Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение
"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"
«Организация логопедической помощи детям с ОВЗ.
Использование современных логопедических технологий
при организации учебно-коррекционного процесса»
Подготовила:
учитель-логопед
Лысенко Т.В.
Мичуринск 2023
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Для детей с ОВЗ характерны следующие психолого-педагогические особенности:
- у детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
- Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
- Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
- Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
- Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
- Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
- Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
- Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
- Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости и расторможенности.
Типичные затруднения у детей с ОВЗ:
- Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире.
- Темп выполнения заданий очень низкий.
- Нуждается в постоянной помощи взрослого.
- Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
- Низкий уровень развития речи, мышления.
- Трудности в понимании инструкций.
- Инфантилизм.
- Нарушение координации движений.
- Низкая самооценка.
- Повышенная тревожность.
- Высокий уровень психомышечного напряжения.
- Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
- Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Организация коррекционной работы
Нарушения речи у детей с ОВЗ являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации детей с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.
Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда работа ведется по следующим направлениям:
1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения.
2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуального плана, маршрута) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.
4. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе логопедической работы.
5. Взаимодействие со специалистами центра и семьи ребенка с ОВЗ.
6. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.
7. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приемам преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление речевых нарушений, а также их профилактику.
8. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.
Основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское и профилактическое.
Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.
В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия Логопедическое обследование охватывет все компоненты речевой системы:
- состояние органов артикуляции
- фонематическое восприятие
- общая и мелкая моторика
- слоговая структура
- состояние словаря
- грамматический строй
- связная речь
Специфика логопедической работы с учащимися ОВЗ:
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
- Длительное закрепление направленных речевых навыков.
- Частый повтор упражнений с элементами новизны.
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость).
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение).
- Конкретность и доступность заданий.
- Умеренный темп работы.
- Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).
Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.
Так, например, при алалии — словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.
В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).
3.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей, развивающих их речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация действия с опорой на вспомогательные средства, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности.
Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ.
- Игровые технологии.
- Метод наглядного моделирования.
- Биоэнергопластика.
- Мультимедийные технологии.
Вывод:
Разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи.
Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.