Консультация для родителей
«Речевая готовность ребенка к школе»
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития мышления. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание ребенком общественной значимости его новой деятельности. Важно, чтобы у ребенка было желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения: Какими умениями и навыками должен владеть будущий первоклассник?
1.Иметь хорошее звукопроизношение.
К 7-ми годам дети должны произносить все звуки родного языка.
2.Развитые и достаточно хорошо сформированные фонематические процессы и навыки анализа и синтеза звукобуквенного состава слова.
Это умение дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость – мягкость, свистящие - шипящие и т.д. Различать слова, отличающиеся одним звуком (слова – паронимы: точка-дочка). Определять количество, последовательность и место слов в предложении. Определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов. Уметь выделять звук из слова (есть или нет), выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность. Слитно произнести слово, произнесенное с паузами после каждого звука.
3.Соответствующий возрасту словарный запас.
Объем словаря должен соответствовать возрасту ребенка (более 5000 слов). Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам (времена года, овощи, фрукты, насекомые, перелетные, зимующие и домашние птицы, грибы, ягоды, домашние и дикие животные, их детеныши, одежда по сезонам, обувь, головные уборы, ткани, мебель, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, рыбы, деревья цветы, игрушки, геометрические фигуры, школьные принадлежности – 23).
4.Грамматически правильно оформленную речь. Умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования.
Умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе, согласовывать имена существительные с именами прилагательными, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные, умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.
5.Должен уметь строить связные высказывания (связно, последовательно, четко и точно формулировать основную мысль высказывания; отбирать языковые средства, соответствующие виду высказывания).
Дети должны владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. В речи использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
Согласно разделу, речевое развитие “Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой ребенок, поступающий в школу, должен:
правильно произносить все звуки родного языка;
различать и называть слова с определенным звуком;
уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
делить слова на слоги;
составлять слова из слогов;
иметь представление о предложении;
уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
подбирать синонимы и антонимы;
использовать разные способы образования слов;
пересказывать знакомые сказки и рассказы;
составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
Для того, чтобы сделать процесс подготовки к школе максимально комфортным для ребенка необходимо создать следующие условия:
1. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.
2. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
3. В занятиях нужна мера. Не заставляйте делать упражнение, если ребенок вертится, устал, расстроен, болен займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.
4. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
5. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
6. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
7. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
8. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
9. И, самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, превратите процесс домашних занятий в совместное творчество, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Любые игры и просто действия, даже самые простые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без принуждения. Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система.
Речевые игры для
старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «КОГО? ЧТО?»
Кого можно увидеть в лесу? …Волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника, лесника…
Что можно увидеть в лесу? Деревья, грибы, ягоды, листья, мох, траву, ручей, камни…
Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…
Что можно увидеть в зоопарке? Клетки, деревья, скамейки, скульптуры, дорожки, ограды, цветы…
Кого можно увидеть на улице? Мужчин, женщин, мальчиков, девочек, старушек, милиционера, собак, кошек…
Что можно увидеть на улице? Машины, дома, светофоры, дороги, тротуары, цветы, фонтаны, музей, парк…
Кого ищет девочка? Кого купила мама?
Что ищет девочка? Что купила мама?
Кого потерял Миша? Кого увидел папа?
Что потерял Миша? Что увидел папа?
Дидактическая игра «Маленький гномик»
«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика - носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты продолжай»:
у нас пальто, а у гномика… пальтишко
у нас куртка, а у гномика… курточка
у нас комната, а у гномика…комнатка
у нас кухня, а у гномика…кухонька
у нас окно, а у гномика…окошко
у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька
у нас чашка, а у гномика…чашечка
у нас кровать, а у гномика…кроватка
у нас стол, а у гномика…столик
у нас стул, а у гномика…стульчик
у нас шкаф, а у гномика…шкафчик
у нас огород, а у гномика…огородик
у нас сад, а у гномика…садик
у нас борода, а у гномика…бородка
у нас нос, а у гномика…носик
у нас рот, а у гномика…ротик
у нас брюки, а у гномика…брючки
у нас носки, а у гномика…носочки
у нас туфли, а у гномика…туфельки
Дидактическая игра «ОН – ОНА»
«В одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша и все они делали вместе: мальчик Саша ходил - и девочка Саша ходила, мальчик Саша играл, и девочка Саша играла, а теперь ты продолжи»:
Мальчик Саша бегал – девочка Саша…бегала
Мальчик Саша прыгал, девочка Саша…прыгала
Девочка Саша ела, мальчик Саша…ел
Девочка Саша рисовала, мальчик Саша …рисовал
Мальчик Саша плавал, девочка Саша…плавала
Дидактическая игра «Отвечай на вопрос - кому?»
Дается образец:
Кому бабушка вяжет носки? …Бабушка вяжет носки внучке.
Кому девочка пишет письмо? ... Девочка пишет письмо брату.
Кому Петя подарил цветы?
Кому Лена дает сена?
Кому Катя наливает суп?
Кому папа ремонтирует машину?
Кому дедушка читает сказку?
Кому Наташа бросила косточку?
Кому Галя бинтует лапу?
Кому Вова сыплет крошки?
Кому медсестра делает укол?
Кому мама открывает дверь?
Кому Надя заплетает косу?
Дидактическая игра «Отвечай на вопрос - чем?»
Дается образец:
Чем Вова ест котлеты? Вова ест котлеты вилкой.
Чем Коля ловит рыбу? Коля ловит рыбу удочкой.
Чем Таня ест бульон?
Чем мама наливает суп?
Чем папа пилит дрова?
Чем бабушка гладит белье?
Чем дочка подметает пол?
Чем Маша рисует картину?
Чем Лена причесывает волосы?
Чем медсестра забинтовывает рану?
Чем дедушка режет колбасу?
Чем маляр красит стену?
Чем Люся моет руки?
Чем Гена копает грядку?
Чем мама покрывает ногти?
Чем Катя клеит бумагу?
Дидактическая игра «Отвечай на вопрос – с чем?»
Дается образец:
С чем ведро, если в нем молоко - …ведро с молоком
вода - …ведро с водой
белье - …ведро с бельем
1. С чем ведро, если в нем – мусор, снег, кипяток, бумага, опилки, песок, краска.
2. С чем кастрюля, если в ней - суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ.
3. С чем банка, если в ней - капуста, клюква, повидло, варенье, сметана, мука, сахар.
4. С чем чашка, если в ней – чай, кефир, компот, сок, лимонад, кисель, квас, ряженка, молоко.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Лимоны кислые, а сахар…сладкий
Собака лает, а кошка…мяукает
Ночью темно, а днем…светло
Зимой холодно, а летом…жарко
Ты ешь ртом, а слушаешь…ушами
Ты читаешь глазами, а пишешь…рукой
Утром мы завтракаем, а днем…обедаем
Днем мы обедаем, а вечером…ужинаем
Птица летает, а змея…ползает
Лодка плывет, а машина …едет
У человека две ноги, а у собаки…четыре лапы
Птицы живут в гнездах, а люди…в домах
Зимой идет снег, а летом…дождь
В России говорят по-русски, а в Англии…по-английски
Из шерсти вяжут, а из ткани…шьют
Балерина танцует, а пианист…играет
Дрова пилят, а гвозди…забивают
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
стол, стул, кровать, чайник
лошадь, кошка, собака, щука
елка, земляника, береза, дуб,
огурец, тыква, морковь, заяц
блокнот, портфель, газета, тетрадь,
огурец, арбуз, яблоко, мяч
волк, лиса, медведь, кошка
фиалка, ромашка, морковь, василек,
кукла, машинка, пирамида, книга
воробей, орел, ласточка, оса
лыжи, коньки, лодка, санки
стул, молоток, пила, рубанок
снег, мороз, жара, лед
змея, улитка, бабочка, черепаха
кисти, краски, чайник, альбом
шляпа, крыша, дверь, окно
молоко, чай, лимонад, хлеб
Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»
Яйцо…цыпленком, крокодилом, птенцом, яичницей
Цыпленок…курицей, петухом
Мальчик…мужчиной, дедушкой
Желудь…дубом
Икринка…рыбой, лягушкой
Мука…хлебом, пирогом, тестом, булкой
Железо… пилой, рельсами, трубой, машиной
Кирпич…домом, забором
Девочка…женщиной, старушкой, бабушкой
Доска…столом, стулом, шкафом, полом, домом, будкой
Почка…листом, цветком
Шерсть…свитером, платьем, жакетом, ковром
Козленок…козой, козлом
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.