Ваш ребенок готовится стать школьником. (Несколько советов для родителей старших дошкольников с речевыми нарушениями)
Важным этапом для ребёнка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Школьное обучение предъявляет новые требования к развитию психических процессов ребёнка: вниманию, памяти, мышлению, а также к развитию речи. Правильная речь ребёнка - залог успешного обучения и социализации. А готов ли ваш ребёнок к обучению в школе? Что такое речевая готовность к школе?
Часто родители не уделяют должного внимания подготовке к школе и борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. В школе сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. Младшие школьники пишут так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) много детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .
В такой ситуации критические замечания и требования «говорить правильно» не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Выделяют особые критерии готовности ребёнка к школьному обучению, в частности, к усвоению им родного языка как средства общения :
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава слова.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, работать с предложением.
Также к началу обучения в школе дети должны уметь:
-строить сложные предложения ;
-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
-пересказывать небольшие тексты,
-находить слова с определенным звуком;
-определять место звука в слове;
-составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;
-делить слова на слоги (части) ;
-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.
-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
-драматизировать небольшие произведения;
-иметь представления о сезонных явлениях природы;
-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.
Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, чтобы предотвратить трудности общения ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию
недостатков в развитии речи по рекомендациям учителя-логопеда.
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Важно правильно оценивать роль речевого окружения ребенка. Речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной. Родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей через чтение художественной и научно –популярной литературы, просмотр развивающих телепрограмм, расширение коммуникаций в социуме.
Таким образом, благодаря совместным усилиям учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей удаётся своевременно и качественно помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у детей с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.