Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №№
«Ромашка»
Консультация для
родителей
на
тему: «Сенсорное развитие ребёнка
в раннем возрасте».
П. Свободный
Цель:
Дать родителям знания о сенсорном развитии ребенка, его
значимости, о значениях игры в развитии ребенка.
Вооружить знаниями о целесообразном
педагогическом
подборе игрушек и игр.
Приобщить к игре ребенка – взрослого в условиях
семьи.
План:
1.Сущность сенсорного развития детей раннего
возраста.
2.Значимость игры в развитии ребенка.
3.Как научить детей играть?
4.Поможем выбрать игрушку, оформляем игровой
уголок.
5.Учимся и играем.
Сущность
сенсорного развития детей раннего возраста.
Ранее детство – время, когда ребенок растет и развивается, с интересом
познает мир.
Оказывая на ребенка целенаправленное воздействие – обучая в игре
можно достичь высокого уровня развития творческих, мыслительных способностей,
восприятия, воображения, мышления.
Основной принцип обучение детей младшего дошкольного возраста –
это принцип наглядности и повторения.
Человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию
окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и так
далее.
Система, направленная на восприятие, на восприятие окружающего
мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного
восприятие окружающего мира служит сенсорное воспитание.
Его основная задача – помочь ребенку накопить
представление о цвете, форме, величине предметов.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение
сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно
этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент
общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения в
детском саду, школе и для многих видов труда.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и
других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он
знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой.
Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем,
запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного
воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит
стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко
оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь
сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка со
свойствами предметов. Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей,
т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
На втором – третьем году жизни основной задачей в сенсорном воспитании
является: научить ребенка выделять цвет, форму и величину, как особые признаки
предметов, накапливать представления об основных разновидностей цвета и формы,
и об отношении между двумя предметами по величине.
Значимость игры в развитии ребенка.
В раннем детстве ребенок очень любознателен.
Удовлетворить детскую
любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира,
помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями
позволит игра. Учиться, играя!
Играть, значит то, что общаясь со своим ребенком, ставить
себя как бы на один уровень с ребенком и это вознаграждается блеском
любознательных глаз, активностью восприятия, искренней любовь к взрослому.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры.
Главная их особенность состоит в том, что задания предлагается в игровой форме,
дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками
действий с определёнными предметами.
Ведущей в раннем детстве является предметная
деятельность, поэтом сенсорные целесообразно включать именно в этот вид
деятельности, где учет цвета, формы, величины объектов является необходимым
условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут
выступать: раскладывание предметов на две группы, размещение вкладышей в
гнёзда. При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение
детей внешним приёмам сопоставления объектов, например: накладывание объектов
друг на друга в случае ознакомления с формой; прикладывание их друг к другу с
уравниваем по одной линии при знакомстве с величиной; прикладывании вплотную
при распознании цвета.
Преимущество игры перед любой другой детской
деятельностью в том, что ребенок добровольно, с удовольствием подчиняется
определенным правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным.
Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка
деятельностью, игра становится школой произвольного поведения; в игре он
учиться добиваться цели, контролировать и оценивать себя, правильно
действовать.
В детстве игра является важнейшей деятельностью ребенка
и имеет большое значение для его физического, психического, умственного
развития, становление индивидуальности и формирования детского коллектива,
усвоении знаний о свойствах предметов, усвоения и закрепления сенсорных знаний
и умений.
Как
научить детей играть?
У многих родителей возникает вопрос: «Как правильно научить
детей играть?»
Помните главное! Нельзя навязывать малышу свои правила и
критиковать тот способ игры, который выбрал ребенок.
Не заставляйте ребенка играть против его воли. Попробуйте
перехитрить малыша: начните играть восхищенно и радостно восклицая. Громко и
эмоционально озвучивайте все действия, которые вы совершаете например: «Машинка
красная поехала у меня прямо в гараж красного цвета и спряталась там тр – тр».
Это привлечет малыша, произведет на него благоприятное
впечатление, и он наверняка захочет к вам присоединиться. И снова используйте
нехитрый тактический прием. Позвольте взять на себя инициативу в игре, сядьте
рядом с ним и начните повторять все действия, которые он совершает. У ребенка
возникает ощущение, что это он, а не вы руководите игрой, а это всегда очень
приятно и увлекательно для любого ребенка. Главное в детской игре создавать игровую
ситуацию. Не секрет, что большинство детей предпочитают играть вместе с мамой
или хотя бы в её присутствии. Секрет такой привязанности очень прост: ребенок
младше трёх лет чувствует себя безопасно и комфортно только в присутствии мамы
или другого близкого человека. Не забывайте хвалить малыша, поощряя любые
действия ребенка. Если вы будете
поощрять кроху, он постарается чаще играть.
Если вы хотите, чтобы ребенок играл с какой – нибудь определенной
игрушкой, другие лучше убрать, чтобы он их не видел. Тогда у него будет меньше
шансов отвлечься.
Располагайтесь во время игры напротив малыша, тогда вам будет легче удерживать
его внимание.
В возрасте
с 2 лет можно усаживать ребенка за столик, чтобы поиграть с ним. Это
ограничивает возможность передвижения и помогает сосредоточиться.
В конце
игры приручайте ребенка убирать все на место, никогда не оставляйте в комнате
раскиданные игрушки. Как это сделать? Превратите уборку в игру. Например: пусть
игрушки «запрыгают» в коробку, поэтому что наелись «прыгучих конфет», или
соревнуются между собой: кто быстрее окажется в коробке.
Фантазируйте вместе с малышом! Не настаивайте, чтобы он убрал
сразу много игрушек. Приручайте его к порядку постепенно. Хвалите если
заметите, что он начинает проявлять первые признаки самостоятельности.
Игрушки.
Игровой уголок.
У каждого ребёнка должен быть свой уголок. С этим местом у малыша должны быть
связаны самые приятные и светлые ассоциации.
Придерживайтесь основных правил, которые нужно помнить при обустройстве детского
уголка: комната не должна быть загромождена мебелью и игрушками
игрушки и ящики для них должны располагаться в доступных для него местах
в комнате не должно быть опасных предметов, открытых розеток
не держите большое количество игрушек в одном месте, лучше разложить их в
несколько коробок, или убрать часть на антресоли, меняя каждые две недели.
Тогда игрушки будут восприниматься - как новые и заинтересуют его ещё не раз.
При выборе игрушки для ребенка необходимо помнить о том, что игрушка:
должна быть яркой, красочной, эстетичной (не покупайте игрушки
неестественно ярких, кислотных окрасок).
должна быть приятной на ощупь
соответствовать требованиям безопасности
соответствовать уровню развития и возрасту вашего ребенка.
Учимся и играем
Для лучшего сенсорного развития детей хочу предложить вам ряд
игр, которые помогут вашим малышам легко и доступно познакомиться с формой,
цветом, величиной предметов.
Игра «Геометрик»
Цель: развивать представление о цвете, координацию движений, умение
создавать элементарные постройки из различных геометрических фигур.
Игра «Цветочная мозаика»
Цель: развивать мелкую моторику, формировать умение соотносить части
предметов по цвету.
Игра «Пирамидка сияние»
Цель: развивать представление о цвете предметов, координацию движений,
умение соотносить части предметов по цвету.
Игра «Ассоциации» «Цвета»
Цель: формировать умение различать цвета и находить предметы одного цвета,
способствовать развитию внимания, мышления, развивать наблюдательность.
Игра «Найди дом фигурке»
Цель: развивать умение детей соотносить геометрические формы с их
контурами.
Игра «Собери пирамидку»
Цель: развивать умение детей сравнивать предметы по величине, упорядочивать
их от самого большого к самому маленькому (по убыванию) активизировать
выражения «самый маленький», «самый большой», развивать координацию движения
рук под зрительным контролем.
Игра «Вкладыши»
Цель: развивать умение детей соотносить предметы по величине.
Игра «Найди предмет такой же формы»
Цель: закрепить представления детей о геометрических фигурах, формировать
умения соотносить предметы по форме, воспитывать выдержку, развивать умения
выслушивать ответы своих товарищей, выполнять действия в соответствии с
указанием взрослого.
Игры «Петушиный хвост», «Спрячь зайку», «Разноцветные
гномики»,
Спрячь мышку».
Цель: формировать умения детей соотносить предметы по цвету, называть
цвета (красный, синий, зеленый).
Игры «Три медведя», «Поможем поросятам», «Ежики и грибочки»,
«Уточки и мячи».
Цель: развивать умения детей соотносить предметы по величине,
активизировать выражения «большой», «маленький».
Игры «Дом для птички», «Сделай узор», «Орнамент».
Цель: развивать умения детей соотносить предметы по форме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.