Консультация для педагогов - Что такое АРТтерапия

  • Лекции
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для педагогов - Что такое АРТтерапия, говорится о том, что через рисование мы можем корректировать внутренние установки ребенка по от-ношению к себе и окружающему миру. В ходе художественной деятельности ребенок привыкает бороться, вовлекая все свои душевные способности в достижении цели, не для заслуг и благодарностей, а для себя. Так, осторожный ребенок вынужден стать отважным и решиться рисовать; неосмотрительный ребенок – стать осторожным, чтобы в процессе работы выполнять пра-вила; слабовольному – проявлять выдержку, упрямому – суметь приспособиться. Таким путем возникает, закладывается основа роста и развитие психического интереса к жизниКонсультация для педагогов - Что такое АРТтерапия, говорится о том, что через рисование мы можем корректировать внутренние установки ребенка по от-ношению к себе и окружающему миру. В ходе художественной деятельности ребенок привыкает бороться, вовлекая все свои душевные способности в достижении цели, не для заслуг и благодарностей, а для себя. Так, осторожный ребенок вынужден стать отважным и решиться рисовать; неосмотрительный ребенок – стать осторожным, чтобы в процессе работы выполнять пра-вила; слабовольному – проявлять выдержку, упрямому – суметь приспособиться. Таким путем возникает, закладывается основа роста и развитие психического интереса к жизни
Иконка файла материала Атртерапия.doc
Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение д\с « Золотой ключик».                                                            АРТТЕРАПИЯ                                            Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь   г. Волгодонск.Использование ИЗО деятельности в коррекционно – развивающей  работе дошкольного учреждения. Почему именно арттерапия?  ИЗО   деятельность,   рисунок   –   это   естественная   для   ребенка     форма   выражения отношений   к   окружающей   его   действительности.   Между   4­10   г.   виденье   ребенка предопределенно образным мышлением. Детская потребность в образах ненасытна. Дети больше чувствуют и понимают, чем могут сказать, поэтому они интуитивно выбирают рисунок   перед   другими   способами   самовыражения,   для   отработки   своих   эмоций   и проблем. Это своего рода невербальный способ коммуникаций. Через   рисование   мы   можем   корректировать   внутренние   установки   ребенка   по отношению к себе и окружающему миру. В ходе художественной деятельности ребенок привыкает бороться, вовлекая все свои душевные способности в достижении цели, не для заслуг и благодарностей, а для себя. Так,   осторожный   ребенок   вынужден   стать   отважным   и   решиться   рисовать; неосмотрительный ребенок – стать осторожным, чтобы   в процессе работы выполнять правила;   слабовольному   –   проявлять   выдержку,   упрямому   –   суметь   приспособиться. Таким путем возникает, закладывается основа роста и развитие психического интереса к жизни. Активное обсуждение ребенком своих ощущений, отношения к проблемам в игровой обстановке   позволяет   внутренним   силам     личности   не   расходоваться   на   защиту,   а успокоиться и начать конструктивный процесс личностных изменений. Общие принципы: 1). Принцип одобрения и принятия, во­первых, педагогом ребенка; во­ вторых, ­ всех творческой   изобразительной   деятельности   независимо   от   продуктов их содержания, формы, качества.  2). Принцип свободы самовыражения: свободное, ничем не ограниченное выражение своих   отношений,   ощущений,   поведение   в   группе   лимитируется   требованиями безопасности психолога  и членов группы. 3). Принцип возрастного соответствия. В книге Капрановой Светланы Викторовны « Путешествие с волшебной кисточкой» очень подробно прописаны цели, общие задачи, организационное обеспечение программы. Преимущества арт­терапии перед другими формами психотерапевтической работы, основанными на вербальной коммуникации. 1. Каждый человек ( и ребенок) может участвовать в арт­терапевтической работе. Противопоказаний нет.  2. Арт­терапия   является   средством   преимущественно   невербального   общения. (особенно ценно для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью ­ детей). 3. ИЗО   деятельность   является   мощным   средством   сближения   людей,   «   мостом» между специалистом и клиентом. ( взрослым и ребенком). 4. ИЗО деятельность во многих случаях позволяет обходить  « цензуру сознания». 5. Арт­терапия является средством  свободного самовыражения  и самопознания. 6. Продукты ИЗО творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей   человека,   что   позволяет   использовать   их   для   ретроспективной, динамической оценки состояния.7. Арт­терапевтическая   работа   в   большинстве   случаев   вызывает   у   людей положительные эмоции, сформировать более активную жизненную позицию. 8. Арт­терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних   механизмов   саморегуляции   и   исцеления. фундаментальной потребности в самоактуализации.   Она   отвечает Как   самостоятельное   направление   в   лечебно­   реабилитационной,   педагогической работе арт­терапия насчитывает всего несколько десятилетий своей истории. Арт­терапия   начала   формироваться   с   середины  XX  века,   первые   арт­терапевты подчас сочетали   в себе разные профессиональные роли, являясь примером странного гибрида художника и психотерапевта. Их статус и функции были недостаточно ясны не только окружающим, но и им самим ( А.Хилл, М. Наумбурх). 1960­1980­е     г.г.   оказывались   решающими   в   становлении   арт­терапевтического направления. Начали действовать первые центры арт­терапевтического образования,   в некоторых   странах   произошла   государственная   регистрация   арт­терапии   как самостоятельной специальности. Большие  изменения  в деятельности  арт­терапевтов произошли  в последние  10­15 лет. Окончание « холодной войны», утверждение принципов информационной открытости стимулировали процессы профессионального обмена; был поставлен вопрос о разработке и   введении   единых   стандартов   профессиональной   арт­терапевтической   подготовки   и практики. Первые элементы арт­терапевтической теории стали появляться в 1940­1960­е г.г. благодаря   использованию   достижений   психодинамического   подхода   и   попыткам осмысления   его   понятий   (бессознательное,   перенос)   в   контексте   арт­терапевтической работы.  Дальнейшее развитие теоретической базы арт­терапии происходило путем синтеза многих   положений   психоанализа,   аналитической   психологии   К.Юнга,   представлений гуманистической психологии и психотерапии, клинического подхода, психосемантики, психологической   теории   игр,   общей   теории   систем,   динамической   психиатрии, социологии, групп­анализа, искусствоведения и культурологии. История возникновения арт­терапии как самостоятельного течения.   Термин « арт­терапия» стал использоваться  в нашей стране сравнительно недавно. С английского языка это понятие можно перевести как « лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным творчеством)». Копытин   Александр   Иванович,   психиатр­психотерапевт,   председатель   Арт   ­ терапевтической ассоциации пишет: « хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт­терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека ( например, в образовательной практике). За рубежом, особенно в странах континентальной Европы, термин « арт­терапия» при его использовании во множественном числе подразумевает оздоровительные занятия с   использованием   физических   упражнений,   танцев,   вдыханием   благовоний,   чтением сказок   и   т.д.,   поскольку   считается,   что     такое   многообразие   форм   творческой деятельности  и может использоваться  для  описания  воздействия  тех или иных видов искусства на человека. Однако, для обозначения частных форм терапии творчеством, как правило,   применяются   понятия   арт­терапия   (   психотерапия   посредством   визуального,пластического   искусства).   Современное   понимание   арт­терапии   предполагает использование   музыки,   драматического   искусства,   движения,     танца   и   другие   формы творческой активности человека, но при всем   при этом   изобразительная деятельность является основополагающей. Арттерапия   –  терапия   (лечение)   искусством.   Возникла   в   30­е   годы   на   основе фрейдистского психоанализа. 1995   г.   –   Ассоциация   арттерапевтов   в   России.   В   нашем   обществе   арттерапия используется в чистом виде очень редко, только элементы в групповой и индивидуальной работе как со взрослыми, так и с детьми. Арттерапия             Активная                                                          Пассивная (Активное создание собственных                                (Клиент – пассивный созерцатель: произведений (написание стихов,                                 просмотр спектаклей, кино,   участие в театрализованных группах                            музыкальных произведений на  и т.д. – переосмысление проблем.                                  соответствующую тему.) Основная цель – развитие  самовыражения через искусство). Виды арттерапии:      Ландшафттерапия (влияние пейзажа на эмоциональное состояние).  Терапия увлечения спортом.  Терапия творчеством: музыкотерапия, терапия резьбой по дереву  Терапия литературным творчеством :библиотерапия, поэтотерапия.  Синтетическая терапия (воздействие на психику вкусом, цветом, запахом.  Например, специфически окрашенные стены, специальный запах и т.д.                     Необходимое состояние клиента.  Автобиографическая терапия (рассказ кому­либо о том, что гнетет)  Игротерапия            Куклотерапия                              Сказкотерапия                                 Данстерапия                                   У детей изодеятельность – активная арттерапия. Изодеятельность, рисунок – это естественная для ребенка форма выражения отношения к окружающей действительности. Некоторые   дети   больше   чувствуют   и   понимают,   чем   могут   сказать,   поэтому   они интуитивно   выбирают   рисунок   перед   другими   способами   выражения,   для  отработки своих эмоций и проблем.  Это своего рода невербальный способ коммуникации. А мы порою   ошибаемся,   требуя   от   ребенка   «правильных   линий»,   «правильного»   цвета,   тем самым, ограничивая свободу самовыражения, свободу творчества. Программа С.В.Капрановой   «Путешествие с волшебной кисточкой»Цели программы: а) коррекция вариантов задержки психического развития; б) коррекция неблагоприятных черт характера; в) формирование навыков взаимодействия; г) развитие самовыражения и самопознания через рисунок. Конечно, всех этих целей возможно достичь, используя программу целиком.  Это   психолог   должен   формировать   группу   детей,   (чаще   это   дети   с   нарушениями мелкой моторики, речи, неустойчивости внимания, проблемами в общении и поведении) и затем проводить регулярно занятия по темам, предложенным в этой программе.  Воспитателям рекомендуется проводить занятия с элементами арттерапии, которые помогут и научат ребенка  выражать свое эмоциональное состояние (как положительное, так   и   отрицательное),   снизить   тревожность   и   повысить   самооценку,   раскрепостить воображение и фантазию. а)   здесь   очень   важно   соблюдать   основной   принцип   –  безусловное   принятие   и одобрение созданного рисунка; самое главное – процесс. Рисование рассматривается не как процесс обучения, научения чему­либо, овладение какими­то навыками, а как:      проживание света, фактуры, размера. способ познания себя, своего творчества; способ коммуникации (невербальной); способ передачи информации; способ переключения (отход) от проблемы; б) Если вы решитесь провести такое занятие, то немного об организации: ­ Столы ставятся так, чтобы дети могли расположиться по кругу – это позволяет видеть работы других детей        способствует общению (столы покрываются целлофаном) ­ Кисти – большая и маленькая. ­ Краски, лучше гуашь – практичны, яркие и красивые, возможно один цвет перекрыть другим. ­ Спецодежда: старая папина рубашка, одетая задом наперед – это снижает беспокойство ребенка (страх быть наказанным, боязнь испачкаться). ­ Бумага – различного формата, цвета, формы, фактуры.  Следует   учитывать,   что   гиперактивным   детям   желательно   в   начале   предлагать большой формат бумаги. Постепенно формат необходимо уменьшать, что способствует повышению   концентрации   внимания,   развитию   усидчивости,   снижению   двигательной активности. Аутичным   (имеющим   трудности   в   общении,   с   повышенной   тревожностью), стеснительным,   неуверенным   детям   лучше   начинать   с   малого   формата   бумаги, постепенно увеличивая его до очень большого. Это позволит снизить его тревожность, избежать проблемы «белого листа»