Смыслова Татьяна Владимировна,
воспитатель ГКН «Солнышко»
МБДОУ «Детский сад «Умка»
Консультация
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, городу
Каждый Ребёнок – возрождённое новое бытие, а дети – это народ, действующий в Истине. Мы, конечно, будем их воспитывать и образовывать. Но что есть для нас воспитание и образование? Наша самость и наше самомнение не замедлят ответить: передача молодому поколению накопленных человечеством знаний и, таким образом, подготовка их к жизни.
Ш. А. Амонашвили
Одна из наиболее актуальных проблем современного общества и в частности российского общества – духовно-нравственное воспитание детей. Данная проблема обсуждается родителями, педагогами, психологами и социологами
Л.С. Выготский отмечал, что ребенок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество, чтобы развитие шло сообразно природе ребёнка, культуре страны, где он появился на свет, и проживает начало своей жизни. Именно в семье изначально формируется и развивается личность ребёнка, происходит первоначальное овладение им социальными ролями, необходимыми для дальнейшей безболезненной адаптации его в обществе. Прямая функция семьи как социального института – обучение и развитие ребёнка. Дальнейшая роль в обеспечении благоприятной социализации отводится деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО). Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников, как целостный процесс, обеспечивающий непрерывность и преемственность этапов социализации детей, так как всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности. Для деятельности дошкольной образовательной организации это принципиальный факт; воспитатель для ребенка выступает определенным культурным образцом. От его деятельности, в том числе связанной с введением ребенка в мир культуры, во многом будет зависеть дальнейшая социальная жизнь ребенка. Так как смысл успешного и полноценного социального развития может быть представлен именно в творческой социализации и индивидуализации, в сотворении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия. Поэтому так важна система взаимодействия ДОО с семьей, направленная на формирование духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников.
Кризис современных семей выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям, заменой их на материальные ценности, у детей в начале жизни происходит искажение понятий о добре, милосердии, великодушии, справедливости, духовности. Детям не прививается истинная культуры, она заменяется псевдокультурой, которую принимают и сами родители, а «Утрата Культуры является утратою человеческого облика». «Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека».
Дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно взаимодействующим с родителями, а значит, способным оказывать влияние на решение обозначенной проблемы.
XX век для России стал периодом, когда, наряду со многими потерями, которые имели место в нашей стране, одной из главных оказалась потеря традиционной русской семьи – православной семьи. Нельзя сказать, что характер развития семейной жизни в дореволюционной России был во всем благоприятен — существовали многочисленные проблемы, и, тем не менее, в России, складывалась традиция семейной жизни, основанная как на христианских ценностях, так и на культурно-исторических традициях нашей страны.
Русский народ, совершенно своеобразный и особенный. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества. Воспитать в национальном духе — значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущие и свойственны той или другой народности. Каждая народность имеет свои особенности, и дети ее должны быть так воспитаны, чтобы они смогли сохранить дух той религии и государственных устоев, в которых живет эта народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности.
Учитывая ошибки прошлого, если организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.
Справедливо замечают, что в советское время еще несколько десятилетий у нас продолжала сохраняться традиционно русская семья, но нужно сказать, что именно эта семья и стала одним из главных предметов разрушения, давления со стороны той идеологии, которая противоречила традиционным семейным ценностям.
Процессы, происходящие в современной российской семье как общественном институте, можно охарактеризовать следующим образом:
формируется иная, чем раньше, структура семьи, отчетливо проявляется в тенденции к сокращению числа детей. В результате существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов;
изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи). Традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми;
изменениям подвергается система ролевых отношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними.
Последствия этих процессов неоднозначны. С одной стороны, они ведут к гуманизации семьи, усилению внимания к потребностям и интересам каждого ее члена. С другой — к росту разводов, числа неполных семей, низкому воспитательному потенциалу многих семей. Решающую роль в воспитании детей и в наше время играет пример родителей. Культурный облик родителей - их серьезность, честность и порядочность или их легкомысленность, бесчестность и недостойное поведение. Всё это и многое другое ребенок наблюдает, а затем воспроизводит в собственном поведении. Всё это требует от родителей, терпеливого ведения ребенка, и умения обеспечить ему активную, интересную и по-своему содержательную жизнь, как писал В.А. Сухомлинский:
«В детстве, человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»
Здесь детский сад может стать непосредственным помощником в работе с семьёй. ДОУ должно опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности. В. А. Сухомлинский писал: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». Семья является одним из наиболее важных аспектов жизни человека, и в равной степени одним из наиболее важных факторов в определении того, как ребенок становится взрослым. Поэтому одной из важнейших задач в нашей группе является воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому. Мы осуществляем тесное взаимодействие с родителями наших воспитанников в воспитании детей, обеспечиваем открытость дошкольного образования, создаем условия, в которых родители активно принимают участие в образовательной деятельности. Мы работаем в группе для детей с ОВЗ. Воспитываем и обучаем не только детей, но и их мам, пап, бабушек и дедушек. Опыт нашей группы показал, что для целостного развития ребенка необходимо систематическое сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного развития в семье и детском саду.
Совместная работа у нас строится по принципу: «Семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга».
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. В игровой деятельности дети расширяют свои знания и закрепляют изученное.
В младшей группе начинается работа со знакомства детей с их ближайшим окружением.
Для уточнения представления об именах детей и их родителей, об отношениях в семье, совместно с родителями, мы изготовили серию книжек-малышек «Мои первые игрушки», «Моя семья», «Книжки-мирилки» а также, проводили дидактические игры «Назови друга ласково», «Как зовут твою маму», «Позови бабушку». СЛАЙД Чтобы научить малыша любить свою семью, нам помогали главные герои игр-драматизаций Петушок и его семья (курочка и цыплята), подвижная игра «Курица и цыплята». Цель игр: формирование представления о семье на примере Петушка; показать заботу родителей о своих детках; воспитывать любовь к родному языку, знакомить детей с фольклорными произведениями. В данной работе нельзя обойтись без чтения потешек, их заучивания «Петушок», «Курочка-хохлатка» и другие
Беседа «Я люблю маму и папу». Цель. Формирование представления о семье, о том, что никто не должен разлучать ребёнка с родными; вызвать желание говорить о своих близких, называть их имена. Дидактическая игра «В гостях у куклы Антоши». Цель. Формирование представления о семье; закреплять умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи; воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Чтобы игра имела результат, необходима предварительная работа, а именно: рассматривание семейных фотографий детей, рассказы детям о членах своей семьи.
Этюд «Утреннее фото». Цель. Формирование у детей чуткого отношения к близким людям, окружающему миру. Здесь важна предварительная работа. Она заключается в том, чтобы предложить родителям понаблюдать с детьми за восходом и закатом солнца
В средней группе работа по воспитанию у ребёнка любви к семье, родному дому расширяет свой формат, так как дети старше и уже имеют сформированные понятия о семье, членах семьи, родном доме. Для среднего возраста рекомендуем:
Беседу с элементами художественного конструирования «Наша дружная семья».
Цель. Продолжение работы по формированию представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.
Очень важна трудоёмкая предварительная работа. Подготовка фотографии большой семьи одного из детей; наблюдения детей за родителями: что делает мама, папа дома, как помогают друг другу и заботятся обо всех; проведение «этической» зарядки, зарядки с папой или мамой «Делай как я»
Игра-инсценировка «Ушки-неслушки» по рассказу Галины Браиловской «Ушки-неслушки». Цель. Формировать у детей чувства привязанности и любви к близким людям: маме, папе, бабушке, дедушке; учить оказывать им посильную помощь; воспитывать желание помогать близким людям.
Предварительная работа. Наблюдение детей за работой дома мамы, папы, бабушки, дедушки, разучивание рассказа по ролям с детьми подготовительной группы дошкольного возраста или с участием родителей.
Словарь. Близкие люди, родные.
Оборудование. Рассказ Г. Браиловской «Ушки-неслушки», декорации комнаты.
Дидактические игры: «Маленькие помощники», «Дружная семейка». Главной целью таких игр является формирование знаний детей о семье и членах семьи, что в семье все любят друг друга, необходимо забоится и помогать всем. Эти игры воспитывают чувство привязанности к членам семьи.
Дети старшего дошкольного возраста более рассудительны и наблюдательны.
Для них подойдут беседы: «Семья и родной дом», «Мой папа», «Бабушка и дедушка в моей семье», «Моя родня», «7-Я», «Пожилые люди», «Дети и родители». Эти беседы формируют и актуализируют представления о семье как о людях, которые живут вместе, заботятся о близких, развивают чувство гордости за свою семью. В предварительной работе говорим о профессиях членов семьи, рассматриваем семейные фотоальбомы, читаем стихи и рассказы о маме, папе, брате, сестре, бабушке, дедушке, Я.Аким «Моя родня», «Мой брат Миша», В. Драгунский «Сестра моя Ксения», «Если был бы я девчонкой», Е.Григорьева «Бабушка», Б.Заходер «Кто кому кто?» и другие, рассказываем об их характере, поступках.
Большую значимость несут в себе досуги, проводимые с активным привлечением родителей. Они могут быть приурочены как к календарным датам 8 Марта, День Матери, День отца, День Защитника Отечества, День Победы, так и по замыслу педагогов и специалистов :
Семейный клуб «Рисуем нетрадиционными техниками», «Волшебный мир музыки», «Чу-чу=чу- красиво говорить хочу.
Формирование именно семейных традиций может стать выходом из современного кризиса семей? Что же такое «семейные традиции»? Трудно сформировать полный и правильный ответ на этот вопрос. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И., Шведова Н.Ю. дается такое определение: «Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура». Это научная терминология, а если на минутку закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то вместе с близкими и родными людьми, домашним уютом родительского дома возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Эти воспоминания находятся очень глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства. Таким образом, семейные традиции - один из основных способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье. Духовно-нравственные традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознавать связь с предками. Приведем примеры некоторых духовно-нравственных семейных традиций.
Составление родословной своей семьи. Семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самым обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Каждый из нас - продолжатель своего рода. Корни каждого рода, как корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.
История семейных реликвий. Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение реликвий, принадлежащих далеким (и не очень) предкам. История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом.
Семейные архивы. Семья может иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. Ведь жизнь, отпущенная нам коротка, но в наших силах оставить память о ней.
Семейный альбом. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Это простое и понятное для ребенка дело, очень увлекательное и интересное. Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует запоминание.
Семейные праздники. Отмечая такие праздники в семье (Рождество, Пасха, День семьи, День поминовения, День России и др.), взрослые передают детям образец духовной и исторической памяти. Дети независимо от возраста обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику, так как ребенок является таким же полноправным членом семьи.
Чтение в семейном кругу. Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи. Семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения к жизненному опыту наших предков и замечательное средство развития умственных способностей ребенка.
Коллекционирование. Очень хорошо если в семье есть такая традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев.
Семейные путешествия и краеведение. Природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, а краеведческие походы благотворно влияют на физическое и духовное здоровье человека.
Родительские собрания по пропаганде ведущей роли семейных традиций в воспитании у ребёнка любви к семье, родному дому, родному городу:
1.«Семейные традиции и их роль в воспитании любви к семье и родному дому».
2. "Для чего нужны семейные традиции".
3. "Может ли ребёнок изменить традиции семьи?".
4. «Новогодние семейные традиции» и т
Основные направления работы с родителями по формированию и поддержанию семейных традиций
В работе дошкольного образовательного учреждения с родителями особое внимание надо уделять развитию у родителей умения через семейные традиции воспитывать любовь к родному дому.
Для этого предлагается алгоритм работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию семейных традиций.
• Разработка анкеты - опросника для родителей с целью изучения сформированности семейных традиций
• Создание на базе дошкольного учреждения условий для повышения ценности семейных традиций.
• Разработка комплекса мероприятий по формированию у родителей создания и соблюдения семейных традиций
• Организация обмена опытом родителей по формированию и соблюдению семейных традиций.
В работе с родителями по формированию и поддержанию семейных традиций можно выделить несколько направлений деятельность педагога.
• Диагностика семьи
• Взаимоотношения с родителями воспитанников
• Работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными, неблагополучными)
• Регулярное проведение родительских собраний и консультаций
• Организация пропаганды ведущей роли семейных традиций в воспитании любви к родному дому
• Поощрение родителей, активно принимающих участие в мероприятиях по пропаганде ведущей роли семейных традиций в воспитании любви к родному дому.
Одной из составляющих работы над духовно-нравственным воспитанием является ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей города Вельска, растительным и животным миром родного края. Проводили конкурсы рисунков «Мое любимое место в городе», где активными участниками были родители. Знакомя детей с родным городом, проводим виртуальные экскурсии «По улицам нашего города», «Достопримечательности города», «Мой любимый город», «Лучше нет родного края» и рассказываем детям, что наш город славен своей историей и происхождением, традициями, достопримечательностями, памятниками. Активное участие принимали родители в проектной деятельности по изготовлению макетов своих домов и архитектурных сооружений города. Родители наших воспитанников всегда семьями участвуют в городских праздниках, как календарных, так и тех, которые перешли в городские традиции «Кириллов день», фестиваль «Где конь, там и гулянье».
Таким образом, если описанная выше работа с родителями, её анализ будут проводиться в системе, а не «на бумаге», то постепенно данная практика даст определенные результаты: наши дети и родители станут самыми счастливыми семьями. Привлечение семьи к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств детей: любви и привязанности к семье, дому, родному городу.
И напоследок хочу рассказать притчу о воспитании
Притча «О воспитании»
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Список литературы:
Амонашвили Ш.А. статья: «С детьми нужно уметь разговаривать и молчать» \\ http://www.psiholog3000.ru/festivali/sedmoy-festival/shalva-amonashvili-s-detmi-nuzhno-umet-razgovarivat-i-molchat//
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80;
Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.;
Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Мн., 1978; Овчинникова И. Г. Отцовство. М., 1981;
Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. — с.826.
Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Н.А. Исаев. – М. : школа-пресс, 1995. – 3
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.