Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"
Оценка 5

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Оценка 5
Семинары
doc
воспитательная работа
Детсад
03.05.2018
Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"
Консультация для педагогов Тема: "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах" Подготовила: воспитатель первой кв.категории Никишина М.В. Ведущей деятельностью детей - дошкольников, и тем более младших, является игра. Игра наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Как говорил советский педагог новатор Василий Александрович Сухомлинский: «Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Основа сюжетно-ролевой игры воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. Вместе с тем сегодня мы сталкиваемся с такими проблемами организации сюжетно-ролевой игры, что: Наблюдается «вытеснение» игры образовательной деятельностью Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике. Отмечается многократная повторяемость сюжетов. Поэтому главной целью педагога является формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками. Виды сюжетно-ролевых игр: 1.Игры на бытовые сюжеты (дом, семья, праздники, дни рождения. Здесь большое место занимают игры с куклами) 2.Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия) 3.Игры на героико-патриотические темы (космос, герои войны) 4.Игры на темы литературных произведений, КИНО, телепередач. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол. Вот основные принципы организации сюжетной игры в детском саду: 1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию учителя. Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию играющего партнера, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным. 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения. 3. Для того, чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдение третьего принципа: начиная с раннего детства при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам взрослому или сверстнику. Сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу. Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. Развивать предпосылки творчества. Сюжетно-ролевые игры во второй младшей группе Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками не- сколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер пассажир, мама дочка, врач больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. Сюжетно-ролевые игры в средней группе Продолжать работу с детьми по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2 3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2 3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.). Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей. Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых. Сюжетно-ролевые игры в старшей группе Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры. Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов. Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами. Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий. Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития. Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях. Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место. Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок). Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры Педагогические рекомендации. 1. Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности. 2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно. 3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка. 4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей. 5. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей. Деловая игра: «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетноролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное слово 1. Организация сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах 2. Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры? Вводное слово Уже в раннем возрасте у ребенка наблюдаются игровые действия. У него возникает интерес к тем предметам, которые способствуют развитию его движений. Взрослый целенаправленно развивает игру, помогая ребенку воспроизводить элементарные действия вначале с одним предметом, затем такие же действия с другими игрушками и предметами, и наконец 2-3 последовательных, взаимосвязанных действия с какой либо игрушкой. Руководя играми детей младшего возраста, взрослые помогают им в развитии сюжета, выполнении игровых действий. Следует отметить, что в педагогическом руководстве игрой существует три основных момента: 1. Игровые действия направлены на детей 2. Игровые действия направлены на воспитателя 3. Игровые действия детей направлены на игрушку Разберем первый момент. 1. Воспитатель включает детей в игру; 2. Постановка игровой цели (буду печь булочки, и кормить детей) 3. Печет булочки, комментирует свои действия, кормит, угощает, показывает, как понарошку можно кушать. 4. Затем переключаются на другую игровую цель: подвижная игра, или хороводная. 5. После этого возвращаются к основной цели, повторяют процедуру угощения, этот прием способствует запоминанию детьми игровых целей и переходу в самостоятельные игры. 6. переключение детей на самостоятельную игру «Булочек еще много осталось» или «Спросите у игрушек, может быть они хотят?» 2 момент 1 Давайте будем играть, очень хочу играть со Светой, Таней, итд. Можно играть со всей группой, можно с теми, кто подойдет. 2. постановка общей игровой цели, которую они будут реализовывать сами, (я как будто пришла с работы, устала очень, кто мне ребятки приготовит чтонибудь) 3. оказание воспитателем помощи каждому ребенку и тд. (см. стр. 139 Программа «Радуга») 3 момент Во всех этих случаях ребенок действует от своего лица, он роль не принимает, он еще только учится выполнять игровые действия. Принять на себя роль, это значит вообразить, представить и обозначить себя кем-то другим: собачкой, шофером итп. Для ребенка данная ситуация сложная. С одной стороны, я это я сам, а с другой я это не я, а это кто то иной. Методы и формы организации сюжетно-ролевой игры: 1. Целевой подбор соответствующего игрового материала и размещения его в доступном месте; 2. Участия педагога в играх; 3. Использование художественного слова (потешек, песенок, рассказов, сказок); 4. Организация экскурсий, наблюдений, бесед, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций к книгам; 5. Создание игровых ситуаций; 6. Драматизация знакомых произведений; 7. Создание атмосферы доброжелательности, сердечности; 8. Положительная оценка взрослым действий ребенка. Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются конкретные представления о каком либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры - создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр кинофильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. Особенно сложна роль воспитателя в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, воспитатель может давать им советы, но с уважением относясь к замыслу участников игры. Иногда воспитатель становится участником игры, берет на себя какую-нибудь роль часто не главную, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды. Например, в роли зрителя в театре, спрашивает, где продают билеты, тем самым наводит на мысль сделать кассу. Нередко в игре обнаруживается у детей недостаток знаний об изображаемом; воспитатель делает для себя вывод, что надо подобрать соответствующие книги, иллюстрации, может быть, провести экскурсию. И если детей захватила это игра, они задают много вопросов воспитателю, с жадным интересом слушают его пояснения, чтение книги. Способность превращаться в другого, появляется у ребенка к 3-4 годам. Формирование этой способности первый и самый важный шаг к формированию ролевой игры. И еще один немаловажный фактор - если осуществляя подготовку детей к принятию роли, вы раскроете перед малышом веер доступных его пониманию и интересных для него образов, в которые ребенок может перевоплощаться, вы с младшего возраста будете ориентировать детей на увлекательную неординарную ролевую игру. Следует сразу подчеркнуть, что вхождение в образ взрослого не тоже самое, что принятие роли взрослого. Принятие роли предполагает игровое выполнение действий, которые свойственны данному персонажу. Если ребенок надел шапочку врача и халат и говорит, что он врач, а сам идет играть с кубиками, значит, он пока еще не умеет играть «во врача», т. к. он не ставит градусник итд, т. е не выполняет специфических действий врача. Видя такое, воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ, обозначает себя представителем какой либо профессии, используя для этого выразительный атрибут и показывает 2-3 игровых действия. Дети постепенно накапливают определенные знания об окружающих вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых (мамы, няни, воспитателя и др.) Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, забавы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют разнообразить тематику игр детей средней группы: в доктора, в парикмахерскую, в магазин, в самолет и др. Однако в этом возрасте интерес к сюжету еще неустойчив. Следовательно, дети могут играть совместно лишь при условии сохранения организующей и направляющей роли взрослого. В данном случае педагог стремится не только поддержать интерес к игре, но и помочь детям усвоить нормы общественного поведения. Подражая взрослому, ребенок не только осмысливает и уточняет свои знания, но и перенимает манеры вежливого обращения, интонации, доброжелательности. С усложнением содержания игры возникает необходимость наметить, что будет делать каждый. Вначале детям трудно это решать самостоятельно, у каждого есть свой замысел, но согласовать они его не умеют. Тут особенно нужна помощь воспитателя. Влияя на распределение ролей, составляя некоторый план действий, воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств. У детей 4-5 лет совместная игра обычно начинается с того что кто-то предлагает тему, остальные это предложение принимают, каждый выбирает себе роль. Решили играть в «детский сад», кто то захотел быть воспитателем, кто-то музыкальным руководителем. Но и остальных привлекают эти роли, возникает спор. На помощь приходит воспитатель, спрашивает, а кто же будет готовить обед детям, кто будет их лечить?. дети вспоминают, что видели на экскурсиях. Так выявляются новые активные роли. Напоминание воспитателя часто служит толчком к самостоятельным предложениям детей, пример: нужен шофер, чтобы возить продукты. Если в младшем возрасте детей побуждают обдуманно выбирать игру, то в старшей, и подготовительной группах, важно научить их самостоятельно обдумывать содержание игры, распределять роли. Задача воспитателя следить за тем, чтобы одни не подавляли других, чтобы каждому была обеспечена активная роль в игре. Воспитатель помогает распределять роли. Делается это по-разному. Если ввести очередность в исполнении главных ролей: вчера один был капитаном, сегодня другой, это будет ошибкой. Не каждый ребенок справится с ролью капитана, от этого пострадает и он сам, и его психика. В играх небольшими группами дети сами договариваются и выбирают себе подходящую роль. Но в играх большим коллективом, довольно частых в старших группах, распределение ролей требует помощи воспитателя. Успех игры с большим количеством участников во многом зависит от удачного выбора организатора. В подготовительной группе целесообразно приучать детей выбирать главного с общего согласия, обдумывая и обсуждая, кто лучше все подойдет к этой роли. Воспитатель приучает детей при обсуждении игры обдумывать, что для нее требуется: соорудить постройки, подобрать игрушки, костюмы, самим изготовить необходимый инвентарь. Подготовительная работа увлекает детей, причем они трудятся уже в образе, в роли, которая им поручена. Поэтому роль воспитателя должна быть не навязчивой, но очень весомой в данном вопросе, необходимо бережно относится к выдумке детей, сохранять их самостоятельность. 2. Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры? Игра дошкольника проходит несколько стадий. Первая это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя комуто, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т. д. Вторая игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один день и продолжаться на следующий. И, наконец, третья стадия игра с правилами, когда ребенок не просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему ограничений (норм и правил, которые действуют для всех. Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным? Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют. Во-вторых, придумать или пригласить посредника куклу, соседского ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не "забил" вашего малыша. В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком. Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или шоу масок для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди других людей. Полезны и карнавальные представления. В целом же умение играть это не просто возрастной навык: это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной.
Консультация для педагогов.doc
Консультация для педагогов  Тема: "Технология сюжетно­ролевых игр в разных возрастных группах"  Подготовила: воспитатель первой кв.категории Никишина М.В. Ведущей деятельностью детей ­ дошкольников, и тем более младших, является игра. Игра наиболее   доступный   ребенку   вид   деятельности,   своеобразный   способ   переработки полученных впечатлений. Как говорил советский педагог новатор Василий Александрович Сухомлинский: «Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный  поток представлений, понятий  об окружающем мире.  Игра  это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Сюжетно­ролевая игра ­ это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или   иную   сферу   деятельности   и   общения   взрослых   с   целью   усвоения   важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Основа сюжетно­ролевой игры воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.  Вместе   с   тем   сегодня   мы   сталкиваемся   с   такими   проблемами   организации   сюжетно­ ролевой игры, что: Наблюдается «вытеснение» игры образовательной деятельностью Игры детей,   особенно   сюжетно­ролевые,   бедны   по   содержанию,   тематике.   Отмечается многократная   повторяемость   сюжетов.   Поэтому   главной   целью   педагога   является формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.  Виды сюжетно­ролевых игр:  1.Игры на бытовые сюжеты (дом, семья, праздники, дни рождения. Здесь большое место занимают игры с куклами)  2.Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)  3.Игры на героико­патриотические темы (космос, герои войны)  4.Игры на темы литературных произведений, КИНО, телепередач. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол.  Вот основные принципы организации сюжетной игры в детском саду:  1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.   При   этом   чрезвычайно   важным   моментом   является   сам   характер   поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию учителя. Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию играющего партнера, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным. 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.  3. Для того, чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдение третьего   принципа:   начиная   с   раннего   детства   при   формировании   игровых   умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам взрослому или сверстнику.  Сюжетно­ролевые игры в первой младшей группе  Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не   мешать   друг   другу.   Учить   выполнять   несколько   действий   с   одним   предметом   и переносить   знакомые   действия   с   одного   объекта   на   другой;   выполнять   с   помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы­заместители.   Подводить   детей   к   пониманию   роли   в   игре.   Формировать начальные   навыки   ролевого   поведения;   учить   связывать   сюжетные   действия   с   ролью. Развивать предпосылки творчества.  Сюжетно­ролевые игры во второй младшей группе  Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных   произведений   (потешек,   песенок,   сказок,   стихов);   обогащению   игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать   умение   выбирать   роль,   выполнять   в   игре   с   игрушками   не­   сколько взаимосвязанных   действий   (готовить   обед,   накрывать   на   стол,   кормить).   Учить взаимодействовать   в   сюжетах   с   двумя   действующими   лицами   (шофер   пассажир,   мама дочка, врач больной); в индивидуальных играх с игрушками­заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно  подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять   игровую   обстановку   недостающими   предметами,   игрушками.   Усложнять, обогащать   предметно­игровую   среду   за   счет   использования   предметов полифункционального   назначения   и   увеличения   количества   игрушек.   Учить   детей использовать   в   играх   строительный   материал   (кубы,   бруски,   пластины,   простейшие деревянные   и   пластмассовые   конструкторы,   природный   материал   (песок,   снег,   вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.  Сюжетно­ролевые игры в средней группе  Продолжать работу с детьми по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2 3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать   в   соответствии   с   правилами   и   общим   игровым   замыслом.   Учить   подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжетно­ролевой игре постройки   из   строительного   материала.   Побуждать   детей   создавать   постройки   разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2 3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.). Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал,   согласовывать   действия   и   совместными   усилиями   достигать   результата. Воспитывать дружеские взаимоотношения  между детьми, развивать умение считаться  с интересами   товарищей.   Расширять   область   самостоятельных   действий   детей   в   выборе роли,   разработке   и   осуществлении   замысла,   использовании   атрибутов;   развивать социальные   отношения   играющих   за   счет   осмысления   профессиональной   деятельности взрослых.  Сюжетно­ролевые игры в старшей группе  Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно­ролевые игры. Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет   на   основе   знаний,   полученных   при   восприятии   окружающего,   из   литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов. Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д. Учить самостоятельно   разрешать   конфликты,   возникающие   в   ходе   игры.   Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений. Продолжать формировать умение согласовывать   свои   действия   с   действиями   партнеров,   соблюдать   в   игре   ролевые взаимодействия   и  взаимоотношения.  Развивать  эмоции,   возникающие  в  ходе   ролевых  и сюжетных   игровых   действий   с  персонажами.   Учить   усложнять  игру   путем   расширения состава   ролей,   согласования   и   прогнозирования   ролевых   действий   и   поведения   в соответствии   с   сюжетом   игры,   увеличения   количества   объединяемых   сюжетных   линий. Способствовать   обогащению   знакомой   игры   новыми   решениями   (участие   взрослого, изменение   атрибутики,   внесение   предметов­заместителей   или   введение   новой   роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.   Учить   детей   коллективно   возводить   постройки,   необходимые   для   игры, планировать   предстоящую   работу,   сообща   выполнять   задуманное.   Учить   применять конструктивные   умения,   полученные   на   занятиях.   Формировать   привычку   аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.  Сюжетно­ролевые игры в подготовительной группе  Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать   атрибуты,   конструкторы,   строительный   материал.   Побуждать   детей   по­ своему   обустраивать   собственную   игру,   самостоятельно   подбирать   и   создавать недостающие   для   игры   предметы   (билеты   для   игры   в   театр,   деньги   для   покупок). Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений   о   произведениях   литературы,   мультфильмах.   Развивать   творческое воображение,   способность   совместно   развертывать   игру,   согласовывая   собственный игровой   замысел   с   замыслами   сверстников;   продолжать   формировать   умение договариваться,   планировать   и   обсуждать   действия   всех   играющих.   Формировать отношения,   Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры    основанные   на   сотрудничестве   и   взаимопомощи. Педагогические рекомендации. 1.   Педагогам   необходимо   стараться   не   занимать   время   отведенное   для   игры   другими видами деятельности.  2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно­ролевой игры должны   быть   расположены   в   легко   доступном   для   детей   месте.   Иногда   атрибуты формируются   в   специально   установленном   порядке,   а   иногда   детям   предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.  3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно­ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.  4.   Руководство   игрой   должно   строиться   на   основе   результатов   наблюдения   за самостоятельной сюжетно­ролевой игрой детей.  5.   Педагог   должен   как   можно   чаще   ставить   ребенка   в   позицию   «взрослого».   Это способствует развитию самостоятельности у детей. Деловая   игра:   «Особенности   организации   сюжетно­ролевых   игр   в   разных   возрастных группах»  Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетноролевых игр в разных возрастных группах.  План: Вводное слово  1. Организация сюжетно­ролевых игр в разных возрастных группах 2. Как научить ребенка играть в сюжетно­ролевые игры? Вводное слово Уже в раннем возрасте   у   ребенка   наблюдаются   игровые   действия.   У   него   возникает   интерес   к   тем предметам,   которые   способствуют   развитию   его   движений.   Взрослый   целенаправленно развивает игру, помогая ребенку воспроизводить элементарные действия вначале с одним предметом, затем такие же действия с другими игрушками и предметами, и наконец 2­3 последовательных, взаимосвязанных действия с какой либо игрушкой. Руководя играми детей младшего возраста, взрослые помогают им в развитии сюжета, выполнении игровых действий.  Следует   отметить,   что   в   педагогическом   руководстве   игрой   существует   три   основных момента:  1. Игровые действия направлены на детей  2. Игровые действия направлены на воспитателя  3. Игровые действия детей направлены на игрушку  Разберем первый момент.  1. Воспитатель включает детей в игру; 2. Постановка игровой цели (буду печь булочки, и кормить детей)  3.   Печет   булочки,   комментирует   свои   действия,   кормит,   угощает,   показывает,   как понарошку можно кушать.  4. Затем переключаются на другую игровую цель: подвижная игра, или хороводная. 5. После этого возвращаются к основной цели, повторяют процедуру угощения, этот прием способствует запоминанию детьми игровых целей и переходу в самостоятельные игры.  6.   переключение   детей   на   самостоятельную   игру   «Булочек   еще   много   осталось»   или «Спросите у игрушек, может быть они хотят?»  2 момент 1 Давайте будем играть, очень хочу играть со Светой, Таней, итд. Можно играть со всей группой, можно с теми, кто подойдет. 2. постановка общей игровой цели, которую они   будут   реализовывать   сами,   (я   как   будто   пришла   с   работы,   устала   очень,   кто   мне ребятки приготовит чтонибудь) 3. оказание воспитателем помощи каждому ребенку и тд. (см. стр. 139 Программа «Радуга»)  3 момент Во всех этих случаях ребенок действует от своего лица, он роль не принимает, он еще   только   учится   выполнять   игровые   действия.   Принять   на   себя   роль,   это   значит вообразить, представить и обозначить себя кем­то другим: собачкой, шофером итп. Для ребенка данная ситуация сложная. С одной стороны, я это я сам, а с другой я это не я, а это кто то иной.  Методы и формы организации сюжетно­ролевой игры:  1. Целевой подбор соответствующего игрового материала и размещения его в доступном месте;  2. Участия педагога в играх;  3. Использование художественного слова (потешек, песенок, рассказов, сказок);  4.   Организация   экскурсий,   наблюдений,   бесед,   рассматривание   картин,   рисунков, иллюстраций к книгам;  5. Создание игровых ситуаций;  6. Драматизация знакомых произведений;  7. Создание атмосферы доброжелательности, сердечности;  8. Положительная оценка взрослым действий ребенка. Известно,   что   игра   возникает   в   том   случае,   когда   у   ребенка   имеются   конкретные представления   о   каком   либо   событии   или   явлении,   которое   ему   интересно   и   которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры ­ создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок,   просмотр   кинофильмов   дают   материал   для   игры,   заставляют   работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. Особенно сложна роль воспитателя в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли   в   свои   роли,   воспитатель   может   давать   им   советы,   но   с  уважением   относясь   к замыслу участников игры. Иногда воспитатель становится участником игры, берет на себя какую­нибудь роль часто не главную, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой,   направлять   ее,   будить   воображение   детей,   в   результате   чего   возникают   новые эпизоды. Например, в роли зрителя в театре, спрашивает, где продают билеты, тем самым наводит   на   мысль   сделать   кассу.   Нередко   в   игре   обнаруживается   у   детей   недостаток знаний   об   изображаемом;   воспитатель   делает   для   себя   вывод,   что   надо   подобрать соответствующие   книги,   иллюстрации,   может   быть,   провести   экскурсию.   И   если   детей захватила это игра, они задают много вопросов воспитателю, с жадным интересом слушают его пояснения, чтение книги. Способность превращаться в другого, появляется у ребенка к 3­4 годам. Формирование этой способности первый и самый важный шаг к формированию ролевой игры. И еще один немаловажный фактор ­ если осуществляя подготовку детей к принятию роли, вы раскроете перед малышом веер доступных его пониманию и интересных для него образов, в которые ребенок может перевоплощаться, вы с младшего возраста будете ориентировать детей на увлекательную неординарную ролевую игру. Следует сразу подчеркнуть,   что   вхождение   в   образ   взрослого   не   тоже   самое,   что   принятие   роли взрослого.   Принятие   роли   предполагает   игровое   выполнение   действий,   которые свойственны данному персонажу. Если ребенок надел шапочку врача и халат и говорит, что он врач, а сам идет играть с кубиками, значит, он пока еще не умеет играть «во врача», т. к. он не ставит градусник итд, т. е не выполняет специфических действий врача. Видя такое, воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ, обозначает себя представителем   какой   либо   профессии,   используя   для   этого   выразительный   атрибут   и показывает 2­3 игровых действия. Дети постепенно накапливают определенные знания об окружающих вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых (мамы, няни, воспитателя и др.) Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания,   забавы,   взаимоотношения.   Накопленные   знания   позволяют   разнообразить тематику игр детей средней группы: в доктора, в парикмахерскую, в магазин, в самолет и др. Однако в этом возрасте интерес к сюжету еще неустойчив. Следовательно, дети могут играть   совместно   лишь   при   условии   сохранения   организующей   и   направляющей   роли взрослого. В данном случае педагог стремится не только поддержать интерес к игре, но и помочь детям усвоить нормы общественного поведения. Подражая взрослому, ребенок не только   осмысливает   и   уточняет   свои   знания,   но   и   перенимает   манеры   вежливого обращения, интонации, доброжелательности. С усложнением содержания игры возникает необходимость   наметить,   что   будет  делать   каждый.   Вначале   детям  трудно  это  решать самостоятельно,   у   каждого   есть   свой   замысел,   но   согласовать   они   его   не   умеют.   Тут особенно нужна помощь воспитателя. Влияя на распределение ролей, составляя некоторый план действий, воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств. У детей 4­ 5 лет совместная игра обычно начинается с того что кто­то предлагает тему, остальные это предложение принимают, каждый выбирает себе роль. Решили играть в «детский сад», кто то   захотел   быть   воспитателем,   кто­то   музыкальным   руководителем.   Но   и   остальных привлекают эти роли, возникает спор. На помощь приходит воспитатель, спрашивает, а кто же будет готовить обед детям, кто будет их лечить?. дети вспоминают, что видели на экскурсиях.   Так   выявляются   новые   активные   роли.   Напоминание   воспитателя   часто служит толчком к самостоятельным предложениям детей, пример: нужен шофер, чтобы возить продукты. Если в младшем возрасте детей побуждают обдуманно выбирать игру, то в старшей, и подготовительной группах, важно научить их самостоятельно обдумывать содержание игры, распределять роли. Задача воспитателя следить за тем, чтобы одни не подавляли других, чтобы каждому была обеспечена активная роль в игре. Воспитатель помогает   распределять   роли.   Делается   это   по­разному.   Если   ввести   очередность   в исполнении главных ролей: вчера один был капитаном, сегодня другой, это будет ошибкой. Не каждый ребенок справится с ролью капитана, от этого пострадает и он сам, и его психика.   В   играх   небольшими   группами   дети   сами   договариваются   и   выбирают   себе подходящую роль. Но в играх большим коллективом, довольно частых в старших группах, распределение ролей требует помощи воспитателя. Успех игры с большим количеством участников   во   многом   зависит   от   удачного   выбора   организатора.   В   подготовительной группе целесообразно приучать детей выбирать главного с общего согласия, обдумывая и обсуждая, кто лучше все подойдет к этой роли. Воспитатель приучает детей при обсуждении игры обдумывать, что для нее требуется: соорудить   постройки,   подобрать   игрушки,   костюмы,   самим   изготовить   необходимый инвентарь. Подготовительная работа увлекает детей, причем они трудятся уже в образе, в роли, которая им поручена. Поэтому роль воспитателя должна быть не навязчивой, но очень   весомой   в   данном   вопросе,   необходимо   бережно   относится   к   выдумке   детей, сохранять их самостоятельность.  2.   Как   научить   ребенка   играть   в   сюжетно­ролевые   игры?   Игра   дошкольника   проходит несколько стадий.  Первая это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя комуто, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т. д.  Вторая игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один день и продолжаться на следующий. И, наконец, третья стадия игра с правилами, когда ребенок не просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему ограничений (норм и правил, которые действуют для всех. Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и   зависит   от   особенностей   темперамента.   Дети   застенчивые,   излишне   зажатые   иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?  Во­первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.  Во­вторых, придумать или пригласить посредника куклу, соседского ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не "забил" вашего малыша.  В­третьих,   попутно   поощряйте   в   ребенке   все   возможные   проявления   инициативы   и фантазии пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком. Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или шоу масок для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя слитым с социальным   фоном,   не   выделяющимся   среди   других   людей.   Полезны   и   карнавальные представления. В целом же умение играть это не просто возрастной навык: это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной.

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"

Консультация для педагогов : "Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2018