Консультация для родителей «Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника»

  • docx
  • 23.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация для родителей Шестиугольное обучение дошкольников.docx

 

Консультация для родителей

«Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника»

 

Использование шестиугольного (гексагонального) обучения является эффективным способом формирования у детей дошкольного возраста познавательного интереса, навыков классифицировать информацию, доказывать взаимосвязи и зависимости, создавать единую смысловую картину явлений и процессов, а главное визуализировать ее. Шестиугольное обучение позволяет формировать у ребенка не только предметные, но и над предметные (познавательную, информационную, коммуникативную) компетенции.

Актуальность такого обучения для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Шестиугольное обучение помогает упростить для ребенка процесс непосредственно-образовательной деятельности. Ребенок обучается в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Чтобы шестиугольники выступали, как наглядно-практическое средство познания, выполняя свою функцию, они должны соответствовать ряду требований:

     чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены ребенком.

     быть простыми для восприятия и доступными для воспроизведения и действий с ними.

  соответствовать возрасту и уровню развития детей.

  Шестиугольники бывают разных видов:

1.  Обучающие - содержат познавательный материал.

2.  Развивающие –содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

3.  Воспитывающие –содержат информацию, позволяющую развивать нравственные качества ребенка

В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Каждый из шестиугольников это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде изображения. Они вырезаются из бумаги или пластика и могут размещаться на любой плоской поверхности (стол, пол, доска). Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям, которые ребенку необходимо установить, соединив карточки. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ определенного материала.

Шестиугольное обучение используется:

-при пересказе знакомых сказок и художественных произведений;

-при обучении составлению рассказов,

помощью гексов можно познакомить ребенка с сезонными явлениями природы, животным миром, миром растений и т.д.;

-гексы помогают детям самостоятельно определить основные свойства рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков;

-при изучении и закреплении состава числа;

-на гексах может быть изображена любая тема.

Рассмотрим несколько вариантов использования метода шестиугольного обучения в домашних условиях, в индивидуальной и самостоятельной деятельности.

1. Ребенку даются шестиугольники, на которых изображены явления, предметы или свойства по определенной теме. Задача ребенка собрать пазл и объяснить связи между ними.

Например, при изучении/закреплении геометрических фигур предлагается выбрать предметы определенной формы

 

 

 

 

и т.д.

 

При изучении/закреплении животных разных климатических зон, раздаются шестиугольники с изображением животных. Задача обучаемых – выбрать нужных животных, объяснить свой выбор и рассказать о среде обитания данных животных

 

 

 

При изучении профессий на шестиугольниках могут быть изображены предметы или инструменты, которые необходимы для данного специалиста. Ребенок выбирает нужные, гексы, складывает пазлы и обьясняет свой выбор.

 

 

При изучении времен года и их признаков

2.Шестиугольники могут быть с ошибками. Ребенок должен проанализировать информацию, исправить ошибки в шестиугольнике либо вообще исключить его, соединить шестиугольники в пазл, устанавливая связи между ними.

3.На шестиугольниках могут быть изображены противоположные категории

– ребенок объединяют данный материал в определенную категорию или по определенному признаку. Например, «Вредные и полезные продукты»,

«Зимующие и перелетные птицы», «Положительные и отрицательные эмоции», «Живая и неживая природа» и т.д. Дети классифицируют информацию и соединяют шестиугольники по признакам, устанавливая и объясняя связи между категориями.

Для изготовления гексов не требуются особые способности: любой родитель в состоянии изготовить их сам, а в дальнейшем привлечь и своих детей (рисуют гексы на заданную тему).

Использование шестиугольного обучения даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Игры и занятия с использованием шестиугольного обучения всегда проходят интересно не только для детей, но и для родителей.