Консультация
Тема: «Учите детей говорить правильно»
Старший воспитатель
МДОАУ «Детский сад № 29»
Плотникова Л.В.
2019г.
Существуют ли нормы развития речи ребёнка?
Твёрдых, конечно, нет, потому что процесс освоения речи у каждого малыша индивидуален.
Тем не менее есть определённые ориентиры, о которых родители должны знать.
Например, в 3 года малыш должен уметь строить сложные предложения: "Я не пойду гулять, потому что на улице дождь"
Обратите внимание и на то, как он подбирает окончания слов. Если на вопрос: "Какого цвета мяч?" - он ответит "класного", вместо "красного", - всё в порядке, хуже, если вы услышите "класная". В 3 года ребёног должен интуитивно чувствовать родной язык и правильно использовать в разговорной речи категории рода, падежей и предлоги. Усвоение звуков тесно связано с общим развитием ребёнка. Например, дети, которые в 3 года разговаривают легко и свободно, чуть позже без труда осваивают сложные звуки - "р" или шипящие.
Как проверить уровень развития речи?
· Если вас что-то настораживает в речи ребёнка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите её вместе. "Кто здесь нарисован?" "Что делает?" "Какого цвета игрушка?" Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребёнок.
· Не умеет пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (красный, нет красного шарика, беру красную сумочку и т. д)
· Неправильно произносит звуки? Чётко определите какие. Например, шипящие, значит на картинках будут шарик, мишка, щенок и т.д.
· Бывает, что ребёнок переставляет слоги или вместо одних звуков произносит другие. Поправляйте ребёнка чётко произносите слово. Запишите на магнитофон, как ребёнок его произносит и дайте ему прослушать. Малыш ещё не научился слышать самого себя, такая запись поможет ему осознать свою ошибку.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов.
Советы учителя-логопеда
· Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонетичеки правильно оформленной, не следует искажать слова, иммитировать детскую речь
· Обращайте внимание на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка
· Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите мишку и спросите: "Кто к нам пришёл в гости?", и ребёнок даёт полный ответ: "К нам в гости пришёл мишка".
· Используйте игру "Чего не стало?". (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа.)
· Используйте игрушка для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос: "Где игрушка?", используя предлоги. "Мишка сидит НА стуле" )
· Учите малыша самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем ответить на вопросы:
- Что это? (Кто это?)
- Какого цвета?
- Что есть у зайки? (Что это у зайки?)
- Как можно назвать зайку?
- Что с ним можно делать?
· Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего)
· Учите подбирать слова к определённым глаголам ("Кошка бежит. А кто ещё может бегать?" и т. д.)
· Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику
Гимнастика для язычка
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё "непослушный" язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и согласованности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.
· "Как идёт лошадка?" Предложите малышу пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Придумайте игру, например: вот идёт лошадка, цокает копытами: цок-цок-цок. Слышишь, побежала, а теперь бежит быстро-быстро. Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
· "Сердитый индюк" Покажите картинку (игрушку), пусть малыш вообразит себя сердитым индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки "бла-бла-бла". Такая "болтушка" развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
· "Верблюжонок плюётся" Для правильного произношения многих звуков нужно, чтобы на язычке образовался желобок. Предложите ребёнку поплеваться, но без звука и без слюны. Пусть посмотрит в зеркало, получается ли у него ямка на язычке.
· Упражнения для губ: "Улыбка", "Заборчик", "Хоботок", "Трубочка" (удерживать, считая до 5). Хорошо иметь перед ребёнком зрительный ориентир - картинку: заборчик и положение губ, зубов и т.д.
· Упражнения для языка: "Блинок", "Лошадка", "Грибок", "Трубочка".
· Упражнения для развития речевого дыхания. Для начала отработайте с малышом вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Попеременно показываем две картики: нос, рот. Ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание.
Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите игры: "Подуй на листочек (снежку, цветок)" изображение предмета на нитке. "Ветер подгоняет кораблик " (дем на бумажный парус). "Мыльные пузыри" и т.д.
Массаж язычка
- "Покусать язычок"
- "Язычок вырывается, а зубки стараются удержать"
- Расслабить язык "наказать непослушный язычок "
Через неделю, две ежедневных занятий с малышом вы увидите результаты. Если перемены заставляют себя ждать, стоит обратиться за консультацией к логопеду.
Следует помнить занятия по исправлению дефектов речи обычно начинаются с 5 лет. Тем не менее помочь ребёнку, как можно раньше развить его артикуляционный аппарат это совместная задача родителей и педагогов группы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.