Консультация для педагогам - «Особенности сопровождения детей из семей с химическими зависимостями»

  • Лекции
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогам - «Особенности сопровождения детей из семей с химическими зависимостями», говорится о том, что наркомания и алкоголизм, безусловно, тяжелые заболевания. Но от других болезней их отличает то, что они затрагивают не только самого употребляющего человека, но и всю его семью. Особенно страдают дети, растущие в таких семьях.В консультации для педагогам - «Особенности сопровождения детей из семей с химическими зависимостями», говорится о том, что наркомания и алкоголизм, безусловно, тяжелые заболевания. Но от других болезней их отличает то, что они затрагивают не только самого употребляющего человека, но и всю его семью. Особенно страдают дети, растущие в таких семьях.
Иконка файла материала ==Особенности сопровождения детей из семей с химической зависимостью.doc
«Особенности сопровождения детей из семей с химическими зависимостями» Психологические аспекты проявления зависимостей родителей в семьях Наркомания и алкоголизм, безусловно, тяжелые заболевания. Но от других болезней их отличает то, что они затрагивают не только самого употребляющего  человека, но и всю его семью. Особенно страдают дети, растущие в таких семьях. Мир   в   такой   семье   представляет   собой   замкнутое   пространство,   которое   тщательно оберегается от посторонних взглядов. Близкие люди наркоманов стыдятся своей беды и скрывают от окружающих болезнь родственника. Дочерям   и   сыновьям   наркоманов   приходится   привыкать   жить   в   атмосфере   лжи   и постоянной   недоговоренности,   поэтому   их   психика   становится   неустойчивой. Употребляющие   наркотики   мать   или   отец   в   трезвом   состоянии   используют   детей   в качестве   якоря  для   удержания   себя  от   окончательной   деградации.   А   в  наркотическом состоянии о них просто забывают, или наоборот — докучают чрезмерной опекой. С раннего  возраста  таким  детям  приходится  стыдиться   своих  родителей,  многие  даже поначалу не понимают, почему. На этих детях лежит роковая печать, отличающая их от сверстников из нормальных семей, и они с трудом строят свои отношения с окружающими. Но   вред   от   наркомании   родителей   не   ограничивается   лишь   стыдом   и   замкнутостью характера их детей. В семьях, где есть наркоманы, нередки драки и прямое насилие над детьми – психологические издевательства, унижения и побои. Дети испытывают страх как перед   родителями,   так   и   за   их   здоровье   и   жизнь.   Не   удивительно,   что   такие   дети неуверенны в своем будущем. От бессилия что­либо изменить в своей жизни они либо прячут свою проблему за агрессией, либо уходят в воображаемый мир. Дети в семье наркоманов подобны щенку, которого то гладят, то пинают, то просто не замечают. Они не могут понять, что должны делать, чтобы их любили родители. И самое страшное,   что  на  этот  вопрос  нет  ответа,  потому  что  наркотики   делают   родительское восприятие своих наследников непредсказуемым. Тем более что малолетним членам семьи приходится оберегать от посторонних постыдную семейную тайну, иначе они пострадают от презрения и жестокости сверстников.Какими   бы   ни   были   родители,   их   авторитет   для   ребенка   имеет   огромное   значение,   и маленький   член   семьи   полностью   копирует   стереотип   поведения   взрослых.   Только   в подростковом возрасте у детей появляются другие кумиры и авторитеты, но и тогда юные потомки наркоманов и алкоголиков подсознательно подражают родительскому поведению. Такой стереотип в большинстве случаев остается на всю жизнь, поэтому дети из таких семей сами рано начинают выпивать или употреблять наркотики. В развитии пристрастия к наркотикам   и   алкоголю   важную   роль   играют   и   наследственность,   и   неправильное воспитание, и психическая неполноценность детей, рожденных от таких родителей. Типы поведения, свойственнее детям из семей с химической зависимостью Существует несколько типажей поведения, которое избирают для себя дети из семей с химической зависимостью:     «Героическая натура». Родители и дети меняются местами. Ребенок становится хозяином дома и выполняет все обязанности. Он обустраивает быт и заботится о нерадивых родителях. «Крайний».   Ребенок   становится   в   семье   «козлом   отпущения»,   на   которого постоянно   обрушивается   беспочвенный   гнев   или   раздражение   невменяемых родителей. «Витающий в облаках». Такой ребенок живет в мире фантазий, потому что ему неуютно в реальной жизни. Он затрудняется в определении своего места в семейной жизни и в мире вообще, и уже не стремится это делать. «Мне можно все». Избалованный ребенок, которому родители, пытаясь загладить свою вину, ни в чем не отказывают. Таким детям неведомы правила межличностного этикета и поведения в обществе. Дети алкоголиков более склонны к наркомании и безбрачию. По данным опроса только 56% мальчиков и 60% девушек из семей с химическими зависимостями воздерживались от употребления наркотиков. Дети, воспитанные в семьях людей, злоупотребляющих ПАВ, гораздо реже вступают в брак, чем их сверстники из непьющих семей, потому что они менее адаптированы к социальным отношениям и излишне романтизируют супружество. Взрослые   дети   наркоманов   и   алкоголиков   выносят   из   неспокойного   детства   (если   его можно таковым назвать) многочисленные комплексы, низкую самооценку и тревожность, что очень мешает им в жизни. Какую бы тактику поведения для себя ни выбрал ребенок,растущий   среди   пагубного   пристрастия,   попытка   скрыть   семейную   трагедию   от окружающих подобна замкнутому кругу. Выхода из него нет. Разорвать этот круг можно лишь, обратившись за помощью к психотерапевту или психологу. Грамотный специалист сможет оказать помощь и поддержку самому человеку, и его семье, а главное – детям. Если   эта   помощь   будет   оказана   вовремя,   дети   из   таких   семей   имеют   шансы   вырасти полноценными людьми, адекватными по отношению к себе и людям. В   условиях   ДОУ   мы,   педагоги­психологи,   можем   лишь   способствовать   расширению поведенческого   репертуара   самого   ребёнка,   работая   со   сложившимися   стереотипами поведения. В общении с психологом он сможет научиться «другому» общению, когда его уважают, ценят и принимают. На психолога так же накладывается немалая ответственность за   организацию   педагогического   процесса   около   такого   ребёнка.   Ведь   в   большинстве случаев   взрослые   узнавшие   о   беде   семьи,   начинаю   относится   к   ребёнку   отстранённо, осуждающе,   игнорируя   его   потребности.   Это   в   целом   повторяет   поведение   родителей ребёнка и тогда он оказывается в безвыходном положении. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь