Консультация "Воспитание патриотических чувств у дошкольников"
Оценка 4.8

Консультация "Воспитание патриотических чувств у дошкольников"

Оценка 4.8
doc
26.06.2024
Консультация "Воспитание патриотических чувств у дошкольников"
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc

 

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №122»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

 

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

выполнила:

Позднякова И.В.

воспитатель

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Что такое патриотизм?»

В разные времена пытались дать многие из­вестные люди нашей страны:

- С.И. Ожегов определял патрио­тизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему наро­ду».

- Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а есте­ственное человеческое чувство».

- В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответствен­ности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к дру­гим людям.

Формирование личности ребенка, его воспитание начи­наются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и ин­теллектуальной пищей, « которой он так нуждается.

Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 г. писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет - воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям».

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребен­ка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добры­ми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязан­ности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начина­ется формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству

 Наша цель- воспитание гуманной, духовно-нрав­ственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

   формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

   формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, куль­туре и традициям;

   формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;   

   воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания; музыка, изодеятельность, художественное слово;

   воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господ­ствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом от­носится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще стано­вятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происхо­дит регуляция поступков, действий,

желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патрио­тизма.

 

 

 

 

 

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чув­ства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоцио­нально-познавательной основы она не сможет появиться.

 Если па­триотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответ­ственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в до­школьном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красо­той и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Роди­ны, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять лю­бое дело, за которое берется.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эсте­тическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются пер­вые ростки гражданско-патриотических чувств.

 

Принципы в основе воспитания патриотических чувств

   принцип личностно-ориентированного общения - индивидуаль­но-личностное формирование и развитие морального облика чело­века. В процессе образования дети выступают как активные исследова­тели окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;

   принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: моя семья, наш детский сад, наш край, наша страна;

   принцип наглядности- широкое представление соответствую­щей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотогра­фии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;

   принцип последовательности предполагает планирование изу­чаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в опреде­ленной системе;

   принцип  занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремить­ся к достижению результата.

 

Тематическое планирование способствует эффективному усво­ению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им уста­навливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предла­гаемые темы связаны между собой логически и вместе представля­ют целостную картину сведений о России.

Моя семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. В рам­ках этого блока дети  получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные от­ношения к своим близким, уточняются представления детей о за­нятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

         Наш детский сад.  Это второй дом. Сначала дети получают элементарные сведения о группе, помещениях, сотрудниках, природе участ­ка детского сада, этических нормах. Постепенно узнаёт о традициях, истории здания, улицы. Воспитывается чувство любви, гордости детским садом.

          Наш край. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопри­мечательностях, промышленности, видах транспорта городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, затем краеведческие сведения о природе, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

 

 

 

Наша страна. В этом блоке дети получают общие географиче­ские сведения о России, природе, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В стар­шей и подготовительной группах, расширяют представление о зна­чении государственных символов России. Воспитывается уважи­тельное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправ­ными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культу­ре, осознание личной причастности к жизни Родины, толерантное отношение к дру­гим людям. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе. Дети знакомятся с устным народным твор­чеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

 Неоспоримо значение правильно организованной предметно - развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Необходимо офор­мить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа попол­нять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь ши­рокий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон России, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промы­слов, произведения устного народного творчества, образцы россий­ского герба и флага.

Формы взаимодействия : занятия, экскурсии, целевые прогулки, беседы, рассказы,  дидактические, народные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры,  рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организация вы­ставок предметов детского творчества, изобразительная деятельность, прослушиванию литературных и музыкальных произведений, праздни­ки, утренники, массовые мероприятия.

В течение года я  предлагаю проводить мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, например:

             День знаний

             Золотая осень

             День народного единства

             День матери

             Новогодний утренник

             Фольклорный досуг

             День защитников Отечества

             8 марта - женский день

             Праздник дружбы

             Масленица

             Пасха

             День Победы

             День семьи

             День защиты детей

             День города

 День рождения детского сада

 День независимости России

 

 


Очень важно воспитывать  будущее поколение, обладающее духовно-нравственными ценно­стями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России, родного края, семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Детский сад №122»

Детский сад №122»

Что такое патриотизм?» В разные времена пытались дать многие из­вестные люди нашей страны: -

Что такое патриотизм?» В разные времена пытались дать многие из­вестные люди нашей страны: -

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чув­ства любви к

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чув­ства любви к

Наша страна. В этом блоке дети получают общие географиче­ские сведения о

Наша страна. В этом блоке дети получают общие географиче­ские сведения о

Консультация "Воспитание патриотических чувств у дошкольников"

Консультация "Воспитание патриотических чувств у дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2024