В консультации для педагогов - Эмоциональная теория регуляции и развития психики, говорится о том, что дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.В консультации для педагогов - Эмоциональная теория регуляции и развития психики, говорится о том, что дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Консультация для педагогов.
Эмоциональная теория регуляции и развития психики
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но
они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и
стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец
превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное
развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего
роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является
формирование основ личности.
Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно
себя оценивать.
Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои
непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах
управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать
выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций,
формируются высшие чувства.
Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же
быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более
рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы
морали и соотносит с ними свои поступки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с
взрослыми и сверстниками.
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других
людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению,
через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному
герою, разыгрывать, передавать в сюжетноролевой игре различные эмоциональные состояния.
Как развивается эмоциональная сфера дошкольника? Как зависят эмоциональные
проявления от возраста? Как происходит понимание эмоциональных состояний взрослых и
сверстников, в чем они проявляются? Как помочь, если проблема, с которой столкнулся ребенок,
трудна для его восприятия и выхода из нее он не видит?
Как провести диагностику и затем коррекцию страхов ребенка? Его тревожности? Какой
совет дать маме , которая хочет подготовить
своего ребенка к длительной разлуке с ней? У меня появилось очень много вопросов и
найденными ответами на них я хочу поделиться.
Эмоции (от лат.emover возбуждать, волновать) – это особый класс психических
процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих
в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимо
действующих на индивида явлений и ситуации для осуществления его жизнедеятельности.
(по определению О.А.Ореховой).
Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в
образе окружающей среды личностно значимых элементов и в побуждении определенной
деятельности по отношению к этим объектам.
Эмоция – это особый механизм отражения индивидом объективной реальности. И можно
сказать, что ощущения и эмоции – два различных уровня ( а также механизма) оценки
объективной реальности. Ощущение –элементарный уровень, в значительной степени имеющий
«телесный характер», эмоции – более сложный, который соотносится с понятием «психическое»
По мнению Колесова Д.В. ощущение – это отражение в психике «телесного», а эмоции –
отражение «духовного».Ощущения непосредственно отражают объективную реальность и жестко
привязаны к моменту анализатора со средой. Эмоция же имеет субъективный характер и можетвозникать не только в момент взаимодействия, но и позже, а в ряде случае и опережать его на
основании прежнего опыта.
Можно предположить, что существует гедонический тон и ощущений и эмоций, где
гедоническое начало (приятное или неприятное выступает как конкретный механизм,
определяющий дальнейшее поведение человека. Авдеев В.В. писал, что в эволюционном плане
эмоции могли возникнуть не иначе, как путем ассоциаций гедонического начала ощущений с
механизмами памяти и мышления.
Поэтому из всех функций, которые эмоция выполняет в психической деятельности
человека (сигнальная ,оценочная, побудительная), особую роль играет оценочная.
Уже в первые часы рождения у ребенка проявляются базисные (наследственные) эмоции
обиды и гнева, к концу второго месяца – радости и страха, к концу первого года – удивления и
возмущения.
Считается, что этого достаточно для формирования в дальнейшем развитой эмоциональной
системы. Новые эмоции развиваются за счет индивидуального переноса оценочной функции
эмоций на новые жизненные ситуации.
Первый опыт «окрашивания» внешнего мира, в основе которого лежит оценочная функция
эмоций, ребенок во многом заимствует у родителей, значимых взрослых. На их основе,
присоединяя к ним собственные ощущения и базисные эмоции, он строит свою собственную
систему аффективных оценок – отношений.
Основополагающим принципом регуляции психических процессов является положение Л .С.
Выготского о связи между интеллектом и аффектом. А.Н. Леонтьев рассматривал мышление как
деятельность,
непосредственно выражающую ее
пристрастность, то есть эмоции становятся « умными», а интеллектуальные процессы обретают
эмоциональнообразный характер, становятся смысловыми.
имеющую аффективную регуляцию,
Высшие эмоции связаны с функциями и результатами высокоразвитого мышления (с
воображением, нравственными и этическими представлениями) и с проявлением иной –
социальнорегулятивной функции эмоций. Социальнорегулятивная функция эмоций лежит в
основе воспитания. Оно не способно наделить человека какимилибо новыми ощущениями,
помимо тех, которыми одарила его природа, хотя возможно их совершенствование.
У человека в условиях общества появилась социальная целесообразность. Она определяет не
только характер и вариации внешнего выражения переживаний человека, что само по себе
становится достоянием культуры, но и произвольность или умение индивида контролировать свои
переживания. Именно общество диктует человеку нормы, поведения и требует скрывать свои
страхи, радости и т.д. Таким образом, эмоция социализируется, однако с развитием высших форм
сознания и высших человеческих потребностей социальная целесообразность формирует и новые
эмоции – сложные человеческие чувства. Справедливость, долг, честь, творческое вдохновение,
патриотизм, чувство прекрасного, сочувствие – невозможны в мире животных. Они свойственны
только человеку и, возможно, не всякому человеку.
Теперь я скажу немного о чувствах. Границу между одним и другим провести не всегда
просто. В терминах психологии и педагогики развитие и проявление сложных человеческих
чувств зависит от условий воспитания, деятельности, идеологии. В терминах физиологии высшей
нервной деятельности их различие можно определить степенью участия корковых и особенно
второсигнальных процессов. Многие чувства настолько спаяны с умственной деятельностью, что
не существуют вне нее.
А.Н.Лук приводит классификацию высших социальных чувств, отражающих социальные
потребности, в сравнении с низшими эмоциями. Так как эти потребности подвержены
сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития, то и чувства не одинаковы у
людей, воспитанных в различных социальных группах и условиях.
Классификация эмоций и чувств по А.Н.Луку
Высшие эмоцииСоциальные чувства
Эстетические чувства
Справедливость, честь, долг,
ответственность,
патриотизм, солидарность,
творческое вдохновение
Чувства: прекрасного,
возвышенного, трагического,
комического
Чувства, связанные с
понятием собственности
Чувство собственности
(обладния),чувство лишения,
стяжательство, бескорыстия
Эмоции промежуточного этажа
Отрицательные
Положительные
Злорадство
Сострадание
Низшие эмоции
Голод, жажда
Боль
Нейтральные
Удивление
Усталость
Подобное разделение чувств – дань физиологическому признаку, а не тому, насколько они
благородны или низменны. Приятные чувства сопровождаются возбуждением преимущественно
парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а неприятные – преимущественно
симпатического ее отдела.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь