Консультация для родителей "Задатки, одарённость, способности, талант".
Задатки, одарённость, способности, талант.
Редкие родители не считают своего ребёнка самым лучшим, самым умным, способным и талантливым. Кто-то начинает рано говорить, кто-то в три года знает буквы и цифры, кто-то замечательно рисует и лепит, и каждое отличие своего ребёнка от сверстников – повод горделиво сказать: «Видите, какой он у нас одарённый!».
Между тем настоящая одарённость встречается не так уж часто. Как правило, достижения ребёнка, отличающие его от ровесников (особенно это касается малышей), связаны с его индивидуальными психофизиологическими особенностями, а также с количеством времени, которое родители посвящают его развитию.
С другой стороны, недооценивать способности и возможную одарённость ребёнка- это почти преступление. Ведь одарённый ребёнок требует особого внимания. Он не сможет быть счастливым, если его способностям не найдётся должного применения. Кроме того, способности могут сами найти себе развитие во вредном для ребёнка направлении.
Способности – что это такое?
Борис Михайлович Теплов, известный русский психолог, в статье «Способности и одаренность» включает в понятие «способности» три признака:
То есть способности, включая в себя определённые навыки и умения, не сводятся к ним. Способности существуют в развитии, в движении. Это развитие осуществляется в процессе деятельности.
Способности – это возможности приобретения знаний и навыков. И обнаруживаются они не в знаниях и умениях как таковых, а в динамике приобретения этих знаний и умений.
Поэтому для определения способностей нужно учитывать соотношение успеваемости и усилий для её достижения. Простыми словами, ребёнок способный для достижения того же результата затратит намного меньше усилий, чем ребёнок неспособный.
Итак, главное – способности можно оценить только в деятельности. Присмотритесь, насколько легко даётся ребёнку та или иная деятельность. Если при качественном результате он, по-видимому, затрачивает совсем немного усилий, - значит, у него есть способности к этой деятельности.
Врождённые или приобретённые?
В какой степени способности зависят от природных, биологических факторов, а в какой – от обучения и воздействия окружающей среды?
Современная наука установила, что генотип определяет только теоретически возможные границы развития способностей, а среда и воспитание – насколько они будут реализованы.
Соотношение этих факторов оценивают по-разному. Некоторые психологи ведущее значение отдают наследственности. Действительно, музыкальная одарённость Вольфганга Моцарта обнаружилась в три года, когда воздействие воспитания и обучения ещё не могло быть определяющим. Кроме того, известно, что отсутствие достижений в раннем возрасте не всегда говорит об отсутствии способностей. Так, например, композитор Н. А. Мясковский, писатели В. Скотт, И.А. Гончаров, С.Т. Аксаков, биологи К. Линней и Л. Пастер (и многие другие известные люди) проявили себя в довольно позднем возрасте.
Противоположная позиция заключается в том, что способности целиком и полностью определяются воспитанием и обучением. Примером служат случаи, когда дети самых примитивных племён Африки , получившие должное образование, ничем не отличаются от европейцев, и наоборот, случаи ранней социальной изоляции («Маугли»), которые говорят о невозможности нормального человеческого развития вне социума.
Исследование природы способностей
Чтобы выяснить соотношение наследственности и среды, проводились интересные исследования. Например, изучали родословные выдающихся представителей искусства и науки.
Было выявлено, что прабабушки Л.Н. Толстого и А.С. Пушкина Ольга и Евдокия Трубецкие были родными сёстрами. В роду Иоганна Себастьяна Баха было около 26 музыкантов с выдающимися музыкальными способностями. Этот род был настолько известен, сто всех городских музыкантов в то время называли «бахами».
Однозначные и точные результаты были получены при изучении степени сходства психических процессов и поведения у однояйцовых близнецов. Как известно, у однояйцовых близнецов набор хромосом одинаков. Значит, все различия между ними объясняются воспитанием и влиянием окружающей среды.
Даже в тех случаях, когда однояйцовые близнецы были разлучены сразу после рождения и росли в разных семьях, они оказались намного более похожи друг на друга, чем разнояйцовые близнецы, которые воспитывались вместе.
Роль наследственных факторов подтвердили и данные, полученные при исследовании приёмных детей, усыновлённых сразу после рождения. Когда они выросли, их умственные способности намного больше соответствовали способностям биологических родителей, а не приёмных.
Встречались и пары однояйцовых близнецов, сходство между которыми не было таким разительным, к тому же у всех пар оно резко уменьшалось с возрастом.
Задатки.
Итак, большинство исследователей считают, что природные факторы, наследственность создают лишь предпосылки для развития способностей, а их реализация определяется обучением и воспитанием.
Такие природные предпосылки развития способностей называют задатками. Задатки- это врожденные физиологические особенности мозга, зрительного, слухового и других анализаторов, свойства нервной системы (уравновешенность, сила, подвижность нервных процессов).
Задатки – лишь одно из необходимых условий развития способностей. Сами по себе они не гарантируют это развитие.
Характеристикой задатков является и их многозначность; на основе одинаковых задатков могут развиться разные способности.
Классификация способностей
Успешность любой деятельности обусловлена не наличием какой-то одной способности, а комплексом способностей.
Различие требований, предъявляемых различными видами деятельности, отражается в классификации способностей. Их принято делить на две группы: общие и специальные. В свою очередь они разделяются на элементарные и сложные, а уже в них выделяют конкретные виды.
Общие элементарные способности
Они присущи всем людям, хотя и выражены у каждого по-разному. Проявление этих способностей соответствует простому действию: сенсорному, мыслительному, волевому. В результате упражнений действие может стать навыком.
- способность ощущать
- способность воспринимать
- способность запоминать
- способность мыслить
- речевая способность
- способность воображать
- способность переживать
Специальные элементарные способности
Они встречаются уже не у всех людей. Для них требуется качественная выраженность определённых психических процессов. Эти способности можно развить обучением, но в границах, определённых задатками.
- глазомер
- высокая обонятельная чувствительность
- музыкальный слух
- словесно- логическая память
- критичность мышления
Общие сложные способности
Тоже присущи всем людям, при этом каждая из них- это сложная структура, характеризующая свойства человеческой личности.
- способность к труду
- способность к общению
- способность к игре
- способность к учению
Специальные сложные способности
Их принято называть профессиональными способностями, так как они относятся к определённой профессиональной деятельности. Они присущи не всем людям, и степень их выраженности может быть очень разной.
- математические
- музыкальные
- конструктивно-технические
-художественные
- организаторские
Способности и одарённость
В просторечии слово «одарённость» употребляют как синоним «способности». На самом деле это не так.
Способности проявляются и формируются только в деятельности. То есть, если вы хотите выяснить, какими же способностями обладает ребёнок, то следует включить его в определённую деятельность.
Эта деятельность должна соответствовать таким условиям:
Наблюдая за ребёнком в таких благоприятных условиях, что ошибиться будет не возможно. Одарённый ребёнок:
Все это потому, что одарённость – это не просто комплекс способностей, некоторая их сумма. Это синтез с новым качеством - качество, неотделимым от личности ребёнка. Можно сказать, что одарённость – это функция личности.
Важно знать, что раннее проявление способностей говорит об одарённости ребёнка. «Раннее проявление» - выражение способностей в деятельности.
Одарённость и талант
И всё-таки у способности и одарённости есть общее свойство. Сами по себе они не обеспечивают успех деятельности. Они дают лишь возможность успеха, для которого ещё нужно приложить знания, умения и труд.
Талант же – другое дело. Его можно сравнить с «данайским даром». Он определит судьбу ребёнка независимо от желаний его и родителей. Чем более талантлив одарённый ребёнок , тем более его талант ведёт себя как «самостоятельная личность», далеко превосходящая и возраст ребёнка, и его готовность следовать своему предназначению. Талант сам заставит ребёнка набраться нужных знаний и умений, заставит трудиться и добиваться результата.
Как и одарённость, талант встречается редко. Но, если вы заметили у вашего ребёнка признаки того или другого, знайте – вы поступите очень неправильно, если не будете заниматься таким ребёнком.
Неизвестно, что бы мы сейчас знали о Моцарте, если бы его отец, Леопольд Моцарт, не посвятил своей жизни талантливому ребёнку. Родители Николая Цискаридзе и Юлии Липницкой бросили устроенный быт и работу, чтобы переехать в Москву и дать своим детям возможность учиться у лучших педагогов. Жертва, на которую идут родители талантливых детей, исходит из любви к ребёнку и желания ему добра. Ведь талант требует действия, и без этого ребёнок не сможет быть счастливым.
Игры на развитие творческих способностей.
Конец
и начало
Выбирается судья, который даёт задание и оцениевает работу. Игроки должны за
определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без
серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:
- Снег пошёл хлопьями... На кровати лежал отбойный молоток.
- Костёр разгорался сильнее... Паук поймал муху.
- Дятел выглянул из дупла... Балкон покрасили в синий цвет.
История
одной буквы
Многим известная игра. Составьте самый длинный связный рассказ из слов,
начинающихся на одну букву. например:
"Академик астрономиии Антон Алексеевич Арбузов арендовал автобус
апельсинов, а артист Алексей Антонович Ананасов арестован атаманом
аборигенов."
Расшифруй
слова
Представьте, что простые слова - аббревиатуры. Кто придумает самые смешные
расшифровки:
- ГАЗ, ВОДА, ЗЕМЛЯ;
- НЕТ, ДА, УРА;
- ЗАТО, ПОТОМ, ЧТО
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.