В консультации для педагогов и родителей - Бродяжничество, говорится о том, что Бродяжничество - одна из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода; социально-психологические проявления патохарактерологических и иных личностных расстройств, выражающиеся в периодически возникающей и часто компульсивной потребности в резкой смене социального окружения, в неспособности к полноценной интеграции в группах членства и к установлению партнерских отношений, в поведенческой ригидности, в отсутствии мотивации достижения, в отчетливо выраженной предрасположенности к асоциальной активностиВ консультации для педагогов и родителей - Бродяжничество, говорится о том, что Бродяжничество - одна из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода; социально-психологические проявления патохарактерологических и иных личностных расстройств, выражающиеся в периодически возникающей и часто компульсивной потребности в резкой смене социального окружения, в неспособности к полноценной интеграции в группах членства и к установлению партнерских отношений, в поведенческой ригидности, в отсутствии мотивации достижения, в отчетливо выраженной предрасположенности к асоциальной активности
БРОДЯЖНИЧЕСТВО
2)
Бродяжничество 1) одна из форм крайней социальной дезадаптации и
маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства,
работы и стабильного дохода;
социальнопсихологические проявления
патохарактерологических и иных личностных расстройств, выражающиеся в периодически
возникающей и часто компульсивной потребности в резкой смене социального окружения, в
неспособности к полноценной интеграции в группах членства и к установлению
партнерских отношений, в поведенческой ригидности, в отсутствии мотивации достижения,
в отчетливо выраженной предрасположенности к асоциальной активности и т. п. Проблема
бродяжничества рассматривается многими авторами, прежде всего применительно к
молодежной среде. При этом сам термин «бродяжничество» часто выступает как
рядоположенный с терминами «беспризорность» и «безнадзорность» и, более того в
неразрывной связке с последними (А. В. Глаголева). Подобный подход совершенно
оправдан при изучении социальных и социальнопедагогических аспектов данных явлений.
Однако, если говорить о специфической социальнопсихологической реальности, именно
«бродяжничество» выступает в данном случае родовым понятием. В этом смысле
беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы,
провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из
возможных его следствий. Совершенно не случайно бродяжничество является актуальной
проблемой и объектом социальнопсихологических исследований во многих странах
Западной Европы и в США, где в значительной степени отсутствуют или минимизированы
социальные и экономические причины беспризорности и безнадзорности, актуальные для
современной России.
По сути дела, речь идет о достаточно универсальном социальнопсихологическом
феномене, имеющем устойчивые и отчетливо выраженные признаки. Надо сказать, что еще в
конце XIX в. бродяжничество стали рассматривать как психологическую, точнее
психиатрическую проблему. Было введено даже специальное понятие «пориомания» —
«инстинкт бродяжничества» или «болезненное миграционное состояние», обозначавшее
особый вид патологии личности, этиологически связанной с эпилепсией (А. В. Глаголева).
Позднее психиатры и клинические психологи в качестве первопричины бродяжничества
называли психопатии различного генеза. Эти гипотезы, хотя и подвергались критике,
позднее получили подтверждение в многочисленных исследованиях, в частности, В. А.
Жмурова, В. В. Ковалева, М. В. Коркиной и др. В результате этих исследований список как
психических, так и иных расстройств, рассматриваемых в качестве первопричин
бродяжничества был существенно расширен. К ним, в том числе, были отнесены
шизофрения, невротические расстройства, задержки развития, ранние стадии различных
органических поражений и т. п.
При том, что бродяжничество безусловно может выступать как своеобразный
симптомокомплекс перечисленных патологий, практика показывает, что в целом ряде
случаев к нему склонны лица и в первую очередь подростки, не имеющие отчетливо
выраженных психических и иных патологий. Гораздо более универсальными причинами
бродяжничества являются совершенно определенные особенности психосоциального
развития личности, в частности, негативное разрешение базисных конфликтов четырех
первых стадий эпигенетического цикла и как следствие крайняя степень психосоциальной
спутанности, либо негативной идентичности.
1Так, разрешение первого базисного конфликта в пользу недоверия влечет за собой
временную спутанность или утрату временной перспективы в зрелом возрасте. Это
приводит к тому, что в субъективном восприятии индивида, «каждая отсрочка становится
обманом, каждое ожидание — переживанием бессилия, каждая надежда — опасностью,
каждый план — катастрофой, каждый возможный помощник — потенциальным
изменником»1. Отсюда — психологическое «цепляние» за прошлое, попытки проживать его
снова и снова, тем самым, как бы поворачивая время вспять, в сочетании со стремлением
«законсервировать» настоящее, чтобы избежать неисчислимых и неизбежных опасностей и
неприятностей, затаившихся в будущем. Другим проявлением утраты временной
перспективы является патологическая фиксация на будущем. Патологическая в том
смысле, что будущее выступает не как естественное продолжение настоящего момента в
рамках единого жизненного цикла, но как отдаленная абстрактная возможность, оторванная
от текущей реальности. К классическим примерам такого рода можно отнести буквально
догматическое восприятие религиозных учений, социальные и личностные утопии и т. п. Во
всех своих проявлениях временная спутанность влечет за собой бегство от реальности. Как
фиксация на прошлом в сочетании со стремлением «заморозить» настоящее, так и
фиксация на будущем, направлены в конечном счете на создание параллельных миров, в
которых индивид ищет убежища от опасностей и дискомфорта, не заслуживающего его
доверия реального мира. Вполне понятно, что такие индивиды совершенно не способны к
реальной близости и установлению не только подлинно партнерских, но и вообще сколько
нибудь стабильных межличностных отношений. Отметим, что в рамках психосоциального
подхода шизофрения и психозы этиологически связаны именно с ярко выраженным
негативным разрешением первого базисного конфликта развития.
Негативное развитие на второй психосоциальной стадии приводит, по мнению Э.
Эриксона, к формированию болезненного самоосознования как антитезы свободной воли и
уверенности в себе. Такое самоосознование направлено на фиксацию «противоречия между
самооценкой, образом “я” автономной личности и образом “самого себя” в глазах
окружающих»1.
Вполне очевидно, что самооценка индивида с генерализированным чувством стыда и
сомнения, как правило, «заморожена» на предельно низком уровне. И чем ниже этот
уровень, тем яростнее отвергается вообще любое, а не только критическое мнение о
собственной персоне со стороны социального окружения. Как отмечает Э. Эриксон,
«тотальное разрушение самооценки у наших пациентов резко контрастирует с
нарциссическим и снобистским презрением к мнению других». В этом суть патологического
парадокса самоосознования как деструктивного вклада в спутанность идентичности. Это
ничто иное, как примитивная форма защиты, позволяющая «сохранить шаткую уверенность
в себе в противовес чувству сомнения и стыда»2.
Типичным проявлением самоосознования индивида в социальной жизни является
неспособность устанавливать полноценные партнерские отношения, привнесение в любой
вопрос личностноаффективного содержания. Не случайно Э. Эриксон тесно увязывал
феномен самоосознавания* с негативным разрешением конфликта «доверие против
недоверия»: «Самоосознование — новая редакция того первоначального сомнения, которое
касалось возможности доверия родителей и самого ребенка только в отрочестве; однако,
такое сомнение имеет отношение и к вопросу надежности всего периода детства, которое
теперь остается позади, и возможности доверия всему социальному универсуму, перед
лицом которого он стоит». В качестве компенсаторного механизма поведенческой
патологии такого рода часто выступает гипертрофированная тяга к идентификации с
2группой, «посредством которой недостаточная уверенность в себе может на время
замаскироваться “групповой” уверенностью»3. При этом, поскольку такой индивид
оказывается патологически неспособен найти скольконибудь приемлемый баланс между
самооценкой и восприятием себя другими членами группы, все, как правило,
ограничивается принятием им внешней групповой атрибутики в сочетании с формальными
групповыми нормами. То есть проживание даже первой стадии вхождения личности в
группу (стадии адаптации) происходит лишь частично. В результате наступает быстрое и,
что существенно важно, взаимное, разочарование и отвержение, и индивид превращается в
«вечного странника», бесконечно ищущего приемлемую социальную нишу и не способного
ее найти.
Разрешение третьего кризиса детства в пользу вины влечет за собой, с точки зрения Э.
Эриксона, тотальную ролевую фиксацию как альтернативу здоровому чувству цели и
свободному ролевому экспериментированию. При этом происходит регрессия к тотальному
кризису доверия и «...выбор саморазрушительной роли часто остается единственной
приемлемой формой инициативы на пути назад и наверх, осуществляемой в форме полного
отказа от амбиций, что только и позволяет полностью избежать чувства вины»1. На уровне
социального функционирования личности, это обычно находит выражение в установке на
полный отказ от мотивации достижения, тотальной приверженности позиции «маленького
человека», от которого «мало что зависит». Такие люди склонны к демонстративному,
часто аффективному поведению, обычно направленному на «обыгрывание» темы
«несчастливой судьбы». Еще одним классическим проявлением тотальной ролевой
фиксации является крайняя как интеллектуальная, так и поведенческая ригидность.
Негативный вклад в спутанность идентичности, связанный с разрешением четвертого
кризиса психосоциального развития в пользу неуспешности, выражается в неспособности
индивида работать или стагнации действия, являющейся, по мнению Э. Эриксона,
«...логическим следствием глубокого чувства неадекватности собственных общих
возможностей». В социальном аспекте это приводит не только к очевидному ограничению
потенциала индивида в смысле перспектив карьерного роста, самореализации в
профессиональной деятельности и т. п., но зачастую, полностью парализует всякую
созидательную активность личности. Компенсаторная реакция в таких случаях не редко
проявляется в форме агрессивных и социопатических действий. Не случайно, по
наблюдениям Э. Эриксона, «общим для шизоидов и делинквентов является недоверие к
самим себе, неверие в возможность когданибудь совершить чтолибо полезное»2.
Закономерным итогом такого выражено патологического психосоциального развития в
детстве является спутанности идентичности или формирование негативной идентичности в
подростковом возрасте (см. «Идентичность»). Первая в буквальном смысле толкает
индивида к бесконечным скитаниям в поисках ответа на жизненно важный вопрос «Кто я?»,
вторая к асоциальной и, более того, антисоциальной активности.
Результаты современных исследований бродяжничества вполне укладываются в рамки
приведенной схемы. Как отмечает А. В. Глаголева, «большинство исследователей: Л. А.
Грищенко (1988). Б. Н. Алмазов (2000), А. Рожков (1997), А. А. Реан (2000), Е. Г. Слуцкий
(1998), А. М. Нечаева (2001), S. Morich (1999), P. Peterich (2001) и др. — рассматривают
проблему бродяжничества несовершеннолетних как один из вариантов компенсаторного
поведения в конфликтной ситуации, неадекватной реакции на неблагополучную обстановку
воспитания в семье, школе»1. При этом «Побег из дома ... следует рассматривать не просто
как удаление из семьи, где назрела конфликтная ситуация, а как перемещение ребенка в
социальную среду бродяжничества несовершеннолетних, как приобщение к “уличному
3племени”, где есть свои нравы, обычаи, привычки, нормы и закономерности поведения. С
таким перемещением связано усвоение новых норм, ценностей: подросток меняет субъектов
идентификации, меняется ее нравственное и правовое сознание»2. К аналогичным выводам
пришли и некоторые зарубежные исследователи. Так, С. Мориц «...описывает поведение
уличных детей, на примере гамбургских подростков. Уличные дети — это молодежь от 13
до 16 лет, которая преимущественно была брошена на “общественное воспитание”, т. е.
воспитание улицы. Эти дети образовывали определенные сообщества — “союзы молодежи”.
Контакт этих детей ограничивался контактом с подобными им группировками. Поэтому
компенсация значимых для них контактов оказалась для них чрезвычайно трудной»3.
Рассмотрение проблемы бродяжничества через призму психосоциального подхода
позволяет, в частности, ответить на вопрос, каким образом формируется склонность к
бродяжничеству в социально совершенно благополучных семьях. Как отмечал Э. Эриксон,
«...степень доверия, определяемая самым ранним детским опытом, повидимому, не зависит
от абсолютного количества еды или демонстраций любви, а зависит от качества связей
ребенка с матерью»4. Хотя данное высказывание напрямую относится к первой стадии
эпигенетического цикла, в метафорическом смысле оно применимо и к последующим
стадиям развития в детстве и юности. Хотя материальные условия и играют совершенно
определенную роль тем не менее решающим фактором выступает способность референтных
фигур поддерживать детскую витальность через установления отношений и способов
взаимодействия адекватных актуальным потребностям развития.
Между тем, согласно данным А. В. Глаголевой, «в современной действительности
дети, развивающиеся в благоприятной социальноэкономической обстановке, также
находятся в ситуации дефицита внимания со стороны родителей. ... Ребенка с раннего
детства обучают иностранным языкам, развивают музыкальные и спортивные способности.
В семье просто не хватает времени на совместный отдых, общение, игры. Ребенок в такой
семье находится в ситуации неудовлетворенной эмоциональной близости с родителями,
которая затем трансформируется в отчуждение и полную изоляцию. У родителей недостает
теплоты и нежности при общении с ребенком, а нередко и понимания его основных
потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей. Свои потребности в теплом и
неформальном общении с родителями он начинает удовлетворять в неформальном общении
со сверстниками, что создает условия для формирования асоциального и антисоциального
поведения». Хотя трудно согласиться с однозначным утверждением о том, что
неформальное общение со сверстниками создает условия для антисоциального поведения
(такого рода общение, начиная с достаточно раннего возраста является совершенно
необходимым условием полноценного развития личности), вывод А. В. Глаголевой о том,
что существует прямая взаимосвязь между дефицитом эмоциональных контактов в семье и
тем, что «правоохранительные органы неоднократно фиксировали детей из семей с
социальноэкономическим достатком в среде беспризорников, наркоманов, проституток»1,
представляется вполне обоснованным.
Прямой профессиональной обязанностью практического социального психолога,
работающего в образовательной сфере, является своевременное выявление «группы» риска
с точки зрения склонности к бродяжничеству и организация профилактических программ,
включающих работу с родителями, педагогами и школьной администрацией, а также
мероприятия, направленные на предотвращение распространения бродяжничества в
курируемом сообществе через социальное заражение. Понятно, что именно в рамках
должностных обязанностей психолога оказывается необходимость осуществления
4психокоррекционного и социальнореабилитационного воздействия на лиц, склонных или
подверженных бродяжничеству.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
5