Консультация для родителей на тему «Развитие речи детей 4–5 лет»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 01.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам: приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей); расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл); речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов). Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание. В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых. Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому,что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь! 1) Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок. 2) Художественное слово в воспитании дошкольников. Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности. 3) Речь и мелкая моторика рук. В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи. Упражнения для развития речи дошкольников: 1. Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные); 2. Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза); 3. Подбирать действия к предмету – (Ветер,что делает: воет, парус надувает, листья срывает); 4. Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце); 5. Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья); 6. Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро); 7. Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный); 8. Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес); 9. Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем); 10. Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья); 11. Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль - радость); 12. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т. к. это является распространенной ошибкой у малышей; 13.Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки, вязать… шарф; 14.Составлять фразы: срубленный, бегущий, висящий, жуткий, холодный…; 15.Про что можно сказать: холодный -, холодная -, холодное -…; 16. Произносить предложение (“На улице идёт дождь”)по- разному: радостно (и почему, грустно (и почему, удивленно (и почему); 17. “Новые слова" - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий; 18. «Кто что делает?»Показать картинки с изображением трудовых действий людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д. 19. Программа требует приучать детей правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.). 20. Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими. 21. «Что изменилось». Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет. Ребёнок говорит, что изменилось.
Иконка файла материала знанио2.docx

Консультация для родителей старшей группы «Зачем водить детей в музей?»

Для того, чтобы ребенок хотел все знать, не нужны специальные методики, ему просто должно быть интересно и сам взрослый должен получать от этого удовольствие.

Музей для ребенка – намного больше, чем занимательная прогулка. Это выход из привычных стен дома, из привычного пространства, обычной жизни. Это большое и особенное путешествие, это знакомство не просто с произведениями искусства, но с людьми других эпох и культуры. Посещение музея помогает детям начать увидеть другой мир и привычные вещи с другой стороны.

Музей – это место, в котором для души можно устроить настоящий пир.

Именно в этом возрасте бывает у ребенка пик, когда он хочет заботиться, любить и отдавать, он может заметить потребности и желания другого человека. Он использует все для игры и фантазии.

Ребенок становится человеком культуры, его начинает интересовать все неизведанное. Самое важное, что мы можем сделать для своих детей – не мешать им играть. Помогая развивать свой внутренний мир фантазий, проведение совместного времени с удовольствием, любование окружающим – это и есть самый лучший вклад в развитие ребенка.

Несколько простых правил, соблюдение которых убережет вас от типичных ошибок и научит ходить в музей.

- Не пытайтесь разделять искусство для взрослых и для детей. Оно для всех.

- Не думайте, что музеи – это пространство для школьников. Можно начинать водить в музеи с пяти лет. Это самый благоприятный период для того, чтобы влюбить детей в искусство.

- Подготовьте ребенка к посещению музея. Расскажите о том, что он увидит, что ему можно будет делать в музее. В последнюю очередь скажите о том, чего делать нельзя.

- Не старайтесь показать ребенку всё и сразу. Выберите пять произведений и проведите в музее не больше получаса.

- Не торопитесь напичкать знаниями. Дайте ребенку время испытать сопереживание произведению искусства.

- Попробуйте взглянуть на мир глазами вашего ребенка.Сядьте на корточки и воспользуйтесь сократовским методом: задавайте вопросы, чтобы помочь ребенку раскрыть содержание произведения искусства.

- Постарайтесь время, проведенное в музее, превратить в увлекательный отдых, а музей – в место, в котором легко фантазировать и можно испытать новые тактильные ощущения.

- Не думайте, что музеи – это исключительно о прошлом. История повторяется, а всё новое – это хорошо забытое старое. Посещение музеев – всегда больше, чем впечатление. Ведь произведения искусства воспитывают глаз человека и формируют его вкус.

Если с вашей помощью ребенок научится переводить то, что он видит, чувствует в символы, играть, видеть сны, получит удовлетворение в творчестве, можно сказать, что и тогда его путь не будет легким, но это то, что заставляет нас чувствовать, что жизнь достойна того, чтобы жить.