Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада»
Оценка 4.7

Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада»

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
воспитательная работа +1
6 кл
07.09.2020
Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада»
Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта иэмоционального благополучия детей в группе; способствовать эффективному применению воспитательных действий, необходимые для создания социальной ситуации развития ребёнка.
Консультация для воспитателей с элементами практикума.doc

Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада»

Цель: познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта иэмоционального благополучия детей в группе;

способствовать эффективному применению воспитательных действий, необходимые для создания социальной ситуации развития ребёнка.

План консультации.

1. Разминка.

2. Беседа «Что такое эмоциональное благополучие, «Эмоционально- благополучный человек»?

3. Понятия «Эмоциональное благополучие»

4. Показатели эмоционального благополучия и неблагополучия детей в группах.

5. Понятие «Эмоциональное благополучие» в ФГОС

6. Практическая работа. Варианты взаимодействия воспитателя с детьми: тревожными, застенчивыми, упрямыми, конфликтными. Игры и упражнения при взаимодействии с такими детьми.

7. Коммуникативные умения. Упражнение «Дополни предложения».

8. Рефлексивные умения воспитателя.

9. Рефлексия.

1. Я предлагаю поиграть в игру «Передай мяч соседу» суть этой игры проста, когда вам в руки передадут мячик, вспомните ситуацию или момент, когда вы были счастливы, радостны, чувствовали удовлетворение, расскажите о нём. (передают мяч, отвечая на вопрос,

Считаете ли вы себя эмоционально- благополучным человеком? А кто такойэмоционально- благополучный человек?

2. «Эмоционально- благополучный человек - это (выслушивание мнениявоспитателей).

Это уверенный в себе человек, удовлетворенный своей жизнью и работой, с позитивным настроением, хорошим здоровьем, работоспособный.

- Коллеги, что же такое эмоциональное благополучие? (выслушивание мнения педагогов).

3. Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные психологи, например, Слободчиков И. М. считает, что эмоциональное благополучиеобеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.

Под эмоциональным благополучием Урунтаевой Г. А. понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

4. Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него не сложится нормальная личность. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение для ребенка состоянияэмоционального благополучия.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Какие условия способствуют созданию эмоционального благополучия, каждого ребенка, а значит и группы в целом? (ответы воспитателей (слайд № 3)

Назовите признаки, которые могут являться показателями дискомфорта? (слайд №4)

Назовите возможные причины дискомфорта детей? (ответы воспитателей)

5. В ФГОС:

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены

следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование

и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных

возможностях и способностях;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения

детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации (социальная ситуация развития - система социальных условий, единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Из ФГОС выделяем основные компетенции педагога:

обеспечение эмоционального благополучия,

поддержка индивидуальности и инициативности, установление правил взаимодействия в разных ситуациях,

построение вариативного развивающего пространства в зоне ближайшего развития,

взаимодействие с родителями.

А теперь рассмотрим одну компетенцию от «знаю что», «Знаю как») из перечисленных:

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка

6. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в ДОУ прежде всего необходимо выявить причину, источник негативных эмоций.

1. Ребенок боится одиночества, темноты, сказочных персонажей. (напишите имена детей из группы, если такие есть)

Возможные причины: запугивание ребенка ради дисциплины, недостаток внимания, принятия и тепла со стороны взрослых, ребенок не чувствует себя защищенным, боится наказания. (слайд №7)

2. Обычно жизнерадостный ребенок вдруг становится плаксивым, возбудимым, конфликтным.(напишите имена детей из группы,если такие есть)

Возможные причины: ребенок испытал стресс или испуг, связанные с конфликтами в семье, болезнью близкого родственника, просмотром чего-то страшного по телевизору.

(слайд №8)

Упражнение «Бабочки».

Необходимо разбиться на пары, один из пары становится взрослым, второй – ребенком. Ситуация 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание: не обращать внимания надетей. Дети должны подбежать к взрослому и показать пойманную бабочку: «Смотрите, какую я бабочку поймал».

Ситуация 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку.

- Какие чувства испытывали «дети» в первом случае?

- Какие чувства испытывали «взрослые» в первом случае?

- Какие чувства испытывали «дети» во втором случае?

- Какие чувства испытывали «взрослые» во втором случае?

Вывод: Дети нуждаются в поддержке взрослых. Если ребенка не поддерживают, он часто легко сдается, использует выражения «я не могу», «я не знаю», «мне безразлично», защищается, создает конфликты, жалуется на самочувствие, обвиняет других, избегает общения, жалуется на отсутствие друзей, выглядит печальным. Таким образом, ребенок пытается нам доказать, что он нуждается в любви и поддержке.

3. Испытывает негативные эмоции к посещению детского сада: плачет, когда приходит, долго не может успокоится, отказывается от различных видов деятельности, отказывается от еды, не желает общаться со сверстниками, становится напряженным при выполнении какого- либо задания, поручения. (напишите имена детей из группы,если такие есть (слайд № 9)

Я предлагаю поиграть в игру «Стиральная машина». Необходимо стать в две шеренги. Один человек – белье, другие будут его стирать, полоскать, отжимать.

- Какие у вас ощущения? Кому понравилось, кому нет?

Вывод: тактильные ощущения для ребенка важны. Этюд на различные позиции в общении.

4. Ребенок становится упрямым, грубым, не реагирует на просьбы взрослого или намеренно делает наоборот. (напишите имена детей из группы,если такие есть)

(слайд №10)

Игра: «Позиция воспитателя»

Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Воспитателям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходят в диалоговом режиме. Сначала ситуация общения организуется, когда оба сидят лицом друг к другу; затем один сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (воспитатели меняются местами); затем, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.

- Как больше понравилось общаться? Почему?

Вывод: важна позиция воспитателя не «над», а «рядом», «глаза в глаза». Это вселяет чувство доверия в душу ребенка.

5. Ребенок застенчив, избегает общения со сверстниками и взрослыми, не принимает участия вдетских играх, не проявляет инициативу в различных видах деятельности, избегает контакта глаз, боится задавать вопросы, попросить о чем-то, говорит тихо и невнятно. (напишите имена детей из группы,если такие есть)

Возможные причины: низкая самооценка ребенка, сформировавшаяся в результате предъявления завышенных требований к ребенку, постоянное концентрирование на слабых сторонах ребенка, приведение в пример более удачливых детей, прилюдные высмеивания взрослыми или другими детьми оплошностей, ошибок, проступков ребенка.

Варианты взаимодействия воспитателя с детьми: быть внимательным к ребенку; разбирать совершенные ребенком проступки без присутствия посторонних людей; не повышать голос; не одергивать ребенка; (слайд №11)

8. Для обеспечения эмоционального благополучия:

Общение воспитателя с детьми должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества;

- Каждый воспитатель должен уметь хвалить, ободрять, поощрять («Отлично справился с заданием!», «Ты сегодня нам очень помог, без тебя бы мы не справились», «Завтра получится еще лучше!», в зависимости от ситуации);

- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития («Сегодня у тебя получилось гораздо лучше!»);

- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы, дать ему возможность высказаться (не прерывать высказывания ребенка фразами «Спросишь позже, я еще не закончила», «Не перебивай меня»);

- Не обсуждать неправильные поступки ребенка при других детях, не унижать ребенка;

- Инструкции даются в форме предложения, а не распоряжения, приказа (не «Сегодня мы с вами будем делать…», а «Давайте сегодня…»);

- Порицания должны относится не к личности ребенка, а к его поступкам (не «Ты обманщик», а«Мне было очень неприятно узнать, что ты сказал неправду»)

9. Рефлексивные умения. Воспитателю очень важно оценить себя, свою работу с детьми:

- правильно ли были подобраны способы установления контакта с ребенком, имеющим проблемы в эмоциональной сфере?

- правильно ли я определил причину эмоционального неблагополучия ребенка?

- правильно ли я общался с ними?

- достиг ли я положительного результата в работе? - что мне удалось/ не удалось?

- какой способ общения нужно выбрать, чтоб достичь положительного результата?

Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия (в любом возрасте, для всех детей) является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам.

10. Игра «Солнце способностей». Участники пишут на лучах солнца свои способности: «Я умею…. Я могу….».

Вопросы:

- Кто испытывал неловкость, затруднения?

Вывод: нас учили обращать внимание, прежде всего, на минусы, а не на плюсы. А это способствует появлению у ребенка состояния подавленности, что снижает самооценку и приводит к плохому поведению. В конце семинара воспитатели выбирают шарики в соответствии со своим настроением. Объясняют свой выбор.


Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада»

Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада»

В ФГОС : 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач : 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями…

В ФГОС : 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач : 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями…

Вывод : Дети нуждаются в поддержке взрослых

Вывод : Дети нуждаются в поддержке взрослых

Инструкции даются в форме предложения, а не распоряжения, приказа (не «Сегодня мы с вами будем делать…» , а «Давайте сегодня…» ); -

Инструкции даются в форме предложения, а не распоряжения, приказа (не «Сегодня мы с вами будем делать…» , а «Давайте сегодня…» ); -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2020