Консультация «Развивающие технологии в обучении детей при заучивании стихотворений»
Оценка 5

Консультация «Развивающие технологии в обучении детей при заучивании стихотворений»

Оценка 5
Лекции
doc
14.11.2023
Консультация  «Развивающие технологии в обучении детей при заучивании стихотворений»
Развивающие технологии в заучивании стихотворений.doc

                                                                  

Развивающие технологии в обучении детей при заучивании стихотворений.

 Лихачёва Оксана Александровна

      Родной язык – источник и  средство нравственного и умственного воспитания подрастающего поколения. Научить подрастающее поколение пользоваться всеми богатствами русского литературного языка – важная задача на всех ступенях обучения.

       В литературном развитии речи детей поэзия играет очень важную роль.  Стихи действуют на ребёнка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков[4]. Поэтому заучивание стихотворений – одно из средств  умственного, нравственного и эстетического воспитания детей[1,c. 357].Заучивание  стихотворений включает в себя восприятие поэтического текста и его художественное воспроизведение. [2,c. 68]. Через привитие детям  любви к художественному поэтическому слову   можно воспитать гармонично развитую личность, которая способна  увидеть и прочувствовать красоту  окружающего мира.

         При заучивании стихотворения важно учитывать индивидуальные, возрастные  и психологические особенности запоминания и усвоения материала, так как на запоминание и воспроизведение  стихотворения они оказывают очень большое  влияние[2]. При заучивании  у ребёнка развиваются  различные психические процессы: восприятие, воображение мышление, память, внимание. Оно способствует обобщению познавательного  опыта детей. Эмоциональное воздействие стихотворения  на детей вызывает необходимость полноценного восприятия ими художественного текста[9].

       Для приобщения детей к поэзии и процессу заучивания стихотворений   воспитатели ищут разнообразные формы работы, стараясь  активизировать речевую  деятельность детей.  

       Главная особенность педагогики нашего времени – развивающее обучение, которое ориентированно на потенциальные возможности ребёнка и на их реализацию.

       Используя развивающие технологии  в процессе заучивания детьми стихотворений  можно повысить и уровень знаний, потому что, донося до ребёнка красоту поэтической стороны  речи, мы учим его думать и видеть, слышать и анализировать.

        Для того чтобы сформировать  правильное отношение ребёнка  к  заучиванию стихотворений  можно использовать различные  психологические приёмы, дающие детям  основу для позитивного психоэмоционального  состояния. Так используя психологические речевые настройки  создаётся тёплая дружеская атмосфера в группе, которая помогает настраивать детей на доброжелательное общение со взрослыми и сверстниками.  Применение  релаксации после занятия  снимает психическое и физическое утомление детей, их  психоэмоциональное напряжение.  Эти приёмы воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, способствуют объединению детей в группе, формируют положительный психологический микроклимат в ней.  Применение  психологических приёмов помогает воспитателю раскрепостить внутренний мир детей, даёт им возможность более эмоционально откликаться на разучиваемое произведение.

        В  дошкольном возрасте  уровень развития речевого творчества предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образы, выражать своё отношение к ним. Можно  научить ребёнка заучивать стихотворение, опираясь на  модели предметные, предметно – схематические, схематические. Эти модели включают в себя наборы предметных картинок составляющих  содержание будущего стихотворения. Для того чтобы запомнить стихотворение воспитатель предлагает детям по собственной инициативе отобрать картинки соответствующие   его содержанию. Так при помощи предметной модели формируется умение воспроизвести представления об объекте, мысленно представляется их взаимосвязь[8, c.52-53].

       В  обучении детей можно применять  экскурсии и прогулки, на которых воспитатель предлагал  бы им запомнить стихотворение, связанное по содержанию с окружающим ребёнка миром.  Например: выйдя  зимою  на участок можно выучить с детьми стихотворение о времени года,  о деревьях, о явлениях живой и неживой природы. Это будет способствовать развитию детской любознательности, расширению кругозора, пробуждается чувство прекрасного.

       При заучивании детьми стихотворения можно использовать музыкальное сопровождение, которое поможет ребёнку услышать и  нарисовать картину образов, эмоционально прочувствовать то о чём поэт написал в стихотворении. Специально  подобранная по тематике музыка  способна помочь детям легче воспринять текст стихотворения и лучше его запомнить, так как музыкальное восприятие – это активный процесс познания действительности.

        Применение движений, которые характерны для героев стихотворения позволяет детям запомнить  его содержание  и рассказать его потом опираясь на образы.

        Алгоритм может являться одним  из видов  развивающих технологий при заучивании детьми стихотворения. Используя  предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определённого класса [7, c. 77]. На основе алгоритма воспитателем составляются различные схемы, которые позволяют  синтезировать последовательность элементов композиции стихотворения, что помогает лучше его запомнить.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3 –е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 285с.

2.  . Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160с.

 3. Андросова В. Обучение детей восприятию художественной литературы. // Дошкольное воспитание. – 1981. - №3 

4. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М.: Просвещение, 1960.- 128с.

5. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М.: Просвещение, 1951. – 56с.

6. Каталкина Р.Л. Развитие речи через воображение (у детей 6 – 7 лет)// Воспитатель. – 2008. - №9

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448с.

Колодина Л. Ознакомление детей с родной природой// Дошкольное воспитание. – 1981. - №3 

8.  Кондратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для развития речевого творчества // Дошкольное воспитание. – 1991. - №10 

9. Панкратова Л. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми. // Дошкольное воспитание. – 1974. - №1 

10. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя дет. сада / Под  ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение,  1976. 224с.

 11.Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 207с., ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада)


Развивающие технологии в обучении детей при заучивании стихотворений

Развивающие технологии в обучении детей при заучивании стихотворений

Используя развивающие технологии в процессе заучивания детьми стихотворений можно повысить и уровень знаний, потому что, донося до ребёнка красоту поэтической стороны речи, мы учим его…

Используя развивающие технологии в процессе заучивания детьми стихотворений можно повысить и уровень знаний, потому что, донося до ребёнка красоту поэтической стороны речи, мы учим его…

Например: выйдя зимою на участок можно выучить с детьми стихотворение о времени года, о деревьях, о явлениях живой и неживой природы

Например: выйдя зимою на участок можно выучить с детьми стихотворение о времени года, о деревьях, о явлениях живой и неживой природы

Литература. 1. Алексеева М

Литература. 1. Алексеева М
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2023