Развитие познавательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями
Консультация для родителей
Познавательная активность детей с ТМНР проявляется с рождения и интенсивно развивается практически на протяжении всей жизни. Именно в игре у детей с ТМНР происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед другим видом деятельности заключается в том, что ребенок с ТМНР довольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой ребенок проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитее всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
Игра - одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.
Помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых, родителей. Но для многих родителей эта задача является неразрешимой: либо они сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не понимают важности игры для ребенка. Ребенок стремится познавать и творить, и ему очень необходима в этом процессе помощь взрослых, в особенности родных и близких.
Вот несколько игр, которые принесут вам радость общения с ребенком.
«Волшебная корзина»
Эта игра развивает воображение, мышление и речь, вызывая яркий эмоциональный отклик у ребенка.
В корзину положите фрукты и овощи на выбор. Завяжите глаза платком. Ребенок должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках. Он может его покрутить, понюхать и даже попробовать, если затрудняется в ответе.
«Магнит»
Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки), а под листком, бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул.
«Таинственные отпечатки»
Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создает
хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом.
«Мыльные пузыри»
Одной из традиционных и любимых забав для детей являются игры с мыльными пузырями. Приготовьте в мыльнице или любой мисочке мыльный раствор и трубочки (соломки) для ребенка. Покажите им, как можно дуть в трубочку, погруженную другим концом в мыльный раствор и производить при этом обильную пену.
Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям, и они захотят сделать то же.
Потом покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки. Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются. Предоставьте им возможность самостоятельно попробовать это занятие. Оно очень полезно не только для познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием. Управлять дыхательными органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной и увлекательной форме учат их этому.
Нельзя ограничивать познавательное развитие в виде обычного созерцания, а
полученные от вас впечатления и знания следует закреплять в чтении сказок,
рассказов, песенок, потешек, стихов.
Очень важно, например, при наблюдениях выделять более яркие, характерные особенности животных (у коровы и козы – рога, - а для чего они? Зачем? У петушка – гребешок; у зайчика – длинные уши). Ничто в природе не существует раздельно, просто так. А когда ребенок узнает, он начинает сравнивать, обобщать. А если он затрудняется, помогайте ему разобраться в окружающем мире: на глазах ребенка покажите, как надо ухаживать за животными, растениями, покажите пример бережного отношения к ним: например, растения – они живые, растут, пьют воду, любят свет, тепло, солнце, дышат. Если вы будете хорошо ухаживать за ними, он увидит, как вырастают новые листочки, цветы.
Рекомендации родителям:
1. Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте.
2. Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице.
5. Читайте с ребенком книги.
6. Исследуйте различные предметы, например, когда вы на прогулке
с ребенком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.