робот на роль пай-мальчика или пай-девочки и перепрыгивает через детство. Детства нет, сверстники "плохие, глупые", и он общается только со взрослыми или со столь же "серьезным" однолеткой, как и он. Он чрезмерно ответственен. Все у него взрослоподобно - устремления, переживания, реагирование. Внутреннее напряжение, недетские переживания приводят такого ребенка к нервозности. Что-то не удается, противоречит его настроенности, и он раздражается, страдает от бессонницы. У него чаще всего общие нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, неустойчивость артериального давления.

При тревожно-мнительном воспитании наблюдается тревожное восприятие неудач, мнительность в отношении сверстников, воспитателей, учителей. Такой ребенок не честолюбив и не завистлив. Он тревожен, мнителен, боязлив, принимает все близко к сердцу, ждет неприятностей, бед. Он опасается сверстников, боясь унижения, и школы, где ожидает неудач. Чтобы обезопасить себя от неприятностей, он старается больше всех, готов не спать, чтобы все успеть. Этот ребенок в группе риска по сердечнососудистым заболеваниям, болезням почек и легких.

Также одним из факторов риска является тип отношения родителя к ребенку/стили семейного воспитания. От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений:

·                авторитетный (демократический);

·                авторитарный (деспотичный);

·                либеральный (попустительский);

·                индифферентный (безразличный).

Авторитетный стиль

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Результаты: Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Результаты: Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия. (сделать акцент на отрицательных последствиях).

Либеральный стиль

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Результаты: Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Результаты: Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.

И еще одним из факторов, тесно перекликающимся со стилем воспитания, является авторитет родителей в семье по отношению к ребенку, то есть влияние и отца, и матери. Подобное влияние должно быть в первую очередь основано на родительских знаниях, на родительских нравственных достоинствах, воспитывающих уважение к родителям, к членам семьи и к взрослым людям вообще.

Анализируя опыт благоприятного и неблагоприятного семейного воспитания, который в большинстве случаев подробно описывается в психолого-педагогической литературе, можно прийти к выводу: не все родители правильно понимают значение собственного авторитета в процессе воспитания детей.

 

Как показывают данные литературные примеры и примеры из реальной жизни каждого из нас, можно сделать вывод о том, что сегодня существует много ложных  оснований для авторитета.

Авторитет подавления: по каждому поводу родители раздражаются, повышают голос, прибегают к физическим методам воздействия; родителям неинтересно, какие проблемы испытывает их ребенок, что при этом чувствует. При таком терроре ребенок вырастает безвольным, запуганным или, наоборот, самодуром, мстящим за подавленное детство.

Авторитет педантизма: родители отдают приказы и требуют беспрекословного их выполнения; такое проявление родительского педантизма направлено лишь на то, чтобы доказать ребенку, что он находится в родительской власти и спорить с этим бесполезно. Дети из таких семей либо подчиняются, страдая от отсутствия самостоятельности либо сопротивляются требованиям взрослых, и тогда возникают конфликтные ситуации, что нередко приводит ребенка в группу риска.

Авторитет назидания: родители мучают ребенка бесконечными назиданиями и поучениями, приводя собственный опыт в качестве примера. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей, что приводит к открытым конфликтам между родителями и детьми.

Авторитет демонстративной любви: показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний делает из детей циников, расчетливых дельцов, жестоких и агрессивных людей.

 

 

Авторитет подкупа: хорошее поведение ребенка покупается подарками, обещаниями благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, родителями и бабушкой,  где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, манипулируют родными, приспосабливаются к ситуации.

Авторитет доброты: послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью, уступчивостью, порой переходящей в беспринципность, когда родители слишком сильно боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву. Дети в таких семьях капризны, требовательны, командуют родителями.

Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье.

 

Приобретение истинного авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд. 

Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – все это слагаемые родительского авторитета.

   

Авторитетность родителей в глазах ребенка – это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была. Так будут поступать дети в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе.

 

Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Авторитет родителей зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.

Еще одно качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, - это отсутствие боязни критики со стороны своих детей. Меняется мир, современные дети имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей тоже должны учиться у них.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера.

Чтобы понять, какую долгосрочную миссию выполняет родитель, занимаясь воспитанием детей, необходимо знать правила благополучного родителя:

1.       Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

2.       Чем меньше родители будут использовать в общении с ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.

3.       Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.

4.       Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

5.       Хамство и  грубость детства практически всегда возвращаются неуютной обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

6.                     Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.

7.                     Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребенка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки - совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.
«Родительские установки»

Негативные установки

Последствия

Позитивные установки

Горе ты мое!

Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты.

Радость ты моя!

Нытик, плакса!

Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.

Поплачь, станет легче!

Ты копия своего папочки!

Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями.

Папа у нас замечательный! Мама у нас умница!

Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.

Попробуй еще раз, и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе.

Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику.

Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.

Я тебя все равно люблю! Но мне очень неприятно - постарайся не поступать так больше.

Займись чем-нибудь, отстань.

Отчуждение, озлобленность.

Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся.

Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами!

Агрессия, капризы, истерики.

Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к её решению. И не следует откладывать её решение на более поздний период. Одно из основных условий полноценного развития ребенка - психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Необходимо научиться слушать и чувствовать ребенка, ведь именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание.

 

Материал оформлен консультаций педагогом-психологом МБДОУ № 76 Заговорич И.М., на основе консультаций, расположенных на сайте (https://76detsad.ru/page/106), педагога-психолога Кравчинской М.М. (МАДОУ «Детский сад № 7» г. Ярославля https://mdou7.edu.yar.ru/konsultatsii_pedagogov_i_spetsialistov/konsultatsii_pedagoga_minus_psihologa.html), педагога-психолога Фоменко Т.В. (https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/)


Скачано с www.znanio.ru

Консультация для родителей на тему: «Психологическое здоровье ребенка в семье» (о влиянии стиля семейного воспитания в сохранении психического здоровья ребенка и дальнейшей профилактике отклонений в…

Консультация для родителей на тему: «Психологическое здоровье ребенка в семье» (о влиянии стиля семейного воспитания в сохранении психического здоровья ребенка и дальнейшей профилактике отклонений в…

Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами,…

Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами,…

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к…

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к…

Естественно, такой ребенок нервный: плаксивый, обидчивый, ранимый

Естественно, такой ребенок нервный: плаксивый, обидчивый, ранимый

Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь

Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь

Как показывают данные литературные примеры и примеры из реальной жизни каждого из нас, можно сделать вывод о том, что сегодня существует много ложных оснований для…

Как показывают данные литературные примеры и примеры из реальной жизни каждого из нас, можно сделать вывод о том, что сегодня существует много ложных оснований для…

Авторитет подкупа : хорошее поведение ребенка покупается подарками, обещаниями благ

Авторитет подкупа : хорошее поведение ребенка покупается подарками, обещаниями благ

Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и…

Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и…

Нытик, плакса! Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность

Нытик, плакса! Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2024