«Поощрение и наказание».
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или не уместные. Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения. По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления. Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
– дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
– дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
– самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.
Типы похвалы:
ü «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
ü «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду. Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Можно выделить следующие типы аванса:
– утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
– одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
– не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
ü «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
ü «Косвенное одобрение». Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
ü «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.
Наказание. При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях. Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия. Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
Рекомендуемые формы наказания:
ü вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.д.;
ü лишение поощрений и привилегий;
ü осуждение поведения;
ü народное средство. Не следует использовать как наказание физическую или умственную работу. Нельзя наказывать лишением любви.
Правила наказания:
– Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
– Наказание никогда не должно вредить здоровью.
– Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать!
Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая(ый) и мягкая(ий).
– За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
– Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
– Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
– Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
– Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Хотя часто наказания кажутся единственно верным решением, это не так. Ругань, крики, оскорбления, удары могут решить проблему в краткосрочной перспективе, но не смогут предотвратить повторение проблемного поведения. Более того, наказания, не меняя существенно поведение детей, меняют поведение родителей, заставляя усиливать интенсивность.
Факторы, обуславливающие плохое поведение ребенка.
Исследования довольно ясно позволяют выделить, что именно в воспитании приводит к непослушному поведению детей. Этих факторов немного, но все они очень важны:
1.Недостаточно ясно установленные домашние правила. Понятно, что когда мы говорим о правилах, то имеем в виду не бесконечный список из «нельзя» и «ни в коем случае», а поведение, которое будет приветствоваться, праздноваться и отмечаться родителями, т.е. положительное противоположное.
2. Недостаточное наблюдение за ребенком, недостаток контроля. Дети нуждаются в контроле. Исследования ясно показывают, что детское поведение хуже, когда за успехами и поведением ребенка меньше следят.
3.Отсутствие последовательной реакции на поведение. Часто, когда речь идет про последствия, в голове возникает слово «наказание». И вот это большая ошибка: именно использование наказаний как основного метода воспитания не позволяет быть последовательным. Не получится наказывать за каждое неправильное поведение. Вот и получается: сначала родители могут не замечать, затем десятки раз делают замечания, потом, рассердившись, наказывают.
4. Неспособность договариваться, вместе решать проблемы, обсуждать, находить компромиссы. Этот фактор важен в любом возрасте. Способность увидеть интересы ребенка, понять его мотивы, заинтересовать его чем-то это способность поставить себя на место другого человека, в данном случае собственного ребенка.
Итак, рекомендации, которые позволят родителям самостоятельно выходить из проблемных, конфликтных ситуаций, не прибегая к помощи специалиста. Они основаны на результатах большого количества исследований поведения детей. И они работают, потому что просты и легко применимы.
Что делать вместо наказаний?
1. Определить то проблемное поведение, которое надо изменить (например, сын дерется с младшей сестрой из-за того, чья очередь играть в компьютерную игру). 2. Определить для проблемного поведения положительное противоположное (сын через определенное время уступает сестре очередь, или они играют вместе). Озвучить его для ребенка. Если у него не получается, потренировать - показать точно, что от него хотят увидеть.
3. Сконцентрировать внимание на положительном противоположном! Хвалить, использовать материальные поощрения, наклейки, жетоны, очки и прочее.
4. При поощрении ребенка важно быть искренне воодушевленным; точно указывать, что именно понравилось («Милый мой, ты такой молодец! Ты уже целых пять минут спокойно играешь с сестрой! Это так по-взрослому! Дай пять!»); прикасаться к нему.
5. Хвалить и поощрять вначале как можно чаще - каждый раз, когда ребенок демонстрирует желаемое поведение, постепенно увеличивая временной интервал между похвалами.
Памятка для родителей.
1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
3. Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
4. Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
5. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления.
7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и т.д.
10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это.
12. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенок и вами.
13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.
Помните, ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок. Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь.
Рекомендации родителям.
· Будьте с ребенком рядом, чтобы он чувствовал Вашу поддержку,
· Наблюдайте вместе за игрой других детей издалека, объясняйте действия детей, ребенка не может это не заинтересовать, ведь дети любят исследовать все новое. Но не настаивайте, пока ребенок не будет готов к игре с другими, все-таки он должен сам почувствовать уверенность и безопасность. Интерес обязательно пересилит страх со временем.
· Старайтесь чаще гулять с подругами, у которых есть дети.
· Организуйте поездку на автобусе, где всегда держитесь рядом с ребёнком. Когда идёте по улице, рассказывайте ребёнку: это дядя, это тётя, описывайте какая шляпа у дяди или какое красивое платье у тёти. Обязательно в позитивном свете!
· Для начала определитесь – а так ли уж страшно то, что ребёнок боится чужих людей?
· Старайтесь не критиковать ребенка и хвалить за каждое успешно выполненное дело. Поздоровался – молодец. Ответил, как тебя зовут – умница. Вы должны потихоньку поднимать планку. Но малыш не должен чувствовать себя зависимым от вас. Укрепите у малыша уверенность в своих силах: «Ты молодец! Ты все сможешь!».
· Приучайте его к ответственности за свои поступки.
· Давайте больше свободы.
· Сумейте его потихоньку «отпускать» от себя.
· Давайте ребенку поручения.
«Золотые» правила воспитания:
– Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
– Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
– Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
– Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
Для совладания с агрессией нужны:
– Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть.
– Объяснение. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.
– Поощрение. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нём желание ещё раз услышать эту похвалу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.