Консультация: «Организация логопедической помощи детям с ОВЗ. Использование современных логопедических технологий при организации учебно-коррекционного процесса»
Оценка 4.8

Консультация: «Организация логопедической помощи детям с ОВЗ. Использование современных логопедических технологий при организации учебно-коррекционного процесса»

Оценка 4.8
docx
29.09.2024
Консультация: «Организация логопедической помощи детям с ОВЗ. Использование современных логопедических технологий  при организации учебно-коррекционного процесса»
консультация 1.docx

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение

"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Организация логопедической помощи детям с ОВЗ.

Использование современных логопедических технологий

при организации учебно-коррекционного процесса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

 учитель-логопед

Лысенко Т.В.

 

 

 

 

 

 

Мичуринск 2023

 

         Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

         По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:

 

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

 

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

 

Дети с нарушением речи (логопаты);

 

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

 

Дети с умственной отсталостью;

 

Дети с задержкой психического развития;

 

Дети с нарушением поведения и общения;

 

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

         В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

 

         Для детей с ОВЗ характерны следующие психолого-педагогические особенности:

 

- у детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

- Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

- Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

- Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

- Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

- Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

- Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

- Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

- Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

- Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости и расторможенности.

 

Типичные затруднения у детей с ОВЗ:

 

- Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире.

- Темп выполнения заданий очень низкий.

- Нуждается в постоянной помощи взрослого.

- Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).

- Низкий уровень развития речи, мышления.

- Трудности в понимании инструкций.

- Инфантилизм.

- Нарушение координации движений.

- Низкая самооценка.

- Повышенная тревожность.

- Высокий уровень психомышечного напряжения.

- Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

- Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

 

Организация коррекционной работы

 

Нарушения речи у детей с ОВЗ являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

         Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации детей с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

         Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда работа ведется по следующим направлениям:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуального плана, маршрута) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

4. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе логопедической работы.

5. Взаимодействие со специалистами центра и семьи ребенка с ОВЗ.

6. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.

7. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приемам преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление речевых нарушений, а также их профилактику.

8. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

 

         Основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское и профилактическое.

         Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.

         В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия Логопедическое обследование охватывет все компоненты речевой системы:

- состояние органов артикуляции

- фонематическое восприятие

- общая и мелкая моторика

- слоговая структура

- состояние словаря

- грамматический строй

- связная речь

 

Специфика логопедической работы с учащимися ОВЗ:

 

- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).

- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).

- Длительное закрепление направленных речевых навыков.

- Частый повтор упражнений с элементами новизны.

- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость).

- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение).

- Конкретность и доступность заданий.

- Умеренный темп работы.

- Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).

 

         Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

         В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии — словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

         В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

 

Общие принципы и правила коррекционной работы:

 

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).

3.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей, развивающих их речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

 

         Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация действия с опорой на вспомогательные средства, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности.

         Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ.

 

- Игровые технологии.

- Метод наглядного моделирования.

- Биоэнергопластика.

- Мультимедийные технологии.

 

Вывод:

         Разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи.

         Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.


 

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок" «Организация логопедической помощи детям с

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок" «Организация логопедической помощи детям с

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий…

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий…

Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы

Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы

Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы

Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы

Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с

Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2024