Консультация для родителей: "Развитие чувства темпа и ритма у детей с нарушением речи"

  • docx
  • 01.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Консультация для родителей


                РАЗВИТИЕ ЧУВСТВО ТЕМПА И РИТМА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
     Темп и ритм речи относятся к просодическим компонентам речи, которые определяют выразительность, эмоциональность речи и влияют на эффективность коммуникации.

     Темп речи - это скорость протекания речи, он может быть быстрый, скороговоркой, где слова выступают в сокращённых формах; медленный, когда наблюдается тягучая, монотонная речь; прерывистый, когда речь разделяется на короткие, рубленные или необоснованные по смыслу отрезки (или остановки).
     Темп речи формируется у ребёнка с развитием речи на основе биологических (наследственных) и социальных (окружающая среда) факторов.
     Изменения темпа речи наблюдаются при самых различных эмоциональных состояниях человека. В этих случаях они носят временный характер и могут быстро нормализоваться. Нарушения темпа речи могут быть патологически обусловленными, например, при различных очаговых поражениях головного мозга (коры и подкорковых образований).
     Ритм речи - это её упорядоченность, закономерное расчленение временной последовательности на группы акцентов. В речи он выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое в основном организует ритмическую структуру речи.
Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре головного мозга (возбуждения и торможения). Нарушения ритма затрудняет, искажает речь.        Необходимо следить за соблюдением детьми правильных словесных ударений. При патологических нарушениях обязательна консультация с логопедом и невропатологом/неврологом.

                   НАРУШЕНИЯ ТЕМПА И РИТМА РЕЧИ.
К нарушению темпа и ритма речи относятся:
1. Тахилалия (синоним - тахифразия) - патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной артикуляции. При ускоренном темпе речь становится торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами.
2. Брадилалия (синоним - брадифразия) - патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной артикуляции, тягуче растянутой, вялой, монотонной речи.
3. Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, повторениями слов, слогов, звуков, спотыканием, необоснованными паузами). Проявляется на фоне ускоренной речи. Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.
4. Заикание (логоневроз) - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Во время высказывания происходят непроизвольные остановки, которые не поддаются контролю со стороны заикающегося.

      При данных нарушениях страдают обе стороны речи - экспрессивная и импрессивная, нарушены темп, ритм речи, логические ударения; голос слабый, монотонный, иногда с носовым оттенком; нарушено речевое дыхание и речевая моторика; страдает лексико-грамматическая сторона речи; детям трудно подбирать нужные слова для выражения своих мыслей.
       Если не проводить коррекционную работу, то в последствии эти нарушения проявятся при чтении и письме, отрицательно скажутся на всём обучении.
     При чтении дети длинные фразы делят на более короткие, из-за чего теряют смысл прочитанного и не могут запомнить прочитанный текст. При письме наблюдаются внезапные остановки, пропуски, перестановки букв, неверное их написание.

Для профилактики и коррекции нарушений темпо-ритмической стороны речи в процессе логопедической работы решаются следующие задачи:
➡формирование у детей представлений о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный);
➡обучение восприятию и воспроизведению темповых отличий на основе ритма;
➡формирование восприятия и воспроизведения комплексов ритмических структур;
➡трансформация ритмических структур с заданным темпом и ритмом из одной модальности в другую;
➡обучение восприятию и воспроизведению акцентированных и неакцентированных сигналов;
➡развитие темпо-ритмического чувства речевых и неречевых движений;
➡формирование произвольного контроля за темпо-ритмическими характеристиками речи.

     ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАЗЛИЧАТЬ И ВОСПРОИЗВОДИТЬ ЗАДАННЫЕ ТЕМП И РИТМ:
♦"Зайцы барабанщики"
На первом этапе ребёнок повторяет за взрослым удары (карандашом, деревянными палочками и др.) в определённом ритме. Наглядной основой служат карточки (см. прикреплённый материал)
На втором этапе взрослый начинает и просит ребёнка продолжить заданный ритмический рисунок любой карты.
Третий этап - задание усложняется - взрослый отстукивает любым твёрдым предметом по столу заданный ритмический рисунок, а ребёнок должен найти нужную карту и показать.

♦"Капельки" - игра с аналогичными заданиями. Для разнообразия можно заменить твёрдые предметы для отстукивания более мягкими (или стучать пальцами рук).

♦"Молоток - молоточек"
Задания к картам этой игры аналогичны предыдущим, но удары различны по силе (громкости).
Для усложнения задания взрослый отстукивает любой заданный ритм так, чтобы ребёнок не видел этого. Ребёнок воспринимает ритм только на слух, без зрительной опоры на руки взрослого и старается определить что же звучало.

♦"Медведь-медвежонок"
Задания аналогичны предыдущим, удары (можно использовать топот ног) так же различны по силе (громкости).
Можно разнообразить игру использованием персонажа, который пытается запутать ребёнка, показывая неправильную карту.
Ребёнок должен исправить персонажа, указав на правильную карту.
(Использованы материалы из пособия Ж.А. Травкиной "Ритмы")