Консультация для педагогов - «Гиперактивный ребёнок».

  • Лекции
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - «Гиперактивный ребёнок», говорится о том, что первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни и т.д. Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет он окружающим. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому что его физиологические возможности не позволяют ему делать это. Такому ребёнку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ёрзать, не разговаривать. Постоянные оклики, замечания, угрозы, наказания, не улучшает его поведение, а порой даже становится источником новых конфликтов.В консультации для педагогов - «Гиперактивный ребёнок», говорится о том, что первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни и т.д. Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет он окружающим. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому что его физиологические возможности не позволяют ему делать это. Такому ребёнку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ёрзать, не разговаривать. Постоянные оклики, замечания, угрозы, наказания, не улучшает его поведение, а порой даже становится источником новых конфликтов.
Иконка файла материала 102 - гиперактивный ребёнок.doc
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я                 ДЛЯ   ПЕДАГОГОВ           « Гиперактивный ребёнок».     Материал подготовлен педагогом­психологом ­ Е.М.БондарьВолгодонск 2ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК. «Гиперактивный» (от греч. слова – над, сверху) – составная часть сложных слов,  указывающая на превышение нормы.  К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность,  откликаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту,  развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и  гиперактивностью. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще  встречаются у мальчиков, чем у девочек.  Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это  могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного  мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые  месяцы жизни и т.д. Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и  неприятностей доставляет он окружающим. Нельзя забывать, что в первую очередь  страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не  потому, что не хочет, а потому что его физиологические возможности не позволяют ему  делать это. Такому ребёнку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ёрзать, не  разговаривать. Постоянные оклики, замечания, угрозы, наказания, не улучшает его  поведение, а порой даже становится источником новых конфликтов. Добиваться того,  чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым,  ещё не удавалось никому. А научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне  посильная задача. Портрет гиперактивного ребёнка: гиперактивные дети очень подвижны,  вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Они часто задевают и роняют различные  предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются,  но о своих обидах быстро забывают. Такому ребёнку трудно концентрировать своё  внимание, он легко откликается, задаёт часто множество вопросов, но редко дожидается  ответов.  При дефиците активного внимания ребёнок: 1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.  2. Не слушает, когда к нему обращаются. 3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает  его. 4. Испытывает трудности в организации. 5. Часто теряет вещи. Проявляется  двигательная  расторможенность: 1. Постоянно ёрзает. 2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле,  бегает, забирается куда­либо). 3. Спит на много меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.  4. Очень говорлив. Проявляется импульсивность: 1. Начинает отвечать, недослушав вопроса. 2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. 3. Плохо сосредотачивает внимание.Гиперактивный ребёнок физически! Не может длительное время внимательно  слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Если у ребёнка высока потребность в двигательной активности,  нет смысла  подавлять её. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемым  способом: заниматься спортом, танцами. Воспитатели должны помнить, что  гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале  занятия, а не в конце.  Гиперактивный ребёнок работает менее 10 минут продуктивно, и  не желательно заставлять его продолжать занятия дальше. Пользы это не принесёт.  Гиперактивные дети зачастую испытывают трудности в проговаривании сложных слов и  скороговорок. Когда ребёнок начинает отвлекаться,  педагог может положить руку на плечо и это  прикосновение сработает как сигнал, помогающий «включить» внимание ребёнка. С гиперактивным ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно. Гиперактивный  ребенок очень чувствителен и восприимчив, и он может быстро присоединиться к вашему  настроению. Часто эти дети обладают неординарными способностями в разных областях,  они сообразительны и быстро «схватывают» информацию. Гиперактивному ребёнку  делают огромное количество замечаний и дома и в детском саду, в связи с этим страдает  его самооценка. Поэтому надо чаще хвалить ребёнка за успехи и достижения, даже самые  незначительные. В силу своей импульсивности гиперактивному ребёнку трудно по первому  требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда,  лучше за несколько минут, до начала новой деятельности предупредить его об этом.  Многие считают, что эти дети никогда не устают. Но они глубоко ошибаются. Такие дети  очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию  гиперактивности, от которой страдают и они сами и окружающие. Соблюдение четкого  режима дня – одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с  гиперактивным ребёнком. Портрет гиперактивного ребёнка.  Повышенная двигательная активность.  Невнимательность.  Импульсивность.  Вспыльчивость.  Раздражительность.  Безответственность.  Обидчивы, но быстро забывают об обидах.  Легко откликаются.  Задают множество вопросов, но редко дожидаются ответов.  Непоследовательны.  Не слушают, когда к ним обращаются.  С желанием берутся за задание, но так и не заканчивают его.  Рассеянны, часто теряют вещи.  Не могут долго сидеть спокойно, постоянно ёрзаются.  Спят мало. 4 Очень говорливы.  Очень чувствительны и восприимчивы.  Быстро схватывают информацию. 51.   Каждый   ребёнок   –   индивидуальность.   Надо   развивать   его   творческий   и интеллектуальный потенциал, способности, любознательность. А что же такое индивидуальность? Как её развивать? И как можно понять каждого ребёнка, если в группе детского сада их 20? Современная наука не придумала ничего нового и необычного. Она советует нам, взрослым, чаще вставать на позицию ребёнка, попытаться его глазами увидеть окружающее.   Открыв   для   себя   внутренний   мир   малыша,   оценив   его   новые, неведомые нам раньше замечательные качества, мы сможем по­новому взглянуть на него, научимся понимать его, на первый взгляд бессмысленные поступки. Несмотря   на   то,   что   Саша   или   Серёжа   разбил   окно,   пролил   молоко   или привязал к столу соседского кота. Несмотря на то, что его поведение никогда не объяснить   с   помощью   нашей,   взрослой   логике.   Только   приняв   точку   зрения ребёнка, мы, наконец, поймём, зачем он это сделал. А, разобравшись, может быть, станет   воспринимать   его   поступки   не   как   баловство   и   непослушание,   а   как попытки узнать мир, привлечь наше внимание, порадовать нас. Все   дети   разные.   В   последнее   время   всё   чаще   приходится   слышать   о дифференцированном   и   индивидуализированном   подходе   к   воспитанию   и обучению   детей.   Конечно,   есть   такие   дети,   общаться   с   которыми   –   одно удовольствие: им всё интересно, у них всё получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребёнок подходит под эту категорию, и педагогу часто   приходится   использовать   весь   свой   опыт,   изобретательность,   интуицию, чтобы   найти   подход   к   этим   детям.   Причём   каждый   педагог   знает,   что   метод, помогающий в работе с Дашей и Сашей могут быть недостаточно убедительными для Пети и Кати и совершенно неприемлемыми для Коли и Оли. 2. «Гиперактивный» (от греч. слова – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы.  Авторы   психологического   словаря   относят   к   внешним   проявлениям гиперактивности невнимательность, откликаемость, импульсивность, повышенную двигательную   активность.   Часто   гиперактивности   сопутствуют   проблемы   во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом   уровень   интеллектуального   развития   у   детей   не   зависит   от   степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.    Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков чем у девочек.  Существуют различные мнения о  причинах  возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного   мозга,   родовые   травмы,   инфекционные   заболевания,   перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни и т.д. Как   правило,   в   основе   синдрома   гиперактивности   лежит   минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач ­ невропатолог после   проведения   специальной   диагностики.   При   необходимости   назначается медикаментозное лечение.  Однако   подход   к   лечению   гиперактивного   ребёнка   и   его   адаптации   в коллективе   должен   быть   комплексным.   Как   отмечает   специалист   по   работе   сгиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести».  неадекватное же поведение,   возникшее   в   детстве   способно   зафиксироваться   и   привычно воспроизводиться. Вот тут то, и приходит на помощь педагог, учитель, психолог, которые   работая   в   тесном   контакте   с   родителями,   могут   научить   ребёнка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Каждый   педагог,   работающий   с   гиперактивным   ребёнком,   знает,   сколько хлопот   и   неприятностей   доставляют   он   окружающим.   Однако   это   только   одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому   что   его   физиологические   возможности   не   позволяют   ему   делать   это. Такому   ребёнку   трудно   долгое   время   сидеть   неподвижно,   не   ёрзать,   не разговаривать. Постоянные оклики, замечания, угрозы, наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшает его поведение, а порой даже становится источником новых   конфликтов.   Кроме   того,   такие   формы   взаимодействия   могут способствовать   формированию   ребёнка   «отрицательных»   черт   характера.   В результате страдают все: и ребёнок, и взрослые, и дети, с которыми он общается. Добиваться   того,     чтобы   гиперактивный   ребёнок   стал   послушным   и покладистым, ещё не удавалось никому. А научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача. 3. По многочисленным наблюдениям можно нарисовать следующий  портрет гиперактивного   ребёнка:  гиперактивные   дети   очень   подвижны,   вспыльчивы, раздражительны   и   безответственны.   Они   часто   задевают   и   роняют   различные предметы,   толкают   сверстников,   создавая   конфликтные   ситуации.   Они   часто обижаются,   но   о   своих   обидах   быстро   забывают.   Такому   ребёнку   трудно концентрировать   своё  внимание,  он  легко   откликается,  задаёт   часто  множество вопросов, но редко дожидается ответов.  Американский   психолог   П.Бейкер   и   М.Алворд   предлагают   следующие критерии выявления гиперактивности у ребёнка. Дефицит активного внимания. 6. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.  7. Не слушает, когда к нему обращаются. 8. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает  его. 9. Испытывает трудности в организации. 10.Часто теряет вещи. 11.Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. Двигательная расторможенность. 5. Постоянно ёрзает. 6. Проявляет   признаки   беспокойства   (барабанит   пальцами,   двигается   в кресле, бегает, забирается куда­либо). 7. Спит на много меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.  8. Очень говорлив. Импульсивность. 74. Начинает отвечать, недослушав вопроса. 5. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается прерывает. 6. Плохо сосредотачивает внимание. 7. Не   может   дождаться   вознаграждения   (если   между   действием   и вознаграждением есть пауза). 8. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. 9. При выполнении заданий ведёт себя по­разному и показывает очень разные результаты. Если в возрасте до 7 лет проявляется хотя бы 6 перечисленных при знаков, педагог   может   предположить   (но,   не   поставить   диагноз!),   что   данный   ребёнок гиперактивен. 4.   Гиперактивный   ребёнок  физически!   Не   может   длительное   время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если   вы   хотите,   чтобы   он   был   внимательным,   выполняя   какое­либо   задание, постарайтесь не замечать, что он ёрзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок постарается какое­то время вести себя «хорошо», но   уже   не   сможет   сосредоточиться   на   задании.   В   другой   раз,   в   подходящей ситуации вы сможете тренировать новых усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя от него в этот момент активного внимания. Если у ребёнка высока потребность в двигательной активности,  нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемым способом: заниматься спортом, танцами. Воспитатели должны помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце.  Интересно, что ребёнок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактиности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка ребёнка должна соответствовать его возможностям. Например, если дети   в   группе   д/с   могут   заниматься   какой­либо   деятельностью   20   минут,   а гиперактивный   ребёнок   работает   менее   10   минут   продуктивно,   то   не   надо заставлять   его   продолжать   занятия   дальше.   Пользы   это   не   принесёт.   Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол. А если ребёнок будет в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться   к   нему.   Психологи   заметили:   чем   более   драматичен,   экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется  с проблемами гиперактивного ребёнка,   которого   влечёт   всё   неожиданное,   новое.   Необычность   поведения педагога меняет его внимание на нужный предмет.  Проходя   по   группе,   педагог   в   тот   момент,   когда   ребёнок   начинает отвлекаться,   может   положить   руку   на   плечо.   Это   прикосновение   работает   как сигнал,   помогающий   «включить»   внимание.   Взрослого   он   избавляет   от необходимости   делать   замечание   и   читать   бесполезные   нотации.   Система поощрений   и   наказаний   должна   быть   достаточно   гибкой,   но   обязательно последовательной.   И   тут   приходится   учитывать   особенности   гиперактивного ребёнка:   он   не   умеет   долго   ждать,   поэтому   и   поощрения   должны   носить 8моментальный   характер   и   повторяться   примерно   через   14­20   минут.   Один   из вариантов поощрения – выдача жетонов, которые в течение дня можно было бы обменять на награды.  Рекомендуется делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать   физминутки,   давать   короткие,   чёткие   и   конкретные   инструкции; заранее   договариваться   с   ребёнком   о   тех   или   иных   действиях;   предоставлять ребёнку возможность выбора.  5.   Подбирая   игры   (особенно   подвижные)   для   гиперактивных   детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться   групповым   правилам,   выслушивать   и   выполнять   инструкции (заострять   внимание   на   деталях),   быструю   утомляемость.   В   игре   им   трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребёнка к игре в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующими развитию внимания. Тренировку слабых функций также следует проводить поэтапно. На первых порах подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только   одной   функции.   Например,   игры,   направленные   на   развитие   только внимания   или   игры,   которые   учат   ребёнка   контролировать   свои   импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребёнку приобрести навыки контроля двигательной активности. Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно   подбирать   игры   на   тренировку   сразу   двух   функций.   Начинать   лучше   с индивидуальных   форм   работы,   чтобы   ребёнок   мог   чётко   усвоить   требование педагога, а затем вовлекать его в коллективные игры. При этом стараться увлечь ребёнка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитии е сразу двух слабых функций   (внимания   и   контроль   импульсивности,   внимания   и   контроля двигательной   активности   и   др.),   можно   переходить   к   более   сложным   формам работы по одновременной (в одной и той же  игре) отработке трёх функций. Вывод:  поскольку   гиперактивный   ребёнок   очень   импульсивен,   его неожиданные   действия,   которые   иногда   носят   даже   провокационный   характер. Могут   вызвать   слишком   эмоциональную   реакцию   взрослого.   В   любой   ситуации взрослому необходимо оставаться спокойным. Нужно помнить: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановить на   несколько   секунд   (например,   сосчитайте   до   10).   И   тогда   избежав   вины   за проявление   своей   слабости,   сможете   лучше   понять   ребёнка,   который   так нуждается в вашей  поддержке.                                                       План: 1. Введение. 92. Что такое  гиперактивность? 3. Портрет гиперактивного ребёнка. 4. Правила работы с гиперактивными детьми. 5. Как играть с гиперактивными детьми.  10