Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск
- детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные
программы дошкольного образования
Консультация для воспитателей:
«Как взаимосвязаны движение и речь?»
Учитель- логопед:
Букреева О. Н.
г.о. Чапаевск, 2023 год
У детей с ОНР наблюдается нарушения в формировании всех компонентов устной речи. Это мешает им общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Но если вовремя это заметят родители и специалисты, то можно помочь преодолеть трудности.
Давно замечено, что ем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Таким образом, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Недостаточное развитие тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Значит, необходимо постоянно выполнять упражнения с пальчиками, игры с мячиками, с предметами ( камушками, прищепками, пуговицами и т.д.).
Примеры пальчиковых игр
Семейка
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик Я
Вот и вся моя семья.
(гладим (растираем) каждый пальчик, начиная с большого, на последнюю строчку делаем из ручек «замок»)
Зверята
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога. (на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)
Примеры игр с камушками
« Положи камешки»- логопед выставляет перед ребенком картинки. Ребенок произносит слова и определяет, есть ли в нем заданный звук. Нужно положить камешки на те картинки, в которых заданный звук есть.
« Определи место звука в слове» - педагог выкладывает перед ребенком картинки и под ними звуковые полоски. Нужно определить, где находится заданный звук ( в начале или в конце слов). Дошкольник камешком обозначает на схеме.
Упражнение « Переведи муравья через ручей» - логопед предлагает помочь трудолюбивому муравью попасть в муравейник. На пути у него быстрый и опасный ручей. Нужно построить мостик, но для этого необходимо подбирать слова- « наоборот»
( высокий – низкий, теплый- …, добрый-…, широкий- …, прямой- …, узкий-…, больной- …. и т.д.)
ddt-osinniki.su/index.php?option=com_content&view=...-16-01-12&Itemid=109
ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/105...-03-19-23-56-32.html
9068.maam.ru/maps/news/153472.html
ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/105...-03-19-23-56-32.html
ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/131...ertoy_dizartrii.html
infourok.ru/keys-zritelnoy-palchikovoy-logoritmich...nastiki-3202748.html
nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/libr...i-i-razvitiya-tonkih
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.