Консультация для педагогов - Что такое АРТтерапия, говорится о том, что через рисование мы можем корректировать внутренние установки ребенка по от-ношению к себе и окружающему миру. В ходе художественной деятельности ребенок привыкает бороться, вовлекая все свои душевные способности в достижении цели, не для заслуг и благодарностей, а для себя.
Так, осторожный ребенок вынужден стать отважным и решиться рисовать; неосмотрительный ребенок – стать осторожным, чтобы в процессе работы выполнять пра-вила; слабовольному – проявлять выдержку, упрямому – суметь приспособиться. Таким путем возникает, закладывается основа роста и развитие психического интереса к жизниКонсультация для педагогов - Что такое АРТтерапия, говорится о том, что через рисование мы можем корректировать внутренние установки ребенка по от-ношению к себе и окружающему миру. В ходе художественной деятельности ребенок привыкает бороться, вовлекая все свои душевные способности в достижении цели, не для заслуг и благодарностей, а для себя.
Так, осторожный ребенок вынужден стать отважным и решиться рисовать; неосмотрительный ребенок – стать осторожным, чтобы в процессе работы выполнять пра-вила; слабовольному – проявлять выдержку, упрямому – суметь приспособиться. Таким путем возникает, закладывается основа роста и развитие психического интереса к жизни
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д\с « Золотой ключик».
АРТТЕРАПИЯ
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
г. Волгодонск.Использование ИЗО деятельности в коррекционно – развивающей работе
дошкольного учреждения.
Почему именно арттерапия?
ИЗО деятельность, рисунок – это естественная для ребенка форма выражения
отношений к окружающей его действительности. Между 410 г. виденье ребенка
предопределенно образным мышлением. Детская потребность в образах ненасытна. Дети
больше чувствуют и понимают, чем могут сказать, поэтому они интуитивно выбирают
рисунок перед другими способами самовыражения, для отработки своих эмоций и
проблем. Это своего рода невербальный способ коммуникаций.
Через рисование мы можем корректировать внутренние установки ребенка по
отношению к себе и окружающему миру. В ходе художественной деятельности ребенок
привыкает бороться, вовлекая все свои душевные способности в достижении цели, не для
заслуг и благодарностей, а для себя.
Так, осторожный ребенок вынужден стать отважным и решиться рисовать;
неосмотрительный ребенок – стать осторожным, чтобы в процессе работы выполнять
правила; слабовольному – проявлять выдержку, упрямому – суметь приспособиться.
Таким путем возникает, закладывается основа роста и развитие психического интереса к
жизни.
Активное обсуждение ребенком своих ощущений, отношения к проблемам в игровой
обстановке позволяет внутренним силам личности не расходоваться на защиту, а
успокоиться и начать конструктивный процесс личностных изменений.
Общие принципы:
1). Принцип одобрения и принятия, вопервых, педагогом ребенка; во вторых, всех
творческой изобразительной деятельности независимо от
продуктов
их содержания, формы, качества.
2). Принцип свободы самовыражения: свободное, ничем не ограниченное выражение
своих отношений, ощущений, поведение в группе лимитируется требованиями
безопасности психолога и членов группы.
3). Принцип возрастного соответствия.
В книге Капрановой Светланы Викторовны « Путешествие с волшебной кисточкой»
очень подробно прописаны цели, общие задачи, организационное обеспечение программы.
Преимущества арттерапии перед другими формами психотерапевтической работы,
основанными на вербальной коммуникации.
1. Каждый человек ( и ребенок) может участвовать в арттерапевтической работе.
Противопоказаний нет.
2. Арттерапия является средством преимущественно невербального общения.
(особенно ценно для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью детей).
3. ИЗО деятельность является мощным средством сближения людей, « мостом»
между специалистом и клиентом. ( взрослым и ребенком).
4. ИЗО деятельность во многих случаях позволяет обходить « цензуру сознания».
5. Арттерапия является средством свободного самовыражения и самопознания.
6. Продукты ИЗО творчества являются объективным свидетельством настроений и
мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной,
динамической оценки состояния.7. Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей
положительные эмоции, сформировать более активную жизненную позицию.
8. Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека,
внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
фундаментальной потребности в самоактуализации.
Она отвечает
Как самостоятельное направление в лечебно реабилитационной, педагогической
работе арттерапия насчитывает всего несколько десятилетий своей истории.
Арттерапия начала формироваться с середины XX века, первые арттерапевты
подчас сочетали в себе разные профессиональные роли, являясь примером странного
гибрида художника и психотерапевта. Их статус и функции были недостаточно ясны не
только окружающим, но и им самим ( А.Хилл, М. Наумбурх).
19601980е г.г. оказывались решающими в становлении арттерапевтического
направления. Начали действовать первые центры арттерапевтического образования, в
некоторых странах произошла государственная регистрация арттерапии как
самостоятельной специальности.
Большие изменения в деятельности арттерапевтов произошли в последние 1015
лет. Окончание « холодной войны», утверждение принципов информационной открытости
стимулировали процессы профессионального обмена; был поставлен вопрос о разработке
и введении единых стандартов профессиональной арттерапевтической подготовки и
практики.
Первые элементы арттерапевтической теории стали появляться в 19401960е г.г.
благодаря использованию достижений психодинамического подхода и попыткам
осмысления его понятий (бессознательное, перенос) в контексте арттерапевтической
работы.
Дальнейшее развитие теоретической базы арттерапии происходило путем синтеза
многих положений психоанализа, аналитической психологии К.Юнга, представлений
гуманистической психологии и психотерапии, клинического подхода, психосемантики,
психологической теории игр, общей теории систем, динамической психиатрии,
социологии, группанализа, искусствоведения и культурологии.
История возникновения арттерапии как самостоятельного течения.
Термин « арттерапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. С
английского языка это понятие можно перевести как « лечение, основанное на занятиях
художественным (изобразительным творчеством)».
Копытин Александр Иванович, психиатрпсихотерапевт, председатель Арт
терапевтической ассоциации пишет: « хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны,
существует много примеров применения арттерапии скорее как средства психической
гармонизации и развития человека ( например, в образовательной практике).
За рубежом, особенно в странах континентальной Европы, термин « арттерапия»
при его использовании во множественном числе подразумевает оздоровительные занятия
с использованием физических упражнений, танцев, вдыханием благовоний, чтением
сказок и т.д., поскольку считается, что
такое многообразие форм творческой
деятельности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов
искусства на человека. Однако, для обозначения частных форм терапии творчеством, как
правило, применяются понятия арттерапия ( психотерапия посредством визуального,пластического искусства).
Современное понимание арттерапии предполагает
использование музыки, драматического искусства, движения, танца и другие формы
творческой активности человека, но при всем при этом изобразительная деятельность
является основополагающей.
Арттерапия – терапия (лечение) искусством. Возникла в 30е годы на основе
фрейдистского психоанализа.
1995 г. – Ассоциация арттерапевтов в России. В нашем обществе арттерапия
используется в чистом виде очень редко, только элементы в групповой и индивидуальной
работе как со взрослыми, так и с детьми.
Арттерапия
Активная Пассивная
(Активное создание собственных (Клиент – пассивный созерцатель:
произведений (написание стихов, просмотр спектаклей, кино,
участие в театрализованных группах музыкальных произведений на
и т.д. – переосмысление проблем. соответствующую тему.)
Основная цель – развитие
самовыражения через искусство).
Виды арттерапии:
Ландшафттерапия (влияние пейзажа на эмоциональное состояние).
Терапия увлечения спортом.
Терапия творчеством: музыкотерапия, терапия резьбой по дереву
Терапия литературным творчеством :библиотерапия, поэтотерапия.
Синтетическая терапия (воздействие на психику вкусом, цветом, запахом.
Например, специфически окрашенные стены, специальный запах и т.д.
Необходимое состояние клиента.
Автобиографическая терапия (рассказ комулибо о том, что гнетет)
Игротерапия
Куклотерапия
Сказкотерапия
Данстерапия
У детей изодеятельность – активная арттерапия. Изодеятельность, рисунок – это
естественная для ребенка форма выражения отношения к окружающей действительности.
Некоторые дети больше чувствуют и понимают, чем могут сказать, поэтому они
интуитивно выбирают рисунок перед другими способами выражения, для отработки
своих эмоций и проблем. Это своего рода невербальный способ коммуникации. А мы
порою ошибаемся, требуя от ребенка «правильных линий», «правильного» цвета, тем
самым, ограничивая свободу самовыражения, свободу творчества.
Программа С.В.Капрановой «Путешествие с волшебной кисточкой»Цели программы:
а) коррекция вариантов задержки психического развития;
б) коррекция неблагоприятных черт характера;
в) формирование навыков взаимодействия;
г) развитие самовыражения и самопознания через рисунок.
Конечно, всех этих целей возможно достичь, используя программу целиком.
Это психолог должен формировать группу детей, (чаще это дети с нарушениями
мелкой моторики, речи, неустойчивости внимания, проблемами в общении и поведении) и
затем проводить регулярно занятия по темам, предложенным в этой программе.
Воспитателям рекомендуется проводить занятия с элементами арттерапии, которые
помогут и научат ребенка выражать свое эмоциональное состояние (как положительное,
так и отрицательное), снизить тревожность и повысить самооценку, раскрепостить
воображение и фантазию.
а) здесь очень важно соблюдать основной принцип – безусловное принятие и
одобрение созданного рисунка; самое главное – процесс.
Рисование рассматривается не как процесс обучения, научения чемулибо, овладение
какимито навыками, а как:
проживание света, фактуры, размера.
способ познания себя, своего творчества;
способ коммуникации (невербальной);
способ передачи информации;
способ переключения (отход) от проблемы;
б) Если вы решитесь провести такое занятие, то немного об организации:
Столы ставятся так, чтобы дети могли расположиться по кругу – это позволяет видеть
работы других детей способствует общению (столы покрываются целлофаном)
Кисти – большая и маленькая.
Краски, лучше гуашь – практичны, яркие и красивые, возможно один цвет перекрыть
другим.
Спецодежда: старая папина рубашка, одетая задом наперед – это снижает беспокойство
ребенка (страх быть наказанным, боязнь испачкаться).
Бумага – различного формата, цвета, формы, фактуры.
Следует учитывать, что гиперактивным детям желательно в начале предлагать
большой формат бумаги. Постепенно формат необходимо уменьшать, что способствует
повышению концентрации внимания, развитию усидчивости, снижению двигательной
активности.
Аутичным (имеющим трудности в общении, с повышенной тревожностью),
стеснительным, неуверенным детям лучше начинать с малого формата бумаги,
постепенно увеличивая его до очень большого. Это позволит снизить его тревожность,
избежать проблемы «белого листа»