В консультации для педагогов –Агрессивный ребенок, говорится о том, что причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка. когда ребёнка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.В консультации для педагогов –Агрессивный ребенок, говорится о том, что причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка. когда ребёнка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« Агрессивный ребёнок».
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.БондарьВолгодонск
2ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ?
Слово «агрессия» произошло от латинского “agressio”, что означает
«нападение», «приступ». В психологическом словаре «Агрессия – это
мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам
существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения
(одушевлённым и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб
людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные
переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.)».
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными.
возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические
заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в
семье, причём с первых дней жизни ребёнка. когда ребёнка резко отлучают от
груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие
качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.
И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён
заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер
наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у
своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода
воздействия: либо снисходительность, либо строгость.
Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим
ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в
своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться
даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия –
агрессию.
Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего
ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и
одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать
агрессивно.
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, золотую
середину, могут научить своих детей справляться с агрессией.
ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребёнок с
признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и
бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения –
одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником
огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого
ребёнка очень трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.
Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным.
Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско
3родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.
Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.
«Агрессивный ребёнок, используя любую возможность…стремится разозлить
маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые
не взорвутся, а дети не вступят в драку».
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят
перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают,
что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь
мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг:
агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.
Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.
КАК ВЫЯВИТЬ АГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, главная
наша задача в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребёнком)
Ребёнок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать чтолибо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих
(детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребёнок агрессивен можно лишь в том случае, если в
течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8
перечисленных признаков.
КАК ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ РЕБЁНКУ
Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ
на какоелибо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно
так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, в нашей культуре
принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. Уже в детском
возрасте нам внушают эту мысль взрослые – родители, бабушки, дедушки,
педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию,
поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Загнав
4гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно всё же почувствует
необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на
«подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.
Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы
должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми,
неразрушительными способами.
Например, в ситуации, когда ребёнок рассердился на сверстника и обзывает
его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той
ситуации, в которой хочется «оскорблённому». Безусловно, подобная работа
должна проводиться один на один с ребёнком, вне поля зрения соперника.
Этот метод работы с вербальной агрессией рекомендует В. Оклендер. После
проведения такой работы дети дошкольного возраста (67 лет) обычно испытывают
облегчение.
Способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию поиграть с
ними в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность
выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших
чтото приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу
беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков».
Перед началом урока каждый желающий ребёнок может подойти к «Мешочку для
криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от
своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик
обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое
«Мешочка» учителю на память.
Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной)
реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход
кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также
следует научить детей справляться со своей физической агрессией.
Воспитатель, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой»,
может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные
соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причём обидчики могут быть
включены в одну команду или находиться в командахсоперницах.
Проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае
можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо
оборудовать каждую группу детского сада. Лёгкие мячи, которые ребёнок может
швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребёнок может пинать,
колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по
полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь чтолибо разбить и
разрушить, всё это предметы могут способствовать снижению эмоционального
мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных
ситуациях.
Существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического
напряжения ребёнка. например, игры с песком, водой, глиной.
5Из глины можно слепить фигурку обидчика ( а можно даже нацарапать чемто
острым его имя), разбить, смять её, расплющить между ладошками, а затем при
желании восстановить.
Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. рассердившись на
коголибо, ребёнок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в
песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками.
Закапывая раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребёнок
постепенно успокаивается, возвращается в играм в группе или приглашает
сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные
игры.
Небольшие бассейны с водой, размещённые в группе детского сада,
настоящая находка для воспитателя при работе со всеми категориями детей,
особенно с агрессивными.
Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.
1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.
2. Сдувать из дудочки кораблик.
3. Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды лёгкая
пластмассовая фигурка.
4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно
использовать бутылочки изпод шампуня, наполненные водой).
Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут
назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о
существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают.
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии – это
способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его
позицию. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребёнка чувства
эмпатии.
Одной из форм такой работы может стать ролевая игра,, в процессе которой
ребёнок получает возможность поставить себя на место других, оценить своё
поведение со стороны.
Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте
соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.
Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребёнок сможет
избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много
неприятностей и самому «агрессору», и тем, кто находится с ним рядом.
Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребёнком, тоже не помешает
избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах.
Гораздо полезнее сказать ребёнку о своих чувствах, используя при этом
местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?»
можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».
Таким образом вы ни в чём не обвиняете ребёнка, не угрожаете ему, даже не
даёте оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило,
6такая реакция взрослого сначала шокирует ребёнка, ожидающего града упрёков в
свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА
Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить
контакт с семьёй. он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в
тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам.
Одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное
поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно
ожидать, что ребёнок вдруг будет покладисты и спокойным.
Как ладить с ребёнком, который постоянно ведёт себя вызывающе? Полезные
рекомендации родителям. Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля
поведения ребёнка: два из них – позитивные, два – негативные и один –
нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое
манипулирование (например, можно от влечь ребёнка, взять его за руку и отвести и
т.д.).
Модификация поведения – нейтральный способ контроля предполагает
использование поощрения (за выполнение определённых правил) и наказания (за их
игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так
как впоследствии ребёнок начинает делать только то, за что получает награду.
Частые наказания и приказы относятся к негативным способам
контролирования поведения ребёнка. они заставляют его чрезмерно подавлять свой
гнев, что способствует появлению в характере пассивноагрессивных черт. Это
скрытая форма агрессии, её цель – вывести из себя, расстроить родителей или
близких людей, причём ребёнок может причинить вред не только окружающим, но
и себе. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний
должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребёнка, необходимо помнить,
что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына
или дочери. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребёнок сам
считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать
дважды.
Терпение и внимание к ребёнку, его нуждам и потребностям, постоянная
отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям
наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
7АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ.
Повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива.
Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим. Но и самому
себе. Исследования психологов выявляют и описывают уровень агрессивного
поведения детей и влияющие на него факторы. Среди этих факторов учённые
выделяют особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения,
которые ребёнок может наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников,
эмоциональное напряжение и фрустрации ( разочарования, расстройства, срывы).
Однако все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех.
исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в
детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни
человека.
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные
формы. Принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых
может иметь прямые и косвенные формы.
Вербальная агрессия. 1.
Косвенная вербальная агрессия направлена на
обвинение лил угрозы сверстнику. Проявляются в виде жалоб («А Вова меня
стукнул», « А Аня картинку порвала» и т.д); демонстративного крика, направленного
на устранение сверстника (« Уходи надоел», «Не мешай»); агрессивных фантазий
(«Если не будешь слушаться, тебя заберёт милиционер»).
2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные
формы унижения другого.(«Ябедакорябеда», «Жораобжора»).
Физическая агрессия.
Косвенная физическая агрессия направлена на
принесение какоголибо материального ущерба другому через непосредственные
физические действия.( ребёнок ломает постройку другого ребёнка); уничтожение
или порча чужих вещей.
1.
2.
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное
нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может
принимать две формы – символическую и реальную. Символическая представляет
собой угрозы и запугивание (ребёнок показывает кулак товарищу или пугает его);
реальная агрессия – это уже непосредственное физическое нападение ( кусаются,
царапаются, кидают кубики и т.д.)
Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим:
Желание привлечь к себе внимание сверстников ( мальчик вырывает книгу у
девочки, разбрасывает игрушки, начинает громко лаять, как собака привлекая к
себе внимание).
Ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое
превосходство (заметив, что партнёр расстроился изза того, что он потерял
колесо от машинки, мальчик начинает кричать: «Хахаха, так тебе и надо, ты
плакса, нытик»).
Стремление защититься и отомстить (в ответ на «нападение» следует яркая
вспышка агрессии).
8
Стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в
строю, мальчик отталкивает опередившего, пытается стукнуть его).
Стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником
изза игрушки).
Основная задача , которая падает на плечи педагога
и психолога в работе с агрессивными детьми,
сформировать чувство общности с другими, желание
видеть и понимать сверстников.
Среди агрессивных детей отчётливо выделяются три группы:
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как
средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно
ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи;
поведение направлено на получение эмоционального отклика. Как правило, активно
стремятся к контактам со сверстниками, но добившись внимания, успокаиваются и
прекращают свои вызывающие действия. Чаще всего эти дети используют физическую
агрессию в ситуации привлечения внимания. враждебные действия быстро
сменяются дружелюбием, а выпады против сверстника готовностью сотрудничать.
Дети первой группы значимо отличаются от других (как обычных, так и
агрессивных).
Низким уровнем интеллекта – как общего, так и социального.
Неразвитой произвольностью.
Низким уровнем игровой деятельности – не умеют поддерживать игру и
стремятся обратить на себя внимание, разрушая игру других.
Этот вариант агрессивности можно назвать импульсивно демонстративным,
поскольку главная задача ребёнка – продемонстрировать себя, обратить на себя
внимание.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как
норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия – это
средство достижения какой –либо конкретной цели. Любая деятельность отличается
целенаправленностью и самостоятельностью, стремлением занять лидирующие
позиции, подчинить, подавить других. Дети пользуются популярностью в группе, а
некоторые выходят на положение «лидера». По результатам обследования дети эти
обладают:
Высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального).
Хорошо развитой произвольностью; организаторскими способностями, умением
организовать игру.
Достаточно высоким уровнем развития ролевой игры.
Высоким социальным статусом среди сверстников.
9Дети этой группы знают нормы и правила поведения, но принимают их только
на словах, оправдывая себя, обвиняют товарищей. Основная их цель – избежать
негативной оценки взрослого («Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват»). Они
как бы не замечают собственной агрессивности. Данный вид агрессивности можно
назвать нормативно инструментальным.
В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому –
самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и
унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую
физическую агрессию – действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием.
Обычно для агрессивных действий выбираются одна – две постоянные жертвы –
более слабые дети, неспособные ответить тем же. Совершенно отсутствует при этом
чувство вины или раскаяния. Нормы и правила поведения открыто игнорируются.
Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для детей этой группы
особенно характерны мстительность, злопамятность, они долго помнят любые
мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую
деятельность.
По результатам психологического обследования дети эти имеют:
Средние показатели интеллекта.
Произвольность в целом соответствует возрастным нормам.
Низкий социальный статус в группе сверстников – их боятся, избегают.
Уровень развития игры также находится на среднем уровне, однако её
содержание часто носит агрессивный характер – по ходу действия все дерутся,
мучают или «убивают» друг друга.
Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно враждебным.
Так в первой группе агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не
отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения
внимания сверстников. Во второй агрессивные действия более жесткие и устойчивые
по форме. В третьей группе преобладает мотивация «бескорыстного» причинения
вреда сверстникам.
…. Агрессивность, сложившаяся в детстве,
остаётся устойчивой чертой и сохраняется на
протяжении дальнейшей жизни человека……….
10Дошкольное воспитание № 4 – 2003 г. стр. 62 67.
Материал подготовлен педагогом психологом – Бондарь Е.М.
11