Консультация для родителей «Подготовка ребенка к обучению в школе на этапе дошкольного образования».
подготовила учитель-логопед высшей категории
Маковей Людмила Григорьевна
МБДОУ ДС «Тополёк»
г. Волгодонск, 2024г.
1. 1 СЛАЙД Готовность к школе
Важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе является речевое развитие, соответствующее возрастной норме.
Первая составляющая речевого развития-это произношение звуков. Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров). Если у ребенка звук не исправлен, или звук исправлен, но недостаточно автоматизирован, т.е. ребенок в бытовой обстановке говорит по привычке неправильно, он делает на письме соответствующие ошибки, т.е. как говорит, так и пишет.
2 СЛАЙД (Нарушение произношения звуков. Ошибки)
На протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду проводится работа по исправлению дефектов произношения звуков. И здесь помощь родителей очень важна, т. к. только родители могут приучить ребенка проговаривать новые звуки в повседневной жизни, терпеливо и тщательно поправляя ребенка. В нашей практике мы отмечаем, что дети, овладевшие правильным звукопроизношением, используют звуки в группе, где педагоги делают замечания, а дома эти умения не закрепляются. Дома ребенок говорит по привычке, ему так удобнее, и родители не всегда имеют достаточный запас терпения для того, чтобы приучать ребенка пользоваться новыми для него звуками. Важно до школы решить эту проблему.
Вторая составляющая речевой подготовки ребенка-это достаточно развитый фонематический слух. На момент поступления в школу у ребенка должна наблюдаться сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка. Например, нужно четко произносить и слышать разницу звуков, близких в звучании, но не заменять один звук другим ТЬ-Ч (тяй-чай), СЬ-Ч (чайник-сяйник); опозиционных звуков С-Ш (сок-шок), З-Ж (забор-жаба), Р-Л (рак-лак), РЬ-ЛЬ (репка-лепка), Й-ЛЬ (ямка-лямка), К-Т (кот-тот); звонких-глухих согласных (привлечь родителей) Упражнение «Подбери парный звук». Я говорю глухой звук, а вы-парный звонкий.
П-Б Ф-В С-З Ш-Ж К-Г Т-Д
3 СЛАЙД (Нарушение фонематического слуха. Ошибки)
Распространенные ошибки на письме - это пропуски, замены букв, смешение согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости.
На протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду проводится работа по формированию и развитию у ребенка способности слышать эту разницу звуков. Дети учатся слышать мягкость согласных, которая создается при помощи Ь, при помощи гласных второго ряда (Ё Я Ю Е), учатся различать пары типа МА-МЯ МО- МЕ МУ-МЮ, учатся различать пары звонких-глухих звуков в слогах (ПА-БА ТА-ДА), в словах (КОСА-КОЗА) в произношении и на письме.
4 СЛАЙД (Звуко-буквенный анализ слова)
Со второго полугодия старшей группы ведется работа по развитию звукобуквенного анализа и синтеза. Дети приобретают умение:
-различать звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий;
- определять количество и последовательность звуков, место звука в словах с постепенно усложняющейся структурой (МАК КАША МАШИНА);
- определять количество слогов, понимать слогообразующую роль гласных звуков (сколько в слове гласных, столько и слогов), строить схему слова.
Третья составляющая речевого развития ребёнка - слоговая структура слова. Важно произносить сложные слова типа «экскаватор», «парикмахер» не только отдельно, но и в составе предложения. При недостаточно развитой слоговой структуре ребёнок на письме пропускет слоги, переставляет слоги местами. (СА_МО_ЛЕТ---МА-СО-ЛЕТ
Четвертая составляющая речевого развития ребёнка- грамматический строй речи. Это правильное построение предложения, правильное произношение окончаний слов (не «с тонками ножками, а «с тонкими ножками»); это употребление предлогов (не «кошка домике», а «кошка в домике»; это умение образовывать новую форму слова (лиса- нора лисья, но не «лисина», один стул-много стульев, но не «стулов») и многое другое.
5 СЛАЙД (Нарушение грамматического строя речи. Ошибки)
В школе дети, имеющие недостаточно развитый грамматический строй речи, пропускают предлоги, не выделяют предлог как отдельное слово, пропускают целые слова, неправильно согласовывают слова в составе предложения.
6 СЛАЙД (Схема предложения)
В старших группах детского сада дети приобретают умение:
-считать слова в предложениях с постепенно усложняющейся структурой (два слова, три слова, четыре слова);
-выделять в предложении слово-предмет (обозначается квадратиком), слово-признак (обозначается сердечком), слово-действие (обозначается ножницами). Предлагаю придумать предложение по схеме. (привлечь родителей)
-строить схему предложения с простыми предлогами, учатся выделять предлог как отдельное слово; (привлечь родителей)
Дети учатся распространять предложения:
(Девочка собирает ягоды. Девочка собирает спелые, красные, лесные ягоды. Мама видит белку);
Помочь ребенку почувствовать неправильное согласование слов в предложении можно с помощью игры «Исправь ошибку». (привлечь родителей)
Земляника собирает красную девочку.
Белка увидела маму в дупле.
Вязать, бабушка, шапка, тёплый.
Пятая составляющая речевого развития ребёнка- достаточно развитый словарный запас, т.е. обширные знания об окружающем. Для пополнения словарного запаса необходимо не только много читать детям, но и беседовать по содержанию прочитанного.
7 СЛАЙД (рассказы)
Шестая составляющая речевого развития ребёнка-связная речь, т.е. умение связно, последовательно, не пропуская важные детали, построить рассказ. Ребята учатся пользоваться развернутой связной речью: пересказывать рассказы с постепенно усложняющимся объемом и содержанием, где запомнить последовательность событий помогает модель, схема.
Этот приём рекомендуем применять и в школе.
8 СЛАЙД (Нарушение пространственного восприятия и воспроизведения. Ошибки)
И наконец, не менее важный момент-это восприятие и воспроизведение букв. Ребенок, у которого нарушено восприятие пространства, не может напечатать слово, правильно соотнося элементы букв, на письме может добавить лишний элемент буквы, либо не дописать нужный элемент. Так же важно понимать, как ребенок держит карандаш, как он владеет своими пальцами.
9 СЛАЙД (Развитие пространственного восприятия, моторики)
Большая работа проводится в д/с по развитию мелкой моторики для подготовки руки к письму. Это складывание букв, картинок из спичек, ниток, проволочек, палочек.
10 СЛАЙД (Символы букв)
В детском саду дети учатся
-печатать под диктовку слова, предложения из двух, трех слов;
-применять на письме правило: раздельное написание слов в предложении, предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка; имена и клички животных пишутся с большой буквы; сочетания ЖИ ШИ пишется с буквой И, ЧА ЩА пишется с буквой А;
- читать по слогам слова, короткие предложения. Помогают в запоминании букв картинки - символы букв;
-сопровождать печатание слов, предложений одновременным проговариванием слогов, но не букв (послоговое письмо).
ВИДЕО (Сопровождение письма речью)
11 СЛАЙД
На этапе дошкольного образования в детском саду важно подготовить ребенка к предстоящему успешному обучению в школе. Для этого нужно приложить максимум усилий для того, чтобы избежать в будущем сложностей, связанных с учебой, необходимо облегчить ребенку процесс усвоения новых знаний.
12 СЛАЙД итог
На этом я заканчиваю свое выступление.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.