В консультации для педагогов - «Формирование навыков адекватного общения детей с окружающим миром», говорится о том, что у ребёнка рано появляется потребность в общении с окружающими людьми. Ребёнок, лишённый потребности в общении, остаётся погруженным в полудремотное состояние, он проявляет беспокойство лишь по причине простого дискомфорта: когда голоден, замёрз или испачкал пелёнки. Его не интересуют ни люди, ни игрушки. Такое бывает в результате «дефицита общения». В результате общения с близкими родственниками начинает формироваться личность. Очень важно для развития будущей личности ребёнка, чтобы в семье было уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие.В консультации для педагогов - «Формирование навыков адекватного общения детей с окружающим миром», говорится о том, что у ребёнка рано появляется потребность в общении с окружающими людьми. Ребёнок, лишённый потребности в общении, остаётся погруженным в полудремотное состояние, он проявляет беспокойство лишь по причине простого дискомфорта: когда голоден, замёрз или испачкал пелёнки. Его не интересуют ни люди, ни игрушки. Такое бывает в результате «дефицита общения». В результате общения с близкими родственниками начинает формироваться личность. Очень важно для развития будущей личности ребёнка, чтобы в семье было уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие.
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Формирование навыков адекватного
общения детей с окружающим миром».
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М. Бондарь.г. Волгодонск
2Едва появившись на свет, человек вступает в разнообразные отношения с
окружающим миром вещей и людей. Вне общения не может формироваться
психика человека. Не научится ребёнок воспринимать и осознавать окружающую
действительность, если не приобретёт опыт общения в совместной и
индивидуальной деятельности.
У ребёнка рано появляется потребность в общении с окружающими людьми.
Ребёнок, лишённый потребности в общении, остаётся погруженным в
полудремотное состояние, он проявляет беспокойство лишь по причине простого
дискомфорта: когда голоден, замёрз или испачкал пелёнки. Его не интересуют ни
люди, ни игрушки. Такое бывает в результате «дефицита общения».
В результате общения с близкими родственниками начинает формироваться
личность. Очень важно для развития будущей личности ребёнка, чтобы в семье
было уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и
доверие.
Этому способствует демократический тип отношения. Авторитарный тип
отношений утверждает диктат в семье, отчуждённость, враждебность, страх, что
может стать причиной невроза у детей, развить негативные черты характера: ложь,
лицемерие, зависть и др.
Между поведением родителей и поведением детей прослеживается
определённая зависимость: лад да любовь в семье порождает в ребёнке чувство
безопасности и способствует гармоничному развитию личности, а излишняя
требовательность, чрезмерная опека ведут к агрессивности и эмоциональному
недоразвитию.
Родителями создаётся определённая атмосфера общения в семье, где с первых
дней рождения ребёнка происходит развитие личности малыша. контакты со
взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребёнка.
В процессе общения ребёнок получает необходимую разнообразную информацию.
Ребёнок овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со
взрослыми, через предметы окружающего мира, через игрушки, речь и др.
самостоятельно постичь суть окружающего мира ребёнку невозможно. С помощью
взрослого совершаются первые шаги в развитии личности ребёнка.
Помимо доброжелательного влияния взрослого, малышу важно практическое
сотрудничество с ним. Ранний возраст называют «периодом активного интереса»,
постепенно меняется отношение ребёнка к окружающему миру, он начинает
подражать, проявляет ненасытную потребность манипуляции предметами.
К трём годам у ребёнка возникает потребность к самостоятельности. Его
познавательная деятельность обращается не только на внешний мир, но и на самого
себя, он выделяет себя среди других. Это находит своё выражение в словах «Я
сам». Развивается самосознание ребёнка, что имеет важное значение для
формирования личности, появлению самооценки и связанного с ней стремления
соответствовать требованиям взрослых. В этот период очень важна оценка ребёнка
взрослым, и, конечно, это должна быть только положительная оценка.
3Ребёнок с 3х лет стремится к общению с другими детьми. Общение взрослого
и ребёнка во многом предопределяет общение со сверстниками. Опыт общения со
взрослыми реализуется в общении между детьми.
Эмоциональнопрактическое общение со сверстниками способствует развитию
таких качеств, как инициатива, свобода /независимость/, позволяет ребёнку
увидеть свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосознания,
развитию эмоций.
В период с 3 до 5 лет у ребёнка наблюдается уже новая форма общения со
взрослыми, которая характеризуется сотрудничеством ребёнка и взрослого в
познавательной деятельности. Это период «почемучек», дети необычайно
любознательны, испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют
повышенную чувствительность к отношению взрослого. Ребёнок неуверен, боится,
что над ним будут смеяться. Поэтому очень важно серьёзное отношение взрослых к
вопросам детей.
Отчуждённое отношение взрослого к ребёнку значительно снижает его
социальную активность: ребёнок может замыкаться в себе, становится скованным,
неуверенным, готовым расплакаться по любому поводу или наоборот стать
агрессивным. Он стремится утвердиться в своих лучших качествах.
Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребёнку легче вступить
в контакт с окружающими детьми и взрослыми. Отставание в развитии общения со
сверстниками очень сильно влияет на развитие личности ребёнка. Дети тяжело
переживают свою отверженность, у них возникает пассивность, замкнутость,
враждебность. Взрослый должен своевременно увидеть проблему ребёнка, чтобы
помочь ему предотвратить задержку в общении.
В конце дошкольного возраста с 57 лет у детей наблюдается новая форма
общения со взрослыми – личностная. Беседы ребёнка и взрослого сосредоточены на
взрослом мире, он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со взрослым.
Благодаря взрослому усваиваются нравственные законы, ребёнок оценивает своим
поступки и поступки окружающих людей. родители выступают для него как
образец поведения. Ребёнок очень чутко воспринимает замечания и указания
взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и
подготовки детей к школе.
Ребёнок к 67 годам начинает переживать себя в качестве социального
индивида и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в
общественно значимой деятельности, появляется потребность занять новое,
значимое для мира взрослых «место в жизни». Это уже не дошкольник, а будущий
школьник. К нему нужно относиться как к взрослому, давать больше
самостоятельности, развивать ответственность по выполнению ряда обязанностей.
В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет деловую
форму, основное стремление у некоторых детей – жажда сотрудничества, которая
возникает в играх с правилами. Эта форма общении я способствует развитию
осознания своих обязанностей, поступков, развитию произвольного волевого
4поведения. Это является необходимым условием для последующей учебной и
трудовой деятельности.
К 67 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности – к
учебной.
Психологическая готовность ребёнка к школе – это сумма всех его
достижений за предшествующие периоды психического созревания. Одним из
показателей психологической готовности к школе является сформированность
общения.
Психологическая готовность к школе – это:
1.
2.
мотива,
готовность психических процессов, т.е. определённый уровень их
развития /словеснологическое мышление, произвольное внимание,
память, речь/.
эмоционально мотивационная готовность /наличие познавательного
потребности в общественнооцениваемой
интереса,
деятельности,
отсутствие
импульсивности/.
наличие произвольности, волевого поведения.
сформированность общения.
3.
4.
Сформированность общения является очень важным показателем, т.к. именно
этот показатель представляет собой фактор развития других показателей
готовности детей к школьному обучению.
эмоциональная
устойчивость,
5Литература:
1.
2.
3.
Шипицына Л.М. Защиринская О.В. Азбука общения. – «Детство»
ПРЕСС. 1998.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: ТОО «ИнтелТех», 1995.
Журнал «Д.в.» №5 – 1980.
6