Консультация для родителей «Обучаем правилам поведения за столом»
Детство – стартовая площадка взрослой жизни. По тому, как взрослый человек ведет себя за столом, какими приборами ест, всегда можно определить степень его воспитанности. Отсюда и желание окружающих общаться с ним в дальнейшем, налаживать жизненные и деловые связи. Умения легко социализироваться – одна из составляющих успеха. Поэтому подумать о взрослой жизни, научить ребенка основам этикета за столом должны мама и папа – самые близкие люди, которым не безразлично его будущее.
Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе. Задача родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.
Уже с раннего возраста следует вырабатывать правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Необходимо учит мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Следите, чтобы во время еды дети не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот и не разговаривали при этом и т.д. Завтракая и обедая или ужиная вместе с детьми, демонстрируйте им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.
Овладение культурой еды –
нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков
необходимо, добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. Детям
нужно не только уметь правильно накрывать стол и ставить посуду, но и твердо
усвоить, что, перед тем как приступить к еде, необходимо тщательно помыть
руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. Формирование таких навыков следует начинать как можно
раньше. Очень важно не упустить момент желания ребенка делать все
самостоятельно! Своим стремлением помочь ему, сделать быстрее и
аккуратнее вы оказываете ребенку медвежью услугу. Потому как неосвоенный в
определенном возрасте навык создает потом трудности не
только ребенку, но и вам.
Постепенно внушайте ребенку разумность этих правил и начинайте его этому обучать.
Конечно, детям нелегко соблюдать все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. Тогда в некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка, ведет к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила. Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Будьте терпеливы, хвалите и демонстрируйте уверенность в способностях ребенка - все это приведет к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.
Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки. И помните, что Вести себя ДОМА нужно ТАК ЖЕ, КАК И В ГОСТЯХ! Никогда не делайте скидку «ничего страшного, он же дома! Здесь же все свои!» Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешали есть торт руками и плеваться тем, что ему не нравится, а в гостях вдруг начали делать замечания.
С 5-6-летнего возраста необходимо приучать пользоваться ножом и вилкой. Ребенок легко запоминает эти правила. Ему кажется, что, соблюдая их, он стал старше и умнее. Он сравнивает себя с взрослыми - так ли они ведут себя во время приема пищи. Надо поддерживать у него возникший интерес к правильному поведению за столом. Взрослых нередко мучает вопрос: что и как едят. Родители могут создать своему ребенку необходимые условия, чтобы он, став взрослым, редко задавал себе подобный вопрос. Для этого надо обучить его правильно есть разные блюда: овощи, фрукты, сладости и т.д.
Целесообразно убедить ребенка, что лучше есть за столом. Расскажите ему о пищеварении, микробах, чистых и грязных руках. Желательно называть и другие причины: можно случайно кого-нибудь испачкать, а значит, огорчить; жующий на улице человек выглядит некрасиво. Став старше, ребенок, возможно, не придаст значения таким аргументам, но в раннем детстве мы воспитаем у него привычку, не есть на улице. Создайте особые условия для правильной и красивой еды. Например, в праздничном застолье старайтесь все делать правильно. Если ребенок за столом допустил оплошность, не следует его ругать, надо понять причину: у ребенка еще не закреплен навык, он волнуется, его еще не научили, слишком сложное для его возраста требование. Только терпение и любовь родителей помогут ему освоить этикет, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.