Консультация для родителей: "Традиции и обычаи казаков"
Оценка 4.6

Консультация для родителей: "Традиции и обычаи казаков"

Оценка 4.6
Памятки +1
docx
родителям
Взрослым
17.11.2021
Консультация для родителей: "Традиции и обычаи казаков"
Традиции и обычаи казаков.docx

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Тополек» г. Волгодонска

 

 

Консультация для родителей

«Т радиции и обычаи казаков»

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Ковтун А.Ф.

 

 

 

 

 

 

Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное.

Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. «Трудно вообразить, что представляла бы собой жизнь без праздников. Несомненно, нечто очень унылое, однообразное…Но душа не переносит удручающего однообразия: она требует ярких, цветочных пятен, горящего солнца, смеющегося неба, песни жаворонка, радости жизни. Все это дает праздник», – говорил Святитель Василий (1878–1945, епископ Кинешемский, причисленный РПЦ к лику святых в 2000 году.

Основу всей народной традиционной (духовной) культуры составляют обряды.

Обряд – это совокупность обычаев и ритуалов, в которых воплощаются какие-либо представления или бытовые традиции.

Обряд – это традиционный порядок совершения каких-либо действий – встреча.

Нового года, свадьба, похороны. Обрядность сплачивала людей, составляла единый и нерушимый уклад жизни. В ней отразился многовековой опыт народа, своеобразная этика и эстетика.

Принято делить обряды на календарные, связанные с определёнными днями года – выгоном скота на поле, жатвой. Бытовые – свадьбу, крестины, похороны, новоселье

1. Соблюдение казаками религиозной веры являлось обязательным условием принятия в казачье братство

2. Праздник – день, особо отмечаемый обычаем или церковью. Выделяются

календарные праздники и обряды, имеющие закреплённость во времени и связанные с особыми, переломными событиями в жизни природы и общества. Особую группу составляют обряды жизненного цикла, или семейные (бытовые, связанные с жизнью отдельного человека. Характерны для казаков и войсковые праздники. Все эти праздники и обряды складывались в течение

 

 

 

 

 

 

веков, отражая важнейшие события в жизни человека.

Календарные праздники, отмечая смену времён года, концентрировались вокруг зимнего (Рождество Христово) и летнего (Иван Купала) солнцестояний, весеннего (Масленица) и осеннего (Рождество Богородицы) равноденствий. Всевеликие праздники (Рождество, Пасха, Троица)

сопровождались особым ритуалом и длились несколько дней. Традиционная календарная обрядность донских казаков формировалась в течение XVIII-XIX вв

3. В период ранней истории, когда казаки представляли собой военизированные мужские сообщества, на Дону практически отсутствовали аграрные обряды, так как отсутствовала и сама хозяйственная сфера жизни, существовал строгий запрет на землепашество, а средства к существованию добывались исключительно военным промыслом.

По мере перехода казаков к оседлому образу жизни и землепашеству, вместе с формированием у них патриархальной семьи и сельской поземельной общины складывался и комплекс традиционной календарной обрядности, дополнивший существовавшие прежде воинские ритуалы.

В постепенно формирующемся цикле календарных праздников тесно переплетались древние языческие и христианские воззрения; обряды, связанные с периодом мужских военизированных сообществ и поздние – привносимые на Дон новыми волнами переселенцев. Тесно переплетаясь и дополняя друг друга, эти обычаи и ритуалы отражали народные представления о взаимосвязи мира людей и природы, живых и умерших, выполняли важнейшие функции социализации молодежи, солидаризации всего казачьего сообщества.

Календарные праздники донских казаков имеют много особенностей, поскольку в XVIII-XIX вв. казак оставался и профессиональным воином, и пахарем-земледельцем.

 

 

 

 

 

 

Практически в каждом календарном празднике на Дону главная организующая роль отводилась мужским группам.

Очень значимой в казачьей традиции была роль православной церкви. Православные священники принимали участие в масленичных панихидах на старых городках, в так наз. «царских праздниках», в обрядах моления о дожде, в проводах и встречах казаков со службы. Обходы дворов священниками осуществлялись на Рождество, Крещение и Пасху. Большую роль в жизни казачьих станиц и хуторов играли престольные (храмовые) праздники, которые отмечались очень торжественно и пышно. Именно православные (прежде всего, двунадесятые) праздники структурировали народный календарный год и либо сминали своей мощью многие элементы прежней языческой традиции, либо плотно с ними переплетались, обогащая праздники новыми элементами и смыслами.

Само понятие «народный праздник» вобрало в себя и древние (дохристианские) представления, и опыт православной церкви. Причем со

временем христианские традиции на Дону все более вытесняли языческие, высветляя и возвышая понятие праздника.

Православная Церковь называет праздниками дни, посвященные воспоминанию о каком-либо священном событии или священного лица в истории Церкви с целью расположения верующих к пониманию смысла воспоминаемого события, или к подражанию жизни святых.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г

Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное

Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное

Календарные праздники, отмечая смену времён года, концентрировались вокруг зимнего (Рождество

Календарные праздники, отмечая смену времён года, концентрировались вокруг зимнего (Рождество

Практически в каждом календарном празднике на

Практически в каждом календарном празднике на
Скачать файл