Консультация для педагогов - «БЕЛАЯ ВОРОНА»

  • Лекции
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - «БЕЛАЯ ВОРОНА», говорится о том, что «Белой вороной» называют человека, не просто отличающегося от нас поведением, взглядами на жизнь и поступками. Этого мало. Бывает, что такие оригиналы вполне успешно шагают по жизни, не испытывая дискомфорта и не комплексуя. Чтобы заслужить это прозвище, надо чувствовать себя неуютно среди своего окружения, переживать по этому поводу, отдалиться от людей, замкнуться в себе или пытаться идти войной на все человечество…В консультации для педагогов - «БЕЛАЯ ВОРОНА», говорится о том, что «Белой вороной» называют человека, не просто отличающегося от нас поведением, взглядами на жизнь и поступками. Этого мало. Бывает, что такие оригиналы вполне успешно шагают по жизни, не испытывая дискомфорта и не комплексуя. Чтобы заслужить это прозвище, надо чувствовать себя неуютно среди своего окружения, переживать по этому поводу, отдалиться от людей, замкнуться в себе или пытаться идти войной на все человечество…
Иконка файла материала Консультация для педагогов - Белая ворона.docx
К   онсультация для педагогов  «БЕЛАЯ ВОРОНА» Многих из нас беспокоит проблема адаптации ребенка в коллективе. Вся наша жизнь, то есть активная деятельность связана с общением, человек с детства учится ладить с окружающими, руководить и подчиняться. Традиционно в нашем сознании «одиночка» получает негативную оценку ­ нелюдимый, угрюмый, бирюк, замкнутый, закомплексованный... Вспомним себя в детстве. Переход в новую школу, ситуация новичка. Переезд в другой город, когда заново приходится налаживать все связи. Страх перешагнуть порог   комнаты,   где   уже   собрались   люди   и   кажется,   что   только   на   тебя   они   и смотрят. Мы пережили это когда­то и помним о наших страхах. Память о наших переживаниях заставляет родителей беспокоиться за детей сейчас ­ ребенок все время проводит один: может быть, он просто не смог справиться с ситуацией и замкнулся в себе?   «Белой   вороной»   называют   человека,   не   просто   отличающегося   от   нас поведением,   взглядами   на   жизнь   и   поступками.   Этого   мало.   Бывает,   что   такие оригиналы   вполне   успешно   шагают   по   жизни,   не   испытывая   дискомфорта   и   не комплексуя. Чтобы заслужить это прозвище, надо чувствовать себя неуютно среди своего окружения, переживать по этому поводу, отдалиться от людей, замкнуться в себе или пытаться идти войной на все человечество… Чем помочь нашим «белым воронятам» ­ детям, испытывающим проблемы в общении с родными, с друзьями, одноклассниками, «странным» детям или, говоря по­научному – дезадаптированным, не сумевшим адаптироваться в коллективе. Ведь дело не в том, что они отличаются от всех остальных. Наш «птенчик» не умеет использовать свои особенности в свою пользу, или взрослые сами, не заметив этого, поставили ребенка в такое положение, что он вынужден оставаться в стороне. Родители, заботясь о том, чтобы дитятко было накормлено, одето, образованно и   духовно   развито,   часто   забываем,   насколько   важно   научить   его   общаться. Забываем, как важно ребенку чувствовать себя «своим», найти пусть небольшой, но близкий круг сочувствующих ему людей. Одиночество одинаково ранит и больших, и   маленьких.    Человек,   не   нашедший   пусть   маленького,  но   близкого   ему   круга единомышленников, часто чувствует себя несчастным.  В чем смысл методики тест «Несуществующее животное»? Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я­образ. Сейчас нам важно понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях   с окружающим  миром, чувствует  он  себя  «белой  вороной»  в коллективе. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится,какой у него характер. Тестируемый   неосознанно   идентифицирует   себя   с   рисунком,   переносит   на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда   несет   в   себе   достаточно   информации   и   зависит   от   способности   ребенка анализировать   свой   внутренний   мир.   Для   нас   же   важно   понять,   насколько   он адаптирован в коллективе. РАСПОЛОЖЕНИЕ НА ЛИСТЕ По расположению на листе (если рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание. В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне   притязаний,   которые,   по   ощущению   ребенка,   не   полностью   реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение   неудовлетворенности   своим   положением   в   обществе,   потребность   в признании   и   самоутверждении.   Он   считает,   что   достоин   большего   и   может переживать оттого,  что его недооценили. Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе,   нерешительность,   отсутствие   стремления   к   самоутверждению   ­   вот   что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться   от   действия,   если   не   уверен   в   положительном   результате.   Он сосредоточен   на   препятствиях   к   удовлетворению   возникающих   у   него потребностей. Сдвиг   рисунка   вправо   говорит   о   стремлении   к   контролю   над   собой, экстраверсии.   Чем   сильнее   рисунок   уходит   вправо,   тем   сильнее   проявляется «бунтарство» по отношению к чему­то важному для рисующего. Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем­то из других   претендентов   на   эту   роль   или   встал   в   оппозицию   по   отношению   к   уже существующим   «правящим».   В   этом   случае   «правящими»   могут   оказаться   и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального   коллектива.   Сдвиг   рисунка   влево,   возможно,   выражает   социальную бездеятельность,   застенчивость,   интроверсию.   По   моим   наблюдениям,   эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа. Мы так детально   рассматриваем   расположение   рисунка   именно   потому,   что   сейчас   нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности нашей «белой вороны» — недовольство своей ролью в коллек­ тиве, на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка — только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.ГОЛОВА ИЛИ ЗАМЕНЯЮЩИЕ ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ Это   центральная   смысловая   часть   фигуры.   Если   она   повернута   вправо,   то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда   принимают   за   излишнее   упрямство.   Важно   понять,   что   его   планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата. Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению,   фантазированию,   его   мечты   часто   существуют   только   в   его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера,   но   такая   ситуация   может   возникнуть   под   страхом   неудачи,   который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание. Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении. Если   голова   значительно   крупнее   по   размеру,   чем   тело,   возможно,   ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих. ГЛАЗА Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх. Прорисовка ресниц — показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности. РОТ Зубастое   существо   рисуют   дети,  которым   свойственная  словесная  агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих. Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа ­ большие болтушки. Открытый   рот   без   прорисовки   губ   и   языка,   особенно   закрашенный, заштрихованный – признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы. УШИ Если   они   есть,   это   знак   того,   что   ребенку   важно   мнение   и   информация окружающих   о   нем   самом.   Чем   больше   ушей,   тем   больше   внимания   ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ Рога —  защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной — агрессия спонтанная или защитно­ответная. Перья ­ стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувствительность. Лапы  животного,   постамент,   опора   и   тому   подобное   нужно   оценивать   по форме   и   соразмерности   со   всей   фигурой.   Если   опорная   часть   основательна,   то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме. О   легкомысленности,   импульсивности,   поверхностности   сужденийсвидетельствует   изображение   облегченной   опорной   части   —   маленькие   лапки, например. Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими   суждениями   и   решениями.   Точное   и   тщательное   соединение   –   высокий уровень,   небрежное   и   слабое   —   склонность   к   необдуманным   поступкам   или неуверенность в своем мнении. Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями   рисунка.   Это   могут   быть   крылья,   дополнительные   конечности, щупальца,   детали   панциря,   перья...   Они   могут   служить   украшением   или   носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого­то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих. Хвост. Отражает самооценку ребенка. Если он повернут влево ­ мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо — действий и поведения. Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость. Опущенный вниз — недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном. Разветвленные   хвосты, противоречивость самооценки.   несколько   хвостов   —   зависимость   или Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши — самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих. Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической   защиты   ребенка.   Степень   агрессивной   защиты   характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем­либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя. Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится   быть   непризнанным,  стать   объектом   насмешек,  или   переживает,   что   уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей. Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите. Линии.  Ребенок  с повышенной  утомляемостью, крайней  чувствительностью, нарушением   сна   и   тому   подобными   проблемами,   связанными   с   пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии. Но   жирные,   с   нажимом,   линии,   штриховка   свойственны   не   энергичным,   а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно что если   ребенок   учится   рисовать   в   студии   или   просто   увлекается   этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка. учесть,Другие   детали.  Необычные   детали   ­   например,   вмонтированные   в   тело механические   предметы   ­   могут   быть   признаком   психопатологии   или   просто проявлением   особой   оригинальности,   как,   впрочем,   и   отголоском   чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой. Название животного. Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка. Рациональное содержание смысловых частей ­ летающий заяц, бегокот и тому подобное — говорит о рациональном складе ума ребенка. Словообразования   с  книжно­научным,  латинским   окончанием  ­   рептилиус  ­ выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции. Поверхностно­звуковые,   без   всякого   осмысливания,   слова   говорят   о легкомысленном отношении к окружающему. Иронично­юмористичные ­ пузыроид, пельмеш ­ выражает такое же иронично­ снисходительное отношение и к действительности. Повторяющиеся   элементы   ­   тру­тру,   кус­кус   ­   возможно,   обозначают инфантильность. Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности. Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные   результаты   и   сведите   их   в   одно   целое.   Самое   главное   для   нас   на данный   момент   —   определить,   есть   ли   у   ребенка   ощущение,   что   он   отвергнут обществом.  Методика поможет вам определить, действительно ваш ребенок ­ «белая ворона» и страдает от этого, или его замкнутость объясняется складом характера. Почему так важно определить темперамент вашего ребенка? Темперамент  любого человека, зависит от генетически обусловленного типа нервной системы, и у каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Так было всегда.   Жизнерадостные   коммуникабельные   сангвиники   сколачивали   из праздношатающихся   соплеменников   охотничьи   отряды.   Импульсивные   холерики впадали в боевой экстаз и первыми врывались в пещеру саблезубого тигра, ведя за собой   менее   активных   товарищей   по   оружию.   А   в   пещерах   невозмутимые флегматики   кропотливо   разделывали   и   делили   тушу,   слушая,   как   меланхолики анализируют ошибки проведенной операции и разрабатывают стратегию следующей вылазки с учетом предыдущего опыта. Если вам когда­нибудь доводилось  наблюдать школьников  на перемене, вы согласитесь,   что   мода   на   набедренные   повязки   из   шкур   давно   прошла,   но   во многом мы похожи на наших первобытных предков. Сангвиники среди нас — это душа коллектива. Холерики — движущая сила. Флегматики ­ наша совесть. Меланхолики ­ мозговой центр. Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочекдля   завязок!   Сколько   раз   мы   хватали   за   рукав   сына,   рванувшего   к   двери, недослушавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать! А слезы из­за сущих пустяков! А непробиваемое молчание на все наши истерики? Разница   в   темпераментах   между   родителями   и   детьми   может   привести   к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо   проще   понять   своего   ребенка,   направить,   рассчитать   его   нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит. Что же такое — темперамент? Он определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов   темперамента,   они   сочетаются   с   проявлениями   других   и   создают   свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.   Понаблюдайте за своими детьми. Внимательно прочитайте все, что написано ниже,  и   определите,  какие   черты   наиболее   свойственны   вам   и   вашему   ребенку. Проделайте все это обязательно, потому что темперамент определяет поведение вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется. Только   помните,   что   не   стоит   сваливать   на   темперамент   невоспитанность, хамство,   безответственность   и   прочие   недостатки   воспитания.  Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность,   активность,   энергичность.   От   него   не   зависят   увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Для нас — тех, кто озабочен поведением нашей симпатичной «белой вороны», важно помнить, что тип темперамента поведения и образ действий человека в окружающей среде. определяет     манеру   ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ Воспитатель,   который   требует   от   воспитанника   того,   что   он   не   может выполнить   в   силу   особенностей   своего   характера,   похож   на   хозяйку,   которая использует холодильник как пылесос и ругает его за то, что он плохо собирает мусор. В таких семьях, в таких детских коллективах и гнездятся «белые вороны». В зависимости от темперамента юные «птенцы» бунтуют, отгораживаются от мира, теряют свою волю, свой взгляд на жизнь, замыкаются в себе, подчиняются любому руководству,   растут   безынициативными   или   истеричными.   Формируя   свое представление о реальной личности ребенка, мы перестаем пытаться подогнать его под тот идеал, который создали в своем воображении. Мы начинаем понимать, в ка­ кую сторону лучше развивать его способности, где его надо подтолкнуть, где дать больше свободы. Мы прощаем ему его слабости и принимаем таким, каков он есть. Костяева В.Н. Нестандартный ребенок – М.: Айрис­пресс, 2004Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь