Консультация "Экологическое воспитание дошкольника через художественную литературу"
Оценка 4.9

Консультация "Экологическое воспитание дошкольника через художественную литературу"

Оценка 4.9
docx
21.03.2024
Консультация "Экологическое воспитание дошкольника через художественную литературу"
опыт работы самообразования.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ

 

 

по теме: «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатель: Кузьмина Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность: природа встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Но такие умения как «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развиваются сами собой, не даются от рождения в готовом виде, а воспитываются. В дошкольном возрасте следует начинать учить жить в согласии с природой. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления.

Поступающие в специальные дошкольные учреждения дети с нарушением слуха имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Они не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением, не устанавливают причинно-следственные связи. Вот почему необходимо специально знакомить детей с миром природы. В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах и явлениях, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях.

При работе по экологическому воспитанию с детьми с нарушениями слуха необходимо учитывать их психофизиологические особенности, что, в свою очередь, влияет на выбор форм и методов работы.

Особое значение в экологическом воспитании дошкольников занимают дидактические игры, в которых обучение детей идет через различные методы занимательного и познавательного материала. В процессе игр дети закрепляют, расширяют и систематизируют имеющиеся у них экологические представления. Вместе с тем, игра оказывает влияние на развитие психических функций. Также игры развивают способность играть вместе и договариваться.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира. Она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Через игру у ребенка формируется примитивное представление об окружающем его мире и обогащение кругозора. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических.

Таким образом, гипотезой данного исследования является предположение о том, что дидактические игры могут быть эффективным средством формирования экологических представлений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Цель: выявить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Задачи:

1.  провести анализ литературы по проблеме исследования;

2. изучить теоретические аспекты экологического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха;

3. Подобрать, адаптировать и апробировать  комплекс дидактических игр, направленных на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

4. Подготовить консультацию для родителей.

Прогнозируемые результаты: 

- Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;

– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

- Воспитание элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу по данной теме. Вопросами экологического воспитания детей дошкольного возраста занимались Н.Ф.Виноградова, В.Г.Грецова, С.Н.Николаева, А.М.Федотова и другие.

Под экологической воспитанием понимается особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Экологическая культура дает понимание ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды.

По определению Н.А Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды».

Н. А. Беневольская в своей статье пишет о том, что экологическое воспитание отражает различные стороны познания об окружающей среде и бережном отношении к природе.

Великие мыслители и педагоги всех времен придавали большое значение воспитанию любви к природе.

В настоящее время сложилась целостная концепция экологического образования и воспитания, разработаны ее теоретические основы, принципы, цели, задачи и пути реализации (С.В. Алексеев, Н.Ф. Виноградова, Б.Г. Иоганзен, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, И.Т. Суравегина, И.Н. Пономарева и др.).

Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов.

По мнению А. В. Запорожца, «игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности».

Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач -- обучение.

Важно проанализировать особенности игр детей с нарушениями слуха, чтобы понять, каким образом можно их использовать в процессе экологического воспитания.

Для детей с нарушениями слуха игра может быть важным фактором морально-нравственного развития: в процессе постижения содержания игр происходит овладение нормами и правилами поведения на природе, взаимоотношений между людьми.

Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности (А. А. Катаева, Г. Л. Выгодская). Несмотря на то, что глухиеи слабослышащие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.

Игры экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Игры используются не только в свободной деятельности детей, но и включаются в процесс НОД, прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.

Подбор тематики, определение содержания игр по экологическому воспитанию расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены правила поведения на природе, бережное отношение к ней.

У детей в процессе обучения формируются следующие понятия и представления:

- Животные: названия наиболее известных домашних и диких животных и их детенышей; повадки животных; среда их обитания; пища животных и способы ее добывания; польза животных для человека; отношение человека к животным и их охрана.

- Растения: виды растений, их строение, потребности в воде, свете, тепле, польза для человека, отношение человека к растениям.

- Времена года: явления природы, изменение окраски листьев в разное время года, приспособление растений и животных в разную погоду и разное время года; приготовления животных к зиме и к лету; отлет и прилет птиц.

-В мире воды: общие признаки и разнообразие рыб, обитающих в аквариуме и реке, бережное отношение к природе.

-Насекомые: названия наиболее известных насекомых, их польза для растений и животных, опасные насекомые.

Во время проведения игр используется следующий речевой материал: будем играть в игру…, придумай, измени, овощи, фрукты, ухаживать, наблюдать, кормить, корм, хитрый, пушистый и т.д.

- Животные: летать, ползать, плавать, кормить, кошка, лошадь, животные, детеныш, дикие, домашние, заботиться и т.д.

- Растения: расти, собирать, морковь, огурец, лук, помидор, горох, перец, овощи, груша, апельсин, фрукты, ягоды и т.д.

- Времена года: лето, зима, осень, весна, мороз, мало корма, кормушка, нет листьев, расцветают цветы и т.д.

- В мире воды: водоем, река, аквариум, чистая вода, рыбы, золотая рыбка, мусор, водоросли и т.д.

- Насекомые: пчела, мед, божья коровка, стрекоза, бабочка, муха,  комар. Муравей, жук, насекомые, едят траву, листья, растения, нельзя разрушать муравейники, рвать и топтать растения, ломать ветки на деревьях и т.д.

Дети с нарушениями слуха пользуются в общении простой, аграмматичной фразой, отдельными словами, некоторые дети общаются посредством голосовых реакций, ситуативными жестами.

Речевой материал, который дается на занятиях по экологическому воспитанию закрепляется в речи детей в процессе игр.

Дети учатся:

· понимать слова и соотносить их с предметами и объектами;

· воспроизводить слова устно и с помощью табличек;

· самостоятельно описывать предметы (животных, растений и т.д.) с указанием цвета, формы, величины, материала, названия и других признаков;

· использовать усвоенный речевой материал в различных ситуациях общения;

· уточнять значения слов, необходимых для конкретизации видовых и родовых понятий (животные - дикие, домашние, насекомые, рыбы, птицы);

Игра – проявление естественной потребности в деятельности, в которой ребенок познает окружающую действительность. Для ребенка игра является свободной и самопроизвольной творческой деятельностью, полной реальных и жизненно важных переживаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Но не все игры, представленные в методической литературе, подходят для использования с детьми, имеющими нарушение слуха.  

 Поэтому для применения в своей практике дидактических игр, я адаптировала и оформила картотеку игр по воспитанию экологической культура детей с нарушением слуха. (Приложение № 2). Данные игры можно использовать как на занятиях по экологии и ознакомлению с окружающим миром, так и в свободной деятельности.

Подготовила консультации и памятки для родителей: «Экологическое воспитание ребенка в семье», «Летняя прогулка в лесу с ребенком - правила безопасности», памятка «Природа – наш друг!» (Приложение № 3). Таким образом, разработанные консультации  могут  помочь родителям правильно подойти к вопросу воспитания экологической культуры ребёнка, созданию атмосферы сотрудничества между педагогами и родителями.

Чтобы оценить влияние дидактических игр как эффективное средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста с нарушением слуха было проведено обследование детей 3 года обучения в три этапа: первичный (сентябрь – октябрь), промежуточный (декабрь – январь), итоговый (апрель – май).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». НАПРАВЛЕНИЕ «Познание» (3 год обучения, сентябрь - октябрь 2022– 2023 уч.г.)

Фамилия, имя ребенка

Экология для малышей

 

 

имеет представление о расте­ниях (их названии, частях, отличительных признаках) и местах их произрастания.

имеет представления о животных (домашние и дикие звери, птиц, насекомых, рыб); может показать и назвать их характерные черты; знает детенышей животных и места обитания животных.

имеет представление о потреб­ностях растений (влага, тепло, свет, почва); осознает необходимость ухода за комнатными растениями.

имеет представления о сезонных измене­ниях, их влиянии на жизнь растений и животных.

Сформировано понимание ценности природных объектов (зачем нужны растения и животные, их польза для человека)

Умеет устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д)

Сформировано бережное, доброжелательное, осторожное отношение к животным и растениям.

 

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение в %)

 

 

1

Череднеченко Софья

0

1

0

0

0

0

0

5

 

2

Зайцев Константин

1

1

0

0

0

0

0

10

 

3

Иванова Кристина

0

1

0

0

0

0

0

5

 

4

Им Милана

1

1

0

0

0

0

0

10

 

5

Кан Захар

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

 

 

 

 

 

 

 

6 %

 

   0 баллов – ребенок не привлекаем к обследованию (не понимает словесную или   

            письменную речь).

1 балл – ребенок имеет отрывочные (частичные), бессистемные представления по указанному критерию.

2 балла – ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

3 балла – ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

 Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям соответствует:

0-40 % –  низкому уровню развития; 41-80 % – среднему уровню развития; 81-100 %  –  высокому уровню развития.

В первичном этапе обследования приняли участие пять детей.  Первичный показатель по группе 6 %, что соответствует низкому уровню развития.

 

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». НАПРАВЛЕНИЕ «Познание» (3 год обучения, декабрь - январь 2022 – 2023 уч.г.)

Фамилия, имя ребенка

Экология для малышей

 

 

имеет представление о расте­ниях (их названии, частях, отличительных признаках) и местах их произрастания.

имеет представления о животных (домашние и дикие звери, птиц, насекомых, рыб); может показать и назвать их характерные черты; знает детенышей животных и места обитания животных.

имеет представление о потреб­ностях растений (влага, тепло, свет, почва); осознает необходимость ухода за комнатными растениями.

имеет представления о сезонных измене­ниях, их влиянии на жизнь растений и животных.

Сформировано понимание ценности природных объектов (зачем нужны растения и животные, их польза для человека)

Умеет устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д)

Сформировано бережное, доброжелательное, осторожное отношение к животным и растениям.

 

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение в %)

 

 

1

Череднеченко Софья

1

1

0

1

0

0

0

14

 

2

Зайцев Константин

1

2

1

2

0

1

1

38

 

3

Иванова Кристина

1

1

0

1

0

0

0

14

 

4

Им Милана

1

2

1

1

0

1

1

33

 

5

Кан Захар

1

1

0

1

0

0

0

14

 

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

 

 

 

 

 

 

 

23 %

 

 

0-40 % – низкий уровень развития; 41-80 % – средний уровень развития; 81-100 % –   высокий уровень развития.

В промежуточном этапе обследования приняли участие те же пять детей группы 3  года обучения.  Промежуточный показатель по группе вырос на 17 %, т.е. составляет  23 %, что так же соответствует низкому уровню развития.

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». НАПРАВЛЕНИЕ «Познание» (3 год обучения, апрель - май 2022 – 2023 уч.г.)

Фамилия, имя ребенка

Экология для малышей

 

 

имеет представление о расте­ниях (их названии, частях, отличительных признаках) и местах их произрастания.

имеет представления о животных (домашние и дикие звери, птиц, насекомых, рыб); может показать и назвать их характерные черты; знает детенышей животных и места обитания животных.

имеет представление о потреб­ностях растений (влага, тепло, свет, почва); осознает необходимость ухода за комнатными растениями.

имеет представления о сезонных измене­ниях, их влиянии на жизнь растений и животных.

Сформировано понимание ценности природных объектов (зачем нужны растения и животные, их польза для человека)

Умеет устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д)

Сформировано бережное, доброжелательное, осторожное отношение к животным и растениям.

 

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение в %)

 

 

1

Череднеченко Софья

2

2

1

1

1

1

1

43

 

2

Зайцев Констагтин

2

3

2

3

2

2

2

76

 

3

Иванова Кристина

1

2

1

1

1

0

1

33

 

4

Им Милана

2

3

2

2

1

2

2

67

 

5

Кан Захар

1

1

1

1

0

0

1

24

 

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

 

 

 

 

 

 

 

48 %

 

 

0-40 % – низкий уровень развития; 41-80 % – средний уровень развития; 81-100 % –   высокий уровень развития.

Результат итогового этапа по группе соответствует 48 %, он выше промежуточного результата на 25 %, и на 42 % выше первичного этапа. Результат соответствует среднему уровню развития.

Анализируя полученные результаты в рамках обследования детей, можно сделать следующий вывод: целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

 

 

 

Гистограмма №1

 

Результаты развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры.

 

 

 

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям соответствует:

0-40 % –  низкому уровню развития; 41-80 % – среднему уровню развития; 81-100 %  –  высокому уровню развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

Картотека дидактических игр, направленных воспитание экологической культуры дошкольников с нарушением слуха.

 

 

«Угадай, о чём я рассказала»

Цель. Узнавать овощи и фрукты по словесному (или письменному) описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Расширять словарный запас детей названиями признаков и свойств предметов.

Оборудование. Мешочек из плотной ткани, муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, лимон, яблоко), схемы (пиктограммы), отображающие признаки и свойства овощей и фруктов, таблички с описанием элементов пиктограммы.

Речевой материал. Там овощи и фрукты. Что это? Огурец, помидор, лимон, яблоко. Будем отгадывать загадку, текст загадок.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Он достаёт из мешочка  овощи и фрукты, дети называют их. Педагог говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о каком овоще или фрукте в ней говорится. После этого вносит текст загадки (таблички с описанием признаков и свойств овоща или фрукта) и нарисованные схемы (пиктограммы), читает её, привлекая к прочитыванию и детей. Например: «Жёлтый, овальный, кислый, растёт в саду, с ним пьют чай». Текст читается медленно, делая паузу на каждом свойстве предмета и обращая внимание на схемы. Когда загадка будет отгадана, детям можно предложить попробовать фрукт или чай с лимоном. Затем педагог переставляет предметы на столе и даёт описание другого предмета. Например: «Красный, круглый, сладкий. Растёт в огороде, его кладут в борщ, салат» и т.д.

 

«Найди в мешочке то, о чём говорится в загадке»

Цель. Описывать предмет самостоятельно (или с помощью табличек), используя опорные схемы (пиктограммы). Отгадывать закодированный предмет путём тактильно-двигательного восприятия. Уметь классифицировать предметы на основе выделения обобщающего слова. Обогащать словарный запас самостоятельной речи по теме «Овощи, фрукты».

Оборудование. Мешочек с разными предметами, среди которых огурец и слива, схемы (пиктограммы), таблички с описанием элементов пиктограммы (загадки).

Речевой материал. Будем играть, думать, читать. Что это? Найди, огурец, слива, текст загадок.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Педагог вносит мешочек с предметами и говорит, что надо найти в нём то, о чём говорится в загадке. Приглашает ребёнка к столу и выставляет на наборное полотно схему (пиктограмму). Затем указывает на каждый элемент пиктограммы, ребёнок называет признак самостоятельно (или находит табличку с описанием этого признака на другом наборном полотне, например, «Зелёный, овальный, растёт в огороде, его кладут в салат»). Когда весь текст будет найден, читает загадку, думает, о чём в ней говорится, подходит к мешочку и, ощупывая каждый предмет, находит тот, о котором говорится в загадке, достаёт его и называет. Игра повторяется с другими пиктограммами и другими детьми.

 

«Угадай животное».

Цель: Развивать элементы логического мышления через умение задавать вопросы, отвечать на них. Закрепить навыки владения фразовой речью.

Оборудование. Шапочки с изображением: утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. У педагога на столе лежат наголовники с изображением утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа. Он вызывает одного ребёнка и предлагает ему закрыть глаза. На голову ребёнка надевается наголовник с изображением одного из животных. Ребёнок не знает кто он. С помощью наводящих вопросов, обращённых к детям, он пытается выяснить кто он.

Первым в игру вступает воспитатель. На нём наголовник утки. Он задаёт детям вопросы.

Воспитатель: Где живёт?

Первый ребёнок: Живёт около дома.

Воспитатель: Где спит?

Второй ребёнок: спит в сарае.

Воспитатель: Что ест?

Третий ребёнок: Ест зерно.

Педагог: Хорошо плавает.

Воспитатель: Я знаю. Я утка.

Дети: Да, да.

Воспитатель демонстрирует, как ходит утка. Таким же образом каждый из детей должен угадать, кто он и изобразить животное.

«Чей голос?»

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Оборудование: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.

Ход игры. В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

-Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тонень­ко? (Теленок.) Ква-ква — чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

«Кто где живет?»

Цель: развитие способности соотносить животное с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком.

Оборудование: карточки с изображением животных и их месты обитания

Речевой материал: будем играть, собака, корова, медведь, живет в лесу, около дома, в дупле, в норе, в берлоге, в конуре, домашнее животное, дикое животное и т.д.

Ход игры: Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть карточки, изображающие зверей, птиц, рыбок, насекомых. Рассказать, какие бывают животные (дикие и домашние). Дикие звери и птицы обитают в природных условиях, не нуждаются в помощи человека, самостоятельно добывают пищу, делают норы и гнезда. А домашние питомцы не могут существовать без человеческой помощи, получают корм от хозяина, живут в построенном им жилище. Далее воспитатель говорит, что у каждого зверя есть жилище, нужно только помочь его найти. Воспитанники должны каждую карточку с животным правильно положить на картинку, изображающую место обитания.
Воспитатель задает вопросы о каждом животном:

- это дикое или домашнее;

- почему оно домашнее;

- чем помогает человеку (для домашних);

- где живет (дети должны найти картинку).

 

 

«Поймай рыбку»

Цели: развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание.

Оборудование: игра «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки/картинки рыб, аквариум.

Речевой материал: рыбы, аквариум, рыбы живут тут, делайте так (лови рыбу),  поймал, помоги

Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть. «Будем ловить рыб. Рыбы живут в аквариуме» - предлагает детям сачком перенести рыбку, например из банки в аквариум. Вначале он показывает, как надо ловить и переносить рыбок сачком («Делайте так»), затем дети действуют сами. Поймав рыбку, дети должны назвать ее или выбрать табличку с названием (усложнение – назвать части тела).

     

«Это кто?»

Цель: учить различать при ограниченном выборе голоса птиц и животных.

Оборудование: звукозапись голосов, например, мычание коровы, стук дятла, кукуканье кукушки или лай собаки, мяуканье кошки, кваканье лягушки, картинки с табличками, игрушки.

Речевой материалбудем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, корова, дятел, ворона, голубь, собака, кошка, лягушка.

Ход игры Педагог показывает соответствующую игрушку или картинку (например, кошку) и спрашивает детей, как она мяукает. После воспроизведения детьми голоса кошки (собаки, курицы) включается запись. Аналогично педагог знакомит детей с голосом другого животного или птицы. Соответствующие игрушки ставятся на стол, картинки помещаются в наборном полотне или на доске. Затем педагог предлагает детям узнать, чей голос они слышат. В случае ошибки он, не выключая записи, показывает соответствующую игрушку или картинку.

«Лото»

Цель: проверить и закрепить представления детей о животном мире

Оборудование: пять предметных картинок с изображением домашних животных (например, лошадь, корова, коза, свинья, собака), большая карта-лото, на которой написаны названия предметных картинок.

Речевой материалКто это? Лошадь, коза, свинья, собака, корова. Собаки нет.

Ход игры Ребенок сидит за столом. Перед ним лежит большая карта-лото, на которой написаны названия домашних животных. Педагог говорит: «Будем играть», показывает картинку и спрашивает: «Кто это?» Ребенок называет картинку самостоятельно либо сопряженно-отраженно. Педагог просит найти название картинки на карте лото: «Где лошадь?» Ребенок должен найти соответствующую табличку и прочитать ее. Педагог отдает ему картинку, которую ребенок подкладывает к табличке.

В середине игры педагог показывает картинку, названия которой на большой карте лото нет. Ребенок должен определить и сказать, что эта картинка лишняя: «Собаки нет». Затем игра продолжается.

 

«Кто спрятался?»

Цель: пополнять элементарные представления детей о животном мире; развивать восприятие, мелкую моторику.
Оборудование: горох в контейнере, модели домашних животных и насекомых, небольшие по размеру.

Проведение игры. Обратить внимание ребенка на контейнер, в котором что-то находится. Достать одну горошину, предложить взять в руки и сказать, что это. Далее предложить посмотреть, есть ли что еще в контейнере, кроме гороха и назвать всех тех, кого нашел.

 

 

 

«Деревья, поиграйте с нами»

Цель: Учить отгадывать время года по макету или изображению дерева (без листьев и в снегу — зима, в жёлтых листьях — осень, в белых цветах — весна, зелёное — лето). Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Оборудование: макеты или печатные изображения дерева в разные сезоны (времена года), предметные картинки по числу детей.

Ход: Воспитатель сообщает детям игровую задачу (деревья хотят, чтобы малыши узнали по их наряду, какое время года они любят больше всего) и правила, просит их быть внимательными. Показывает детям макет дерева (строго в очерёдности сезонов в году). Дети рассматривают дерево и говорят, какое время года оно отображает, выбирают табличку. Воспитатель спрашивает правильно ответившего ребёнка, почему он так думает, подтверждает и хвалит правильный ответ.

 

«В саду и в огороде»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты

Оборудование: картинки с изображением сада и огорода, картинки или муляжи овощей и фруктов.

Речевой материал: морковь, помидор, яблоко, груша, растет на дереве, на грядке, в саду, в огороде

Ход игры: воспитатель предлагает разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад. Овощи и фрукты (картинки или муляжи) раскладываются на столе. Дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам, называют их, выбирают соответствующую табличку.

 

«Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Оборудование: Мяч, картинки, таблички

Ход игры: ведущий называет/показывает овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.

 

                                                 «Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Оборудование: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых

Ход игры: воспитатель описывает объект так, чтобы дети смогли угадать, кто изображен на карточке. Можно использовать загадки.

 

«Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Оборудование: карточки с разнообразными объектами.

Речевой материал: будем играть, убери лишнюю картинку, почему? Назови одним словом.

Ход игры: Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

 

«Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Оборудование: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов, картинки, таблички.

Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем  ребятам.

 

«Кто, что ест?»

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Оборудование: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Речевой материал: мясо, молоко, трава, морковь, заяц, волк, корова и т.д.

Ход игры: Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.

 

«Летает, прыгает, бегает»

Цель: уточнить знания о приспособлении животных к среде обитания

Оборудование: картинки с изображением птиц, рыб, зверей, насекомых; сюжетная картинка, игрушка – зайчик.

Речевой материал: бабочка летает, заяц прыгает, рыба плавает и т.д.

Ход: К детям приходит зайчик, рассказывает, что у него есть много друзей-зайчиков в лесу, и все они любят весело прыгать. (Детям предлагают попрыгать вместе с зайчиком). Но зайчик не знает, как передвигаются другие животные.
Воспитатель предлагает детям рассказать и показать, как двигаются разные животные. Выполняются игровые действия согласно правилам. Зайчик благодарит детей, говорит, что они ему очень помогли, он очень рад (можно включить аудиозапись весёлой детской песни).

 

«Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов)

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Оборудование: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет.

Речевой материал: зеленый, маленький помидор, красный, большой помидор, семена, росток, росток более высокий, взрослое растение

Ход игры: Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

 

«Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе)

Цель: Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах).

Оборудование. Картинка, на которой изображены лесные тропинки. По краям тропинок расставлены этикетки с правилами поведения в лесу.

Ход игры: Ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет, и объяснить  свой выбор.

Первый вариант.

Если пройти по первой тропинке, можно наступить на муравьев (изображен муравейник).

По второй, узкой тропинке тоже нельзя идти - между деревьями паук сплел свою паутину.

На третьей тропинке змея с детенышами греется на солнышке.

Возле четвертой тропинки растет кустарник, а на нем - гнездо с птенчиками. Здесь можно пройти, но очень тихо.

Второй вариант.

На первой тропинке - тлеющий большой костер. На остальных те же знаки, что и в первом варианте. Дети, объяснив свои ответы, приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке, но сначала потушить костер.

 

"Кто прилетел на кормушку?"

Цель: способствуют формированию знаний о способах помощи птицам зимой, воспитанию заботливого отношения к пернатым.

Оборудование: кормушка; набор банок с разным наполнителем круп; картинки птиц,
загадки про птиц.

Речевой материал: ворона, сорока, голубь, синица, воробей, кормушка, зерно, мороз, зима, забота.

Ход игры: Раздаётся стук в дверь, в гости к детям пришла кукла Маша. Кукла Маша принесла картину, на которой изображена кормушка она хочет узнать, что это такое и для чего она нужна. Воспитатель показывает живую картину детям, объясняет, что это – кормушка для птичек, предлагает посмотреть кто прилетит на кормушку. (Прикрепляет к картине силуэты птиц, музыкальное сопровождение щебетание птиц) уточняет у детей их названия.

 

"От какого дерева лист"

Цель: Формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по форме их листьев. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Оборудование: картинки деревьев, листьев разных деревьев, (засушенные листья – если игра проводится на прогулке)

Речевой материал: дерево, куст, листья, береза, осина, рябина.

Ход игры: Перед прогулкой или на прогулке с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Воспитатель предлагает отправиться в поход. Детям раздаются листья (картинки) разных растений (кустов, деревьев). Дети гуляют по участку, по сигналу воспитателя «Пошел ветер» дети бегут к своему «дереву». Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали. 

 

«Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Оборудование: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Речевой материал: время года, сосульки, снег, желтые листья, ручей, у кого?.., у меня…

Ход игры: Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют или показывают жестом, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

 

 

 

 

Приложение № 3

Консультации и памятки для родителей.

«Экологическое воспитание ребенка в семье»

 «Семья — это та первичная среда, где человек

должен учиться творить добро»

Сухомлинский В.

 

Дети – цветы жизни!

Что посеешь, то и пожнешь!

Будущее, которое мы создаём сегодня — в наших руках. То, каким они увидят этот мир сегодня, что они будут воспринимать как норму поведения, как научатся взаимодействовать с природой — все это зависит от нас.

Детский сад - первичное звено в системе образования и поэтому уделяет экологическому воспитанию особенное внимание. Жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей.

Взрослые в ответе за развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению  норм поведения в природе и обществе.

Сюда относятся элементарные умения выбрасывать за собой мусор, не ломать ветки у деревьев, не обижать животных и т.д. Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные качества, конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о нежелательном поведении своего ребёнка и его последствиях должен каждый родитель, а значит, иногда следует пересматривать своё собственное поведение и совершенствовать его, задавая себе вопрос — как ту или иную ситуацию должен видеть мой ребёнок?

Чтобы воспитать достойного человека, уважающего все и всех вокруг достаточно просто беречь, а беречь — значит любить. Восхищаться природой, видеть её красоту, любить её дары, и этому может научить только семья. Для детей, растущих в городах это очень важно. Сегодня большинство людей предпочитают проводить выходные за городом на свежем воздухе. Казалось бы вот оно — единение детей с природой, воспитание экологической культуры. Но замечают ли эти люди красоту вокруг них и как к ней относятся? Ребёнок должен расти с чувством, что природа — это дом, каждая травинка, каждая букашка – жители этого дома. Этот дом живёт своей жизнью и принимает нас, а мы в ответ должны его уважать и заботиться о нём. Важно обращать внимание ребёнка на все мелочи — то, как в природе всё взаимосвязано и продумано. Какую огромную работу проделывают муравьи, чтобы построить муравейник; как желтеют и опадают листья осенью, а весной вырастают снова; как гусеница становится бабочкой... В природе столько удивительных и красивых явлений, которыми можно восхищаться бесконечно.

Также человек, большой или маленький, должен понимать, что важно не просто беречь и восхищаться красотой природы. Необходимо сформировать у ребёнка желание творить и помогать. Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Ведь мы говорим о нашем будущем, в котором многие экологические проблемы должны быть решены. Кто будет заниматься решением этих вопросов через 20, 30 и 40 лет? Наши дети. Они обладают этими потребностями с рождения, всё, что требуется от родителей — это поддержать и направить в нужное русло. Посадите вместе дерево или цветок — и ребёнок поймёт, что он сам творец природы. Он способен изменить её сам и изменить в лучшую сторону.

В помощь реализации поставленных задач для родителей, сейчас существует огромное множество вспомогательных материалов и информационных технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы. Однако важно заметить, что это лишь вспомогательный материал, который требует практических навыков, ведь невозможно полюбить природу и оценить всю её красоту сидя перед экраном телевизора...

Важно чтобы ребёнок постоянно имел контакт с живой природой, пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями. А для детей с нарушением слуха это просто необходимо, так как из-за особенностей психо-физического развития у них крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Это могут быть совместные походы в лес, на озеро, собирание грибов и ягод. Только целью этих походов должно быть не желание как можно больше набрать грибов, а увидеть и изучить что- то новое. Всегда необходимо вести беседу с ребёнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные изменения.

Также стоит не забывать о городской природе. Здесь открытия ждут ребёнка на каждом шагу — по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в магазин. Здесь особенно важно вести диалог с ребёнком, ведь зачастую взрослые не замечают уже простых и обыденных вещей рядом с ними. Дети же видят мир совсем иначе — не стоит отмахиваться от глупых вопросов, ведь именно так ребёнок познаёт мир.

Не менее важно чтобы уголок природы присутствовал дома и был у ребёнка  всегда под рукой. Собирание гербария, шишек, красивых камушков и даже перьев птиц — всё это способ познания окружающего мира. Ну а содержание домашних питомцев и уход за ними — это очень большой вклад в экологическое развитие ребёнка, воспитание моральных и этических качеств, не стоит лишать его такого взаимодействия с природой.

Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.

 

 

 

Памятка для родителей.

Природа – наш друг!

Жили люди на планете,

Мамы, папы и их дети.

Бросят люди по бумажке,

Планета станет замарашкой.

Не забывайте знакомить детей с правилами поведения на природе!

Принимая участие в становлении взаимоотношений ребенка с природой, взрослый обогащает его и пытается повлиять на него с надеждой, что при этом сформируется гуманное отношение ребенка к природе.

Уважаемые мамы и папы, задумайтесь на минуту о значимости природы и попробуйте ответить на следующие вопросы.

 «Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

 «Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажите? »; 

 «Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

 «Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?»

 «Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснит ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

Занимательные новости:

- чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

- крокодил обладает самым сильным голосом;

- змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

- крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

- у улитки около 25 000 зубов;

- животное с самым большим мозгом по отношению к телу - муравей.

Помните правила!

Охрана растений.

 Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком. 

 Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе.

 Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку.

 Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часто растений нужно обязательно оставлять в природе.

 Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают. 

 В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

 В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

 Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.

 Нельзя забывать о том, что в природе  всё  взаимосвязано.   Поэтому   охрана  растений  помогает

 борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых - опылителей, хищных насекомых, охране птиц.

Охрана животных.

 Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо.

 Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

 Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

 Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.

 Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

 

Консультация для родителей.

«Летняя прогулка в лесу с ребенком - правила безопасности»

Поездка в лес понравится любому ребенку, ведь на природе можно бегать, прыгать, веселиться. А среди деревьев и кустарников спрятано столько всего интересного! Но родителям в лесу не до отдыха, т.к. нужно следить за своим чадом. Если мамы и папы будут знать правила безопасности на природе, отдых точно получится замечательным!

- Перед поездкой в лес обязательно предупредите кого-то из родных или друзей о том, куда вы собираетесь.

- С собой всегда нужно брать спички, нож и часы, и мобильный телефон.

- Старайтесь не уходить далеко от проверенного маршрута.

- Если кто-то потерялся, сразу вызывайте спасателей, не нужно пытаться найти человека самостоятельно.

- Всегда берите с собой аптечку с самыми необходимыми лекарствами.

- Одевайте детей в яркую одежду.

- Если вы отправились на прогулку в период активности клещей, оденьте детей в одежду, максимально прилегающую к телу.

- Никогда не оставляйте детей одних и не уходите от них далеко.

- Подавайте пример своим поведением, не шумите в лесу, не бегайте.

- Весь мусор обязательно складывайте в пакеты и уносите с собой.

Перед походом в лес или уже в лесу объясните ребенку:

Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости. А как следует вести себя гостям? Аккуратно! Ничего не ломая, не нарушая покоя лесных зверей.

 Мы должны соблюдать правила:

1. Нельзя разводить огонь в лесу. Почему? Что может случиться с лесом?

2. Нельзя разорять гнезда птиц. Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?

3. Нельзя разорять муравейники. Посмотрите, какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят вас. Вы для них – великаны! И не смотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно работают. Вот такой величины может достигать их дом – муравейник. Муравьев считают санитарами леса. Почему?

4. Не обижай насекомых и животных. Почему нельзя обижать насекомых и муравьев? Почему их нельзя брать с собой? Можно ли забирать даже очень симпатичных жителей из их дома?

5. Нельзя шуметь в лесу. Почему? Как воспринимают музыку животные?

6. Не оставляй мусор. Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как отнесутся к этому звери?

7. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Почему? Вырастут ли они заново?

8. Нельзя ломать ядовитые грибы. Почему? как используют их звери?

     Правила поведения можно обсудить, объяснить, но главным все же останется пример взрослого!!!

Поездку в лес можно превратить в увлекательное путешествие, насладиться миром природы.

Игры и занятия для детей в лесу

Игра 1. «Лесные звуки».

Встаньте или сядьте с детьми вкруг. Предложите им закрыть глаза и прислушаться. Кто слышит больше звуков? Какие звуки слышны?

Игра 2. «Маленькие исследователи».

Возьмите с собой лупу и рассмотрите лист под увеличительным стеклом. Дома зарисуйте узор листа.

Игра 3. «Мастера в лесу».

У детей есть с собой мешочки или корзинки, их задача – найти и собрать оригинальный материал для творчества и поделок (мох, веточки, куски коры, листья, шишки). Дома дети реализуют замыслы.

Игра 4. «Кто я такой?» Забавное занятие даже для двух детей.

На бумажке пишется название животного, затем бумажка крепится на лоб ребенка, его задача – угадать, что он за зверь. Для этого игрок может задавать любые вопросы, на которые остальные отвечают «да» или «нет». Например: «Умею ли я кусаться?», «Могу ли летать?», «Я пушистый?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. М., 1969г.

2. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / под ред. Л.П. Носковой М., 1984.

3. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: программы для специальных дошкольных учреждений/Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. - М.: Просвещение, 1991. - 156 с.4. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко. - М.:

«Просвещение», 2003. - с. 37.

5. Вашурина Р.И., Репникова Л.А., Федорова Т.С. Игра в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста Тольятти, 2000г.

6. Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя/ Под редакцией Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 1993. С. 92-104.


 

Скачано с www.znanio.ru

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Актуальность : природа встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать

Актуальность : природа встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу по данной теме

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу по данной теме

Подбор тематики, определение содержания игр по экологическому воспитанию расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни

Подбор тематики, определение содержания игр по экологическому воспитанию расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни

Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть…

Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть…

Приложение № 1 Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Приложение № 1 Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Гистограмма №1 Результаты развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры

Гистограмма №1 Результаты развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры

Приложение № 2 Картотека дидактических игр, направленных воспитание экологической культуры дошкольников с нарушением слуха

Приложение № 2 Картотека дидактических игр, направленных воспитание экологической культуры дошкольников с нарушением слуха

Речевой материал. У педагога на столе лежат наголовники с изображением утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа

Речевой материал. У педагога на столе лежат наголовники с изображением утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа

Поймай рыбку» Цели : развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание

Поймай рыбку» Цели : развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание

Деревья, поиграйте с нами» Цель:

Деревья, поиграйте с нами» Цель:

Оборудование: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов, картинки, таблички

Оборудование: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов, картинки, таблички

Если пройти по первой тропинке, можно наступить на муравьев (изображен муравейник)

Если пройти по первой тропинке, можно наступить на муравьев (изображен муравейник)

Приложение № 3 Консультации и памятки для родителей

Приложение № 3 Консультации и памятки для родителей

Наши дети. Они обладают этими потребностями с рождения, всё, что требуется от родителей — это поддержать и направить в нужное русло

Наши дети. Они обладают этими потребностями с рождения, всё, что требуется от родителей — это поддержать и направить в нужное русло

Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный

Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным

Встаньте или сядьте с детьми вкруг

Встаньте или сядьте с детьми вкруг

Список литературы 1. Морозова

Список литературы 1. Морозова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2024