Консультация «Организация взаимодействия с родителями»
Семья для ребёнка дошкольного возраста – жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская любовь. Поэтому от родителей требуется научиться проявлять любовь к своему ребёнку полезным для него образом, вызывая ответные чувства. Данная программа ориентирует воспитателя на взаимодействие с семьёй.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, осуществляют воспитатели группы. Анализ психолого-педагогической, методической литературы и реальной практики работы ДОУ (Т.Н. Доронова, 2002; О.И. Давыдова, 2003 и др.) дает возможность увидеть, что не всегда взаимодействие воспитателей с родителями эффективно и направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка. К числу недостатков можно отнести относительную стихийность этих контактов. Они складываются из:
- обращений родителей к воспитателю с вопросами о ребенке;
-обращений воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы дошкольного учреждения;
-общения по другим поводам, не связанным с ребенком.
В общении родителей с воспитателями можно отметить следующие особенности:
– разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям; в результате одни из них общаются с ним чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются;
– родителей, прежде всего интересуются тем, что и как ел ребенок, реже - его успехами в занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности;
– воспитатели чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с сотрудниками, поскольку каждое их обращение связано с какой-либо неприятной ситуацией;
– воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата. Родители при этом нередко демонстрируют агрессивную - в адрес педагога или собственного ребенка - реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение;
– воспитатели не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать характер проблемы;
– значительное время занимает общение воспитателей с родителями на отвлеченные темы;
– не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения с родителями. Нередко устанавливается традиция обращения друг к другу на «ты» и по имени, не соблюдаются ограничения на обсуждение других сотрудников и ситуации в детском саду. В конечном счете, это вредит репутации самого воспитателя, снижает уважение к детскому саду и готовность ценить труд коллектива и заботу, которую он проявляет по отношению к ребенку.
Рассмотренные нами особенности необходимо учитывать при организации взаимодействия коллектива ДОУ и семьи ребенка с задержкой психического развития.
Воспитатель в сотрудничестве с родителями стремится к позиции поддержки, соучастия, и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций. Родители должны видеть в воспитателе внимательного, знающего, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами.
Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.
Основные формы взаимодействия с семьёй
Форма работы
Вид деятельности
Знакомство с семьёй
- встречи-знакомства;
- посещение семьи;
- анкетирование родителей (законных представителей), бабушек, дедушек
Наглядно-информационные
- информационные листы о задачах на неделю;
- информационные листы о задачах занимательной деятельности за день (чему научились, с чем познакомились, что узнали);
- оформление стендов;
- организация выставок детского творчества;
- создание памяток;
- интернет-журналы;
- переписка по электронной почте
Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательного процесса
- дни открытых дверей;
- консультации (индивидуальные, групповые);
- родительские собрания;
- реклама книг, статей из газет, журналов или сайтов по проблемам семейного воспитания (выставляется в приёмной на 3-5 дней)
Образование родителей
- организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы);
- вечера вопросов и ответов;
- заседания «круглого стола»
- мастер-классы;
- тренинги;
- ролевое проигрывание;
- родительские конференции;
- университет педагогических знаний;
- родительские чтения;
- родительские вечера;
- родительские ринги;
- семейные педсоветы (проводятся у родителей дома);
- создание библиотеки, медиотеки
Совместная деятельность
- организация вечеров музыки и поэзии, гостиных, праздников
- конкурсы;
- концерты семейного воскресного абонемента;
- семейные объединения (клуб, студия, секция);
- участие в исследовательской и проектной деятельности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.