Консультация для педагогов - «Формирование навыков адекватного общения детей с окружающим миром».

  • Лекции
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - «Формирование навыков адекватного общения детей с окружающим миром», говорится о том, что у ребёнка рано появляется потребность в общении с окружающими людьми. Ребёнок, лишённый потребности в общении, остаётся погруженным в полудремотное состояние, он проявляет беспокойство лишь по причине простого дискомфорта: когда голоден, замёрз или испачкал пелёнки. Его не интересуют ни люди, ни игрушки. Такое бывает в результате «дефицита общения». В результате общения с близкими родственниками начинает формироваться личность. Очень важно для развития будущей личности ребёнка, чтобы в семье было уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие.В консультации для педагогов - «Формирование навыков адекватного общения детей с окружающим миром», говорится о том, что у ребёнка рано появляется потребность в общении с окружающими людьми. Ребёнок, лишённый потребности в общении, остаётся погруженным в полудремотное состояние, он проявляет беспокойство лишь по причине простого дискомфорта: когда голоден, замёрз или испачкал пелёнки. Его не интересуют ни люди, ни игрушки. Такое бывает в результате «дефицита общения». В результате общения с близкими родственниками начинает формироваться личность. Очень важно для развития будущей личности ребёнка, чтобы в семье было уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие.
Иконка файла материала 43.1. - формирование навыков адекватного общения детей с окружающим миром..doc
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я                 ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ                                       «Формирование навыков адекватного      общения детей с окружающим миром».               Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М. Бондарь.г. Волгодонск     2Едва   появившись   на   свет,   человек   вступает   в   разнообразные   отношения   с окружающим   миром   вещей   и   людей.   Вне   общения   не   может   формироваться психика человека. Не научится ребёнок воспринимать и осознавать окружающую действительность,   если   не   приобретёт   опыт   общения   в   совместной   и индивидуальной деятельности.  У ребёнка рано появляется потребность в общении с окружающими людьми. Ребёнок,   лишённый   потребности   в   общении,   остаётся   погруженным   в полудремотное состояние, он проявляет беспокойство лишь по причине простого дискомфорта: когда голоден, замёрз или испачкал пелёнки. Его не интересуют ни люди, ни игрушки. Такое бывает в результате «дефицита общения». В результате общения с близкими родственниками начинает формироваться личность. Очень важно для развития будущей личности ребёнка, чтобы в семье было   уважение,   взаимопонимание,   сопереживание,   взаимопомощь,   поддержка   и доверие. Этому   способствует   демократический   тип   отношения.   Авторитарный   тип отношений утверждает диктат в семье, отчуждённость, враждебность, страх, что может стать причиной невроза у детей, развить негативные черты характера: ложь, лицемерие, зависть и др. Между   поведением   родителей   и   поведением   детей   прослеживается определённая зависимость: лад да любовь в семье порождает в ребёнке чувство безопасности   и   способствует   гармоничному   развитию   личности,   а   излишняя требовательность,   чрезмерная   опека   ведут   к   агрессивности   и   эмоциональному недоразвитию. Родителями создаётся определённая атмосфера общения в семье, где с первых дней   рождения   ребёнка   происходит   развитие   личности   малыша.   контакты   со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребёнка. В процессе общения ребёнок получает необходимую разнообразную информацию. Ребёнок   овладевает   социальным   опытом   через   эмоциональное   общение   со взрослыми,   через   предметы   окружающего   мира,   через   игрушки,   речь   и   др. самостоятельно постичь суть окружающего мира ребёнку невозможно. С помощью взрослого совершаются первые шаги в развитии личности ребёнка. Помимо доброжелательного влияния взрослого, малышу важно практическое сотрудничество с ним. Ранний возраст называют «периодом активного интереса», постепенно   меняется   отношение   ребёнка   к   окружающему   миру,   он   начинает подражать, проявляет ненасытную потребность манипуляции предметами. К   трём   годам   у   ребёнка   возникает   потребность   к   самостоятельности.   Его познавательная деятельность обращается не только на внешний мир, но и на самого себя, он выделяет себя среди других. Это находит своё выражение в словах «Я сам».   Развивается   самосознание   ребёнка,   что   имеет   важное   значение   для формирования личности, появлению самооценки и связанного с ней стремления соответствовать требованиям взрослых. В этот период очень важна оценка ребёнка взрослым, и, конечно, это должна быть только положительная оценка. 3Ребёнок с 3­х лет стремится к общению с другими детьми. Общение взрослого и ребёнка во многом предопределяет общение со сверстниками. Опыт общения со взрослыми реализуется в общении между детьми. Эмоционально­практическое общение со сверстниками способствует развитию таких   качеств,   как   инициатива,   свобода   /независимость/,   позволяет   ребёнку увидеть   свои   возможности,   помогает   дальнейшему   становлению   самосознания, развитию эмоций. В период с 3 до 5 лет у ребёнка наблюдается уже новая форма общения со взрослыми,   которая   характеризуется   сотрудничеством   ребёнка   и   взрослого   в познавательной   деятельности.   Это   период   «почемучек»,   дети   необычайно любознательны, испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к отношению взрослого. Ребёнок неуверен, боится, что над ним будут смеяться. Поэтому очень важно серьёзное отношение взрослых к вопросам детей. Отчуждённое   отношение   взрослого   к   ребёнку   значительно   снижает   его социальную активность: ребёнок может замыкаться в себе, становится скованным, неуверенным,   готовым   расплакаться   по   любому   поводу   или   наоборот   стать агрессивным.   Он   стремится   утвердиться   в   своих   лучших   качествах. Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребёнку легче вступить в контакт с окружающими детьми и взрослыми. Отставание в развитии общения со сверстниками   очень   сильно   влияет   на   развитие   личности   ребёнка.  Дети   тяжело переживают   свою   отверженность,   у   них   возникает   пассивность,   замкнутость, враждебность. Взрослый должен своевременно увидеть проблему ребёнка, чтобы помочь ему предотвратить задержку в общении. В конце дошкольного возраста с 5­7 лет у детей наблюдается новая форма общения со взрослыми – личностная. Беседы ребёнка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со взрослым. Благодаря взрослому усваиваются нравственные законы, ребёнок оценивает своим поступки   и   поступки   окружающих   людей.   родители   выступают   для   него   как образец   поведения.   Ребёнок   очень   чутко   воспринимает   замечания   и   указания взрослого,   что   является   благоприятным   условием   для   воспитания,   обучения   и подготовки детей к школе. Ребёнок   к   6­7   годам   начинает   переживать   себя   в   качестве   социального индивида   и   у   него   возникает   потребность   в   новой   жизненной   позиции   и   в общественно   значимой   деятельности,   появляется   потребность   занять   новое, значимое для мира взрослых «место в жизни». Это уже не дошкольник, а будущий школьник.   К   нему   нужно   относиться   как   к   взрослому,   давать   больше самостоятельности, развивать ответственность по выполнению ряда обязанностей. В   старшем   дошкольном   возрасте   общение   со   сверстниками   имеет   деловую форму, основное стремление у некоторых детей – жажда сотрудничества, которая возникает   в   играх   с   правилами.   Эта   форма   общении   я   способствует   развитию осознания   своих   обязанностей,   поступков,   развитию   произвольного   волевого 4поведения.   Это   является   необходимым   условием   для   последующей   учебной   и трудовой деятельности. К 6­7 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности – к учебной. Психологическая   готовность   ребёнка   к   школе   –   это   сумма   всех   его достижений   за   предшествующие   периоды   психического   созревания.   Одним   из показателей   психологической   готовности   к   школе   является   сформированность общения. Психологическая готовность к школе – это: 1. 2.   мотива, готовность   психических   процессов,   т.е.   определённый   уровень   их развития   /словесно­логическое   мышление,   произвольное   внимание, память, речь/. эмоционально­   мотивационная   готовность   /наличие   познавательного   потребности   в   общественно­оцениваемой интереса, деятельности,   отсутствие импульсивности/. наличие произвольности, волевого поведения. сформированность общения. 3. 4. Сформированность общения является очень важным показателем, т.к. именно этот   показатель   представляет   собой   фактор   развития   других   показателей готовности детей к школьному обучению. эмоциональная   устойчивость,   5Литература: 1. 2. 3. Шипицына   Л.М.   Защиринская   О.В.   Азбука   общения.   –   «Детство»   ­ ПРЕСС. 1998. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: ТОО «ИнтелТех», 1995. Журнал «Д.в.» №5 – 1980. 6