РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
С раннего детства необходимо заниматься с ребенком, чтобы его он вырос успешным, вызывал гордость и уважение людей. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.
Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Итак, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
· Правильное произношение всех звуков;
· Умение различать звуки речи на слух;
· Владение навыками звукового анализа и синтеза слов;
· Словарный запас;
· Сформированность грамматического строя речи;
· Связную речь;
· Речевую коммуникацию
Звукопроизношение и фонематический слух
Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки родного языка на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение навыками звукового анализа и синтеза
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
· слышать и выделять первый и последний звук в слове;
· определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
· определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
· называть слова с заданным звуком;
· уметь составлять слова из звуков;
· дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки глас¬ный, согласный, звонкий, глу¬хой, твердый, мягкий.
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа:
1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки),
2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры),
3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова). Умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки чтения.
Слоговая структура слова.
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, лекарство и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, предлоги), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
* Назови животных и их детенышей.
У курицы – цыпленок; у кошки… у собаки… у коровы...
у медведя… и т.д.
* Назови, одним словом каждую группу предметов.
Яблоко, груша, банан, апельсин. Кресло, кровать, стол. Зима, весна, лето, осень. Волга, Днепр, Енисей, Кама. Россия, Франция, Китай, Бразилия. т.д.
* Подбери к словам ОН, ОНА, ОНО, ОНИ подходящие по смыслу предметы.
Ведро…, лодка…, варежки…, солнце…, лыжи…, зонт…, голова…, туча…т.д.
* Отгадывание загадок.
* Многозначные слова. ЯЗЫК – у колокольчика, человека, у ботинка… т.д.
Грамматический строй речи
Сформированность грамматического строя речи – ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
* Назови предметы в единственном и множественном числе.
Котенок – котята, дерево – деревья, яблоко…, конфета…т.д.
* Составь одно слово из двух. Сам летает – самолет, голубые глаза – голубоглазый, любит тепло…, мало солить…, сам варит… т.д.
* Правильно употреби предлоги в предложениях. Мальчик плавает в воде. Выходит из воды. Загорает у воды. Гриб под кустом (у, перед, возле, за) т.д.
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь:
· пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;
· составлять рассказ по картинке, по серии картин;
· отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обратите внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ (рассказ));
- на лексику (полнота и точность использования слов);
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии необходимо обратиться к учителю-логопеду.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.