Консультация для воспитателей
«Как общаться с родителями ребёнка, поступающего в группу детского сада»
педагог-психолог:
Слабодчикова Е.А.
2021г
Работа с семьей – это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Задачи взаимодействия воспитателя с родителями:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) объединить усилия для развития и воспитания детей;
3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
4) активизировать воспитательные умения родителей;
5) поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Основные принципы взаимодействия воспитателя с родителями
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2. Позитивный настрой на общение.
В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
3. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
4. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
5. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
6. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы воспитателей с семьей.
Это важно!
1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
2. Не поучайте. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
О чём спрашивать родителей при поступлении ребёнка в детский сад, какие задавать вопросы родителям?
В этом поможет анкета, которую воспитатель даёт родителям и просит сразу же заполнить, так как, забрав анкету домой, родители или забудут принести, или принесут гораздо позже (после неоднократных напоминаний), когда большую часть информации о ребёнке воспитатель получит самостоятельно, исходя из наблюдения за поведением ребёнка и изучения (при необходимости) медицинской карты. Это будет поздно, так как воспитатель должен иметь предполагаемую картину о ребёнке до того, ка он пришёл в группу детского сада.
Внимание! Это важно!
Не говорите родителям сколько баллов они набрали по результатам анкетирования (эта информация для вас) Скажите, что ребёнок готов или условно готов (в зависимости от результатов)
Если условно готов, то порекомендуйте родителям, например, постепенно приучать к горшку или начать отучать от пустышки.
Если вы определили, по результату анкетирования, что не готов ребёнок к посещению детского сада (16-23 балла), то сначала проконсультируйтесь с психологом, мы придём к общему решению, как выстроить дальнейшее взаимодействие с данной семьёй.
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребёнка в ДОУ
Ф.И.О. ребёнка_____________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
есть ли старшие братья или сёстры, которые посещают наш детски сад?_______________________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у ребёнка в последнее время в домашней обстановке:
2. Как Ваш ребёнок засыпает:
3. используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребёнка (укачивание, колыбельные и пр.):
4. Какова продолжительность дневного сна ребёнка:
5. Какой аппетит у Вашего ребёнка:
6. Как относится Ваш ребёнок к высаживанию на горшок:
7.просится ли Ваш ребёнок на горшок:
8. есть ли у Вашего ребёнка отрицательные привычки (сосёт пустышку или палец, раскачивается, другое):
9. Интересуется ли ребёнок игрушками, предметами дома и в новой обстановке:
10. Проявляет ли ребёнок интерес к действиям взрослых:
11. Как Ваш ребёнок играет:
12. Какие взаимоотношения со взрослыми:
13. Какие взаимоотношения с детьми:
14. как относится к занятиям – внимателен, усидчив, активен:
15. есть ли у ребёнка уверенность в себе:
16. есть ли у ребёнка опыт разлуки с близкими:
Результаты (для воспитателей)
40-55 баллов – готов к поступлению в ДОУ;
24-39 баллов – условно готов;
16-23 балла – не готов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.