Развитие чувства ритма у детей 3-4 лет.
Ритм, как известно, организует двигательную деятельность человека. В образовании и развитии чувства ритма участвует все тело. У детей с речевой патологией отмечается большое количество отклонений в ритме движений, двигательных реакциях, в распределении собственных усилий.
Известно также, что дошкольный и младший школьный возраст считается наиболее оптимальным для развития чувства ритма. В этот период у детей более быстро, чем в любое другое время, вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений.
Выполнение ритмических упражнений и заданий способствует саморегулированию и развитию движений.
Слуховое восприятие ритмических сигналов позволяет обучить маленьких детей с приемам и способам слуховой ориентировки, развивает слуховую память, стимулирует деятельность слухового анализатора.
Ритм регулирует не только движение, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи, к которым в первую очередь относится словесное ударение.
Одной из задач фонетической ритмики является развитие чувства ритма у детей с речевой патологией с целью использования его для формирования и коррекции произношения. Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнениями формируют у детей не только ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. В любом случае ударному слогу должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Особо выделены ритмы без выраженного ударения. Они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи. Из ритмических движений используются такие, как отхлопывание, притоптывание, прыжки. Допускается отстукивание ритмов
Отстукивание ритма помогает развить слуховое внимание, ритм
неречевых звуков, что является шагом к развитию фонематического
восприятия.
Речь обладает ритмом. Чередование ритма речи
должно быть равномерным (ускорение, замедление, напряжение, ослабление).
При наличии нарушения ритма речи ребенок говорит быстрее, медленнее, заикается
или «глотает» окончания слов.
Эти упражнения помогут сформировать ощущение ритма! Отрабатываем ритмические
структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой. Смотрите картинки!
Громко-тихо! Тук тук Тук тук Тук
ТукТук тук ТукТук тук
Барабанщики! Бам бам бам бам бам Бам
бамбам Бам бамбам бамбам Бам бамбам Бам
Капельки! (также, как и 2п.)
Медведь и медвежонок
топает.(как
1п.)
Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это
упражнение с закрытыми глазами.
Варианты игры:
ребенок повторяет
ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно,
поочередно (хлопки или удары по столу);
ребенок воспроизводит тот
же ритмический рисунок ногами;
ребенок придумывает свои
ритмические рисунки и контролирует их выполнение.


Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!
Игра с палочками «НОЖКИ»
- Ножки, ножки, вы шагали?
- Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
- Ножки, ножки, вы бежали?
- Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
- Ножки, ножки, вы стучали?
- Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
- Ножки, ножки, вы плясали?
- Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
- Ножки, ножки, вы устали?
- Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
- Ножки, ножки, отдыхали?
- Отдыхали, отдыхал! - движения палочек в ритме перед собой, без звука.
- И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.