Консультация «Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении» (для педагогов)
Оценка 4.7

Консультация «Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении» (для педагогов)

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
биология +1
Взрослым
30.03.2019
Консультация  «Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении» (для педагогов)
Педагог коррекционной школы — проводник детей в мир взрослых. Консультация проводится с целью: Познакомить начинающих воспитателей с понятием «воспитание» в коррекционном учреждении, раскрыто понятие "воспитание в коррекционном учреждении", выделены основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды. Материал могут использовать руководители ШМО воспитателей, классных руководителей.
консультация 1.docx
«Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении» Консультация №1 Цель: Познакомить начинающих воспитателей с понятием «воспитание» в коррекционном  учреждении. «Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. <...> Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово­интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тог поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности». В.П. Кащенко         В   соответствии   с   Законом   Российской   Федерации   «Об   образовании   »   воспитание рассматривается   как   целенаправленная   деятельность,   осуществляемая   в   системе образования,   ориентированная   на   создание   условий   для   развития   И   духовно­целостной ориентации   обучающихся   на   основе   общечеловеческих   и   отечественных   ценностей, оказание   им   помощи   в   жизненном   самоопределении,   нравственном,   гражданском   и профессиональном становлении.         Обращаем   ваше   внимание   на   два   очень   важных   тезиса   в   этом   определении:   «...на создание условий для развития...» и «...оказание им помощи в жизненном самоопределе­ нии...».   Эти   два   тезиса   особенно   актуальны   при   рассмотрении   вопроса   об   организации воспитательной   работы   в   коррекционных   учреждениях,   т.к.   для   эффективной   их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.        Мы предлагаем рассматривать воспитание как творческий целенаправленный процесс взаимодействия   воспитателей  и   воспитанников   по  созданию   коррекционно­развивающей среды,   которая   и   будет   стимулировать   деятельность   детей   к   освоению   и   усвоению социально­культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработ­ ки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Рассмотрим более подробно это определение.       Воспитание   как   «творческий   целенаправленный   процесс.   Имеется   в   виду   умение воспитателя   формулировать   и   ставить   цели   своей   профессиональной   деятельности   как перспективного   порядка   (коррекция   личности   и   развитие   механизмов   продуктивного общения), так и каждого акта педагогического воздействия. Воспитатель обязан знать, для чего он играет с детьми, почему он организует самоподготовку именно в таком режиме, а не ином. И здесь для нас наиболее важное значение имеет коррекционная направленность воспитательного мероприятия. Ниже мы подробно проанализируем этот тезис. Здесь же просто   еще   раз   подчеркнем:   нам   важна   не   только   дидактическая   направленность воспитательного процесса, но и его коррекционная ориентация, учитывающая специфику дефекта личности основного контингента воспитанников.        Воспитание — это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога,   и   от   личности   воспитанника.   Необходимо   всегда   помнить,   что   по   мере взросления, развития ребенка, коррекции его дефекта и развития механизмов компенсации его   позиция   как   объекта   воздействия   меняется.   Значение   взрослого,   его   наставления должны приобретать роль инструмента, который ненавязчиво организует поведение нашего подопечного. знать   мотивы   и   ведущие   виды   деятельности   каждой   возрастной   группы   (см.  1.1 постоянно   наблюдать,   отслеживать   динамику,   изменение,   устранение   или учитывать особенности характера и недостатки ребенка; знать   структуру   дефекта,   механизмы   его   возникновения,   влияющие   на       В   общеобразовательной   школе   очень   актуален   тезис   «саморазвития»   личности, самопознания   и   т.п.,   когда   речь   идет   о   воспитании   как   о   процессе.   Применительно   к коррекционным   учреждениям   этот   тезис   несколько   модифицируется,   т.к.   невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития ». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки мето­ дом   многократных   повторений   тоже   недопустимо.   Необходима   профессиональная ориентировка воспитателя. Он должен: а) «Основные направления воспитательной работы»); б) в) формирование личности ребенка; г) нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.    Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково   отношение   окружающих   к   дефекту:   фиксируется   ли   на   этом   внимание   с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.     Воспитатель в коррекционной школе, должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются   положительные   черты   воспитанников,   создавать   ситуацию   их   успеха   в результате самостоятельного поиска.    В нашем определении воспитания есть тезис о коррекционно­развивающей среде.    Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом,   чтобы   в   ходе   него   исправлялись,   нейтрализовались,   устранялись   негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения.      Основными направлениями создания коррекционно­развивающей среды  должны стать: —   создание   системы   позитивно   действующих   факторов:   оформление   школы,   участка школы,   спален,   туалетных   комнат,   столовой,   игровых   и   пр.   с   меняющимся   дизайном; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; создание информационной службы Центра, постоянно освещающей успехи каждого и группы в целом, видеотеки, аудиокассетных   записей   (дневники­диалоги   и   т.п.).   Информационная   среда   подвластна организации.   обеспеченное   предмет   но­пространственным, поведенческим,   событийным,   культурным   окружением,   становится   коррекционным фактором, способствующим воспитанию личности, формированию ее сущности; —   разработка   разновариантных   моделей   коррекционно­развивающих   занятий,   бесед, экскурсий   и   создание   из   них  научно­методической   базы,   которой  мог   бы   пользоваться любой воспитатель; — создание психолого­педагогического обоснования работы каждого конкретного  воспитателя с учетом его личностных особенностей, его склонностей и способностей. Дети очень чутко реагируют на то, что воспитатель любит (вышивать, печь пироги, работать на  огороде и пр.) и умеет, и готовы принять, освоить этот социальный опыт. Хуже обстоит  дело, когда воспитатель транслирует информацию, к которой у него самого отрицательное  (не умеет делать) или нейтральное отношение­ Вот в таких случаях и нужна помощь  психолога, который учтет психологический портрет специалиста и раскроет его сильные и  слабые стороны, которые воспитатель должен учитывать при организации личностного  общения с воспитанниками; —   организация   досуговой   деятельности,   ориентированной   на   коррекцию   недостатков развития  и  формирование  механизмов  компенсации  (игротерапия,  оригами,  арттерапия, психодрама, куклотерапия, эвритмия1 (зримая речь) и т.п.). Далее в нашем определении   Средовое   влияние, речь   идет   о   том,   что   эта   коррекционно   ­   развивающая   среда   «будет   стимулировать деятельность детей к освоению....      Наиболее эффективной является деятельность, вовлекающая детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у него систему ценностных отношений. Для нас очень важен момент включения ребенка в разнообразные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются различные анализаторы, разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально­волевая,   поведенческая)   и   реальным   становится   выявление   сохранных сторон, на которые и должен опираться педагог в своем общении с воспитанником. Именно опора   на   сохранные   анализаторы   позволяет   вовлечь   ребенка   в   активную   деятельность, через   которую   воспитатель   постепенно   будет   превращать   индивида   из   субъекта потребляющего в субъект производящий.          Основным стержнем социализации личности является позиция производителя благ, позволяющая воспитаннику реализовать себя. Отсутствие производительной деятельности очень неблагоприятно сказывается на становлении личности воспитанников детских домов. Они привыкают к мысли о том, что им все должны. И когда педагоги сетуют на то, что их воспитанники   неблагодарны   и   т.п.,   пусть   постараются   проанализировать   свою педагогическо­организаторскую работу с позиции: был ли включен данный воспитанник в систематическую   трудовую   работу   по   преобразованию   окружающей   действительности: дизайн в быту, шитье и вязание, разведение растений, садоводство и огородничество и т.п. Ведь это доступно нашим детям. А если начинать такую работу с первых лет, то именно это   направление   станет   мощным   преобразующим   началом   в   коррекции   дефекта.   Наш воспитанник будет востребован, а не просто рассматриваться как объект педагогического воздействия, который нужно натренировать на определенные модели поведения.       Воспитывающая   деятельность   (познавательная,   трудовая,   художественно­творческая, физкультурно­оздоровительная,   игровая)   становится   таковой   лишь   при   условии   ее мотивированности.   Из   широкого   диапазона   мотивов   (страх,   принуждение,   боязнь, престиж...)   нравственный   аспект   мотивации   наиболее   действенный   (благо   для   другого, помочь кому­то, сделать красиво...). Приказ, принуждение, надзор, подавление личности, часто используемые воспитателями, не решают задачи коррекции дефекта и формирования личности. Они выступают в качестве инструментов, направленных на получение какого­то конкретного предметного результата: убрать   игровую,   подготовить   уроки.   Такой   стиль   общения   игнорирует   потенциальные возможности личности.             Для   того   чтобы   воспитание   соответствовало   истинному   смыслу   этого   понятия, организуемая   деятельность   должна   быть   совместной,   а   участники   —   партнерами   по достижению   результата.   Правда,   воспитатель,   кроме   непосредственного   результата действий   (приготовление   уроков,   уборка...),   должен   учитывать   и   воспитательный результат, т.е. отношение детей к этой деятельности.           Понятие   «отношение»   есть   существенная   характеристика   воспитания.   Воспитание личности   предполагает   формирование   системы   отношений   к   приобретаемой   ребенком информации. Но чтобы заданные отношения сформировать, необходимо, чтобы ребенок их принял,   захотел   присвоить.   Для   этого   воспитатель   так   должен   их   представить,   чтобы нужное содержание увлекло, заразило ребенка.     Отношение проявляется в трех формах: рациональной, эмоциональной и поведенческое деятельностной. Рациональная   форма  предполагает   осмысленное   отношение   к   жизни   во   всех   ее проявлениях.   Следовательно,   наши   воспитанники,   с   недоразвитием   интеллектуальной деятельности,   которое   проявляется   по­разному,   не   смогут   самостоятельно   адекватно осуществлять   этот   процесс.   Значит,   в   систему   методов   и   приемов,   используемых воспитателем,   надо   включать   специальные   упражнения,   предусматривающие   коррекцию интеллектуального дефекта. Без этого невозможно воспитание адекватной, рациональной формы отношения ". Эмоциональная  форма  предполагает   восприятие   любого   знания   через   призму   чувств, вызываемых явлением, информацией (удивление, увлечение, радость, негодование...). Эмоционально­волевая сфера во многом определяет стиль общения и поведения ребенка. Очень   многие   черты   характера   обусловливаются   именно   этими   факторами­   (Далее   мы подробно это рассмотрим.) Поведенческо­деятельностная   форма  —   это   форма   проявления   сформировавшихся отношений; это система поступков, которая оформляется в результате усвоения знаний, отношений и привычек поведения.       Подводя   итог   сказанному   выше,   отметим,   что   воспитание   детей   с   ограниченными возможностями здоровья — это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.  Основными задачами по достижению данной цели являются:  1. создание   в   учреждении   коррекционно­развивающей   среды,   обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с дефектом; 2. организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения   и   освоения   и   усвоения   воспитанниками   коммуникативных   форм поведения; 3. развитие   профессиональной   деятельности   воспитательского   корпуса   в   плане формирования   их   продуктивной   работоспособности   на   основе   учёта   их мотивационных, потребностных и целевых установок.

Консультация «Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении» (для педагогов)

Консультация  «Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении» (для педагогов)

Консультация «Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении» (для педагогов)

Консультация  «Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении» (для педагогов)

Консультация «Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении» (для педагогов)

Консультация  «Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении» (для педагогов)

Консультация «Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении» (для педагогов)

Консультация  «Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении» (для педагогов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2019