Консультация для педагогов - Эмоциональная теория регуляции и развития психики

  • Лекции
  • docx
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Эмоциональная теория регуляции и развития психики, говорится о том, что дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.В консультации для педагогов - Эмоциональная теория регуляции и развития психики, говорится о том, что дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Иконка файла материала +Эмоциональная теория регуляции и развития психики.docx
Консультация для педагогов. Эмоциональная теория регуляции и развития психики Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они   имеют   непреходящее   значение.   В   этот   период   развитие   идет   как   никогда   бурно   и стремительно.   Из   совершенно   беспомощного,   ничего   не   умеющего   существа   младенец превращается   в   относительно   самостоятельную,   активную   личность.   Получают   определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя   оценивать.   Образуется   соподчинение   мотивов:   возможность   подчинить   свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять   своим   поведением   и   деятельностью,   предвидеть   ее   результат   и   контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Дошкольник   учится   понимать   не   только   свои   чувства,   но   и   переживания   других людей.   Он   начинает   различать   эмоциональные   состояния   по   их   внешнему   проявлению, через   мимику   и   пантомимику.   Ребенок   может   сопереживать,   сочувствовать   литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно­ролевой игре различные эмоциональные состояния. Как   развивается   эмоциональная   сфера   дошкольника?   Как   зависят   эмоциональные проявления   от   возраста?   Как   происходит   понимание   эмоциональных   состояний   взрослых   и сверстников, в чем они проявляются? Как помочь, если проблема, с которой столкнулся ребенок, трудна для его восприятия  и выхода из нее он не видит? Как провести диагностику и затем коррекцию страхов ребенка? Его тревожности? Какой совет дать маме , которая хочет подготовить своего ребенка к длительной разлуке с ней? У меня появилось очень много вопросов и найденными ответами на них я хочу поделиться.          Эмоции (от лат.emover­ возбуждать, волновать) – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимо действующих на индивида явлений и ситуации для осуществления его жизнедеятельности. (по определению О.А.Ореховой).          Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и в побуждении определенной деятельности по отношению к этим объектам.      Эмоция – это особый механизм отражения индивидом объективной реальности. И можно сказать,   что   ощущения   и   эмоции   –   два   различных   уровня   (   а   также   механизма)   оценки объективной реальности. Ощущение –элементарный уровень, в значительной степени имеющий «телесный характер», эмоции – более сложный, который соотносится с понятием «психическое» По   мнению   Колесова   Д.В.   ощущение   –   это   отражение   в   психике   «телесного»,   а   эмоции   – отражение «духовного».Ощущения непосредственно отражают объективную реальность и жестко привязаны к моменту анализатора со средой. Эмоция же имеет субъективный характер и можетвозникать не только в момент взаимодействия, но и позже, а в ряде случае и опережать его на основании прежнего опыта. Можно   предположить,   что   существует   гедонический   тон   и   ощущений   и   эмоций,   где гедоническое   начало   (приятное   или   неприятное   выступает   как   конкретный   механизм, определяющий дальнейшее поведение человека. Авдеев В.В. писал, что в эволюционном плане эмоции   могли возникнуть не иначе, как путем ассоциаций гедонического начала ощущений с механизмами памяти и мышления.   Поэтому   из   всех   функций,   которые   эмоция   выполняет   в   психической   деятельности человека (сигнальная ,оценочная, побудительная), особую роль играет оценочная. Уже в первые часы рождения у ребенка проявляются базисные (наследственные) эмоции обиды и гнева, к концу второго месяца – радости и страха, к концу первого года – удивления и возмущения. Считается, что этого достаточно для формирования в дальнейшем развитой эмоциональной системы.   Новые   эмоции   развиваются   за   счет   индивидуального   переноса   оценочной   функции эмоций на новые жизненные ситуации. Первый опыт «окрашивания» внешнего мира, в основе которого лежит оценочная функция эмоций,   ребенок   во   многом   заимствует   у   родителей,   значимых   взрослых.   На   их   основе, присоединяя   к   ним   собственные   ощущения   и   базисные   эмоции,   он   строит   свою   собственную систему аффективных оценок – отношений.  Основополагающим принципом регуляции психических процессов является положение Л .С. Выготского о связи между интеллектом и аффектом. А.Н. Леонтьев рассматривал мышление как деятельность,   непосредственно   выражающую   ее пристрастность, то есть эмоции становятся « умными», а интеллектуальные процессы обретают эмоционально­образный характер, становятся смысловыми.   имеющую   аффективную   регуляцию, Высшие   эмоции   связаны   с   функциями   и   результатами   высокоразвитого   мышления   (с воображением,   нравственными   и   этическими   представлениями)   и   с   проявлением   иной   – социально­регулятивной   функции   эмоций.   Социально­регулятивная   функция   эмоций   лежит   в основе   воспитания.   Оно   не   способно   наделить   человека   какими­либо   новыми   ощущениями, помимо тех, которыми одарила его природа, хотя возможно их совершенствование. У человека в условиях общества появилась социальная целесообразность. Она определяет не только   характер   и   вариации   внешнего   выражения   переживаний   человека,   что   само   по   себе становится достоянием культуры, но и произвольность или умение индивида контролировать свои переживания. Именно общество диктует человеку нормы,   поведения и требует скрывать свои страхи, радости и т.д. Таким образом, эмоция социализируется, однако с развитием высших форм сознания и высших человеческих потребностей социальная целесообразность формирует и новые эмоции – сложные человеческие чувства. Справедливость, долг, честь, творческое вдохновение, патриотизм, чувство прекрасного, сочувствие – невозможны в мире животных. Они свойственны только человеку и, возможно, не всякому человеку. Теперь я скажу немного о чувствах. Границу между одним и другим провести не всегда просто.   В   терминах   психологии   и   педагогики   развитие   и   проявление   сложных   человеческих чувств зависит от условий воспитания, деятельности, идеологии. В терминах физиологии высшей нервной деятельности их различие можно определить степенью участия корковых и особенно второсигнальных процессов. Многие чувства настолько спаяны с умственной деятельностью, что не существуют вне  нее. А.Н.Лук   приводит   классификацию   высших   социальных   чувств,   отражающих   социальные потребности,   в   сравнении   с   низшими   эмоциями.   Так   как   эти   потребности   подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития, то и чувства не одинаковы у людей, воспитанных в различных социальных группах и условиях. Классификация эмоций и чувств по А.Н.Луку                                             Высшие эмоцииСоциальные чувства Эстетические чувства Справедливость, честь, долг, ответственность,  патриотизм, солидарность,  творческое вдохновение Чувства: прекрасного,  возвышенного, трагического, комического Чувства,   связанные   с понятием собственности Чувство собственности  (обладния),чувство лишения, стяжательство, бескорыстия                                          Эмоции промежуточного этажа Отрицательные Положительные Злорадство Сострадание                                                  Низшие эмоции Голод, жажда Боль Нейтральные Удивление Усталость Подобное разделение чувств – дань физиологическому признаку, а не тому, насколько они благородны или низменны. Приятные чувства сопровождаются возбуждением преимущественно парасимпатического   отдела   вегетативной   нервной   системы,   а   неприятные   –   преимущественно симпатического ее отдела. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь