Летом некоторые родители отправляются вместе со своими
детьми за новыми впечатлениями в экзотические страны, кто-то проведет солнечное
лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Лето – благоприятное
время для решения воспитательно-образовательных задач. Но родители порой не
подозревают, насколько познавательной для ребенка может быть даже обычная
прогулка по парку.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного
можно с ним узнать, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить,
необходимо каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию. Ведь
именно воспитатели, зная особенности каждого ребенка, в силах помочь его родителям
подобрать интересную и полезную информацию, полезные занятия и рекомендации на
летний период. Воспитателям важно донести до родителей информацию о широких
возможностях провести лето с ребенком интересно и полезно, при этом сохранив
его здоровье и оставив яркие впечатления от прошедшего отдыха. Беседуя с
родителями воспитанников, необходимо показать, что лето – это подходящее время
для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которое оно
предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в
родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Поэтому необходимо
подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми,
в процессе которого так важно замечать необычное в простом: сверкание росы под
утренним солнцем, краски вечернего заката, загадочность ночного звёздного неба,
завораживающие звуки морского прибоя и леса. При этом нужно не только
увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребёнку, сохранить в
памяти малыша на всю жизнь, как яркое воспоминание детства.
Для решения этой задачи можно предложить родителям следующие темы и задания во время отдыха с детьми:
v «Наблюдаем за живой и неживой природой».
v «Учимся замечать прекрасное в природе». ( Организация фотосессии, выставка рисунков с подбором к ним строчек из стихотворения или рассказа).
v «Прогулка к цветникам». (Составление букета в вазе и икебаны).
v «Лекарственные растения на грядке». (Рисунки растений, составление к ним описательных рассказов и подбор загадок).
v «Лето – лучший период для творчества» (Живопись, рисунки летних пейзажей, сочинение рассказов и стихов и другие творческие совместные работы детей и родителей).
v «Узоры на мокром песке», «Песочные фигуры».
v «В гости к маленьким друзьям». (Провести наблюдение за муравьями и другими насекомыми, а затем изготовить совместно с ребенком книгу с рисунками об их жизни).
v «Подводный мир». (Наблюдение на рыбалке за рыбами и водными жителями, на море – за медузами, ракушками, морскими звездами и т. д.).
v Чтение детям рассказов о природе В. Бианки, М. Пришвина и др. авторов (найти описанное в природе и отразить содержание рассказа и наблюдений в рисунках).
v «Наш урожай». ( Провести с ребёнком наблюдение за сельскохозяйственным трудом, поучаствовать в нём с ребёнком, а результаты отразить в лепке, аппликации, конструировании из бумаги).
v «Эксперименты и исследования летом». (Наблюдение за созвездиями на ночном небе,
выращивание овощей на даче или цветов на клумбе, измерение тени взрослого и ребёнка, нахождение ЮГА и СЕВЕРА в лесу и т. д.).
v «Как я провел лето». ( Создание рукописной книги о летнем отдыхе).
В
начале нового учебного года можно провести внутригрупповой конкурс «Как мы
провели летние каникулы!», на котором будут предоставлены совместные работы
детей и родителей (рисунки, фотогазеты, фотоальбомы, самодельные книги
с наблюдениями, рассказами или стихами собственного сочинения и другие
творческие работы). Одно обязательное условие: о проведении конкурса необходимо
объявить до начала летнего отдыха. Для наглядности нужно вывесить в
родительском уголке примерные темы домашнего задания на лето и предложить
образцы работ. В этом случае у родителей будет больше времени,
возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных
дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных
воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.
Другой, не менее важной задачей, является воспитание экологической культуры. Летняя природа привлекает детей, но незнание правил поведения может нанести вред, как ребёнку, так и природе. Можно предложить родителям консультации на следующие темы:
§ «Как вести себя в лесу».
§
«Собираем ягоды и грибы».
§ «Бережём нашу природу».
§ «Отдыхаем на даче».
§ «Труд детей на природе летом».
Нужно познакомить родителей с играми и опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Такие игры и опыты разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития ребёнка; повысят его самостоятельную активную деятельность.
Ещё одна из важных задач – охрана здоровья и жизни детей в летний период. Именно в это время года мы больше всего проводим на улице и, несмотря на чудесные дни, именно в этот период наши дети наиболее подвержены различным травмам и опасным ситуациям. Чтобы предотвратить несчастные случаи, для родителей необходимо провести консультации по охране жизнедеятельности и оказании первой помощи на следующие темы:
· «Встречаем лето» (о здоровье и охране жизни).
· «Ребёнок в городе, чего нельзя».
· «Соблюдение правил дорожного движения».
· «С малышом на даче» (какие опасности могут подстерегать на природе).
· «Как организовать летний отдых на море».
·
«Правила поведения на воде».
· «Оказание первой медицинской помощи ребёнку».
· «Оказание первой помощи при укусе насекомых».
· «Приёмы закаливания».
· «Витамины на грядке».
· «Лекарственные растения».
Всю необходимую информацию для родителей рекомендуется собрать в одну папку под названием, например, «Летняя пора» (консультации для родителей, рекомендации и полезные советы) и выставить в родительском уголке. Родители в любой удобный для них момент смогут ознакомиться с её содержанием и извлечь интересную и полезную информацию.
Главное в организации взаимодействия педагогов с родителями в этот период – пример собственного отношения воспитателя: удивления и восхищения чудесами природы, искренней заинтересованности в гармоничном развитии детей, стремление побудить в них познавательный интерес и живую радость от общения с природой. От того, как педагог донесет до родителей информацию, сколько чувств вложит в свои слова и действия, зависит успех общения с родителями и успешное развитие ребёнка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.