Консультация для педагогов и родителей - «Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста».

  • Лекции
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов и родителей - «Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста», говорится о том, что одна из основных функций речи, развиваю¬щихся в дошкольном возрасте - функция общения. Общение есть сложный процесс установления межличностных контактов между сверстниками. Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Межличностные отношения – это вид социально психологических яв¬лений, возникающих и группе людей, как результат их взаимодействия в процессе общения.В консультации для педагогов и родителей - «Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста», говорится о том, что одна из основных функций речи, развиваю¬щихся в дошкольном возрасте - функция общения. Общение есть сложный процесс установления межличностных контактов между сверстниками. Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Межличностные отношения – это вид социально психологических яв¬лений, возникающих и группе людей, как результат их взаимодействия в процессе общения.
Иконка файла материала 66 - Развитие межличностных отношений детей дошк. возраста.doc
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я «Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста».      Материал подготовлен педагогом­психологом ­ Е.М.Бондарьг. ВолгодонскПсихология для родителей.  Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста. Одна   из   основных   функций   речи,   развивающихся   в   дошкольном   возрасте   ­ функция общения.  Общение  есть   сложный   процесс   установления   межличностных   контактов между сверстниками. Общение ­ это связь между людьми, в результате  которой  происходит влияние одного человека на  другого.  Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются    информацией, добиваются взаимопонимания. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Межличностные   отношения  –   это  вид   социально   психологических явлений,   возникающих   и   группе   людей,  как   результат   их   взаимодействия   в процессе общения. Потребность   в   эмоциональном   общении,   имеет   огромное  положительное значение для развития ребенка.  Раннее детство является главным периодом для усвоения речи.    Многое здесь зависит от взрослых, от того, как они организуют  общение с ребенком, какие требования к нему предъявляют. Дети, с которыми взрослые мало общаются, ограничиваясь уходом за ними, резко отстают в развитии речи.  Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная речь ребенка. Ребенок   почти   сразу   после   рождения   вступает   в   процесс   общения  с окружающими людьми, которая под влиянием окружающих взрослых очень быстро развивается. В общении со взрослыми сначала через прямое подражание, а потом через словесные инструкции ребенок приобретает свой жизненный опыт. Именно в общении со взрослыми, а в последующем  и  со сверстниками ребенок овладевает речью,   познает   окружающий   мир,   развивает   свою  психику,   свое   сознание, научается управлять собой. Без общения все это было бы невозможно. Вот почему родителям, в первую очередь матери, следует постоянно общаться  с ребенком, и их не должно смущать то, что ребенок не может адекватно отвечать на их формы общения. должно  отличаться от речевого общения со взрослым, с тем чтобы ребенок, подражая, постепенно овладевал развитыми формами общения. ребенком общение  Речевое не       с     Развитие общения ребенка проходит через следующие этапы. 1.  От   рождения   до   3   месяцев  ребенок   участвует   главным  образом  в контактном  и  эмоциональном  общении,   направленном  на   удовлетворение биологических  потребностей, используя примитивную мимику и жесты, плач и крики. Примерно к концу первого месяца ребенок сосредоточивает свой взгляд на лице   взрослого,   склонившегося   к   нему,  улыбается   ему,   двигает   ручками   и ножами,   издает   тихие  звуки,   высказывая   тем   самым   свое   эмоциональное удовлетворение общением со взрослым. 2. От 3 до 8 ­10 месяцев происходит обогащение форм общения, связанное стем,   что   у   ребенка   в   этот   период  начинают   полноценно   функционировать основные органы чувств, появляется потребность в новых впечатлениях. Общение становится для ребенка средством познания окружающего мира. Ребенок начинает отличать   своих  близких   от   чужих.  Если   до   этого   речь   взрослых   носила   лишь функцию эмоционального  контакта  с ребенком, то теперь  следует  использовать речь для обучения ребенка  пониманию речи,  отдельных слов.  Вызывая у ребенка ориентировочный рефлекс вопросами: «Где это?», «Что это?» (ребенок при этих вопросах поворачивает головку, сосредоточивает свой  взгляд), взрослый тут же показывает соответствующий предмет: «Вот это!»  От 8 ­ 10 месяцев до 1,5 лет происходит возникновение вербального (речевого) личностного общения со взрослыми в познавательных целях.  Автономная детская речь довольно быстро исчезает и постепенно заменяется взрослой   речью,  если   только   родные   помогают   ребенку   в   этом   сложном   деле: постоянно разговаривают с ним, используя только взрослую речь, объясняют ему предметное значение новых слов.  От   1,5   до   3  лет  развиваются   элементарные   формы  делового  общения, связанного с первыми попытками ребенка участвовать в предметной деятельности и самостоятельно   выполнять   ее   (игра   с   предметами,   сложное   манипулирование  с предметами).   Тем   самым   ребенок   узнает  о  функциях   простейших   предметов,   их назначении. Личностное общение отделяется от делового. Только на третьем году жизни ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи. К концу этого периода от 1 – 3 лет, ребенок обычно овладевает 1000 ­ 1500 слов, начинает использовать не только отдельные слова, но и короткие фразы. В дошкольном  возрасте  расширяется   круг   общения  детей.  Становясь   более самостоятельными,   дети   выходят   за   рамки  узкосемейных   связей   и  начинают общаться  с  более  широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка  полноценного   овладения   средствами общения, основным из которых является речь.  На   протяжении   дошкольного   возраста   продолжает   расти   словарный   состав речи.   По   сравнению   с   ранним   детством   словарь   ребенка   –  дошкольника увеличивается в три раза.   От   3   до   6   ­   7   лет  наряду   с   общением   со   взрослыми  возникает   и   бурно развивается   общение   со   сверстниками.  Общение   ребенка   принимает   развитые формы. В 6 лет ребёнок свободно владеет и активно использует до 2500 – 3000 слов.   В   этом   возрасте   ребёнок   любит   заниматься   самостоятельным словотворчеством.  Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития   ребенка.   Речь   постепенно   становится  важнейшим   средством   передачи ребенку   общественного   опыта,   управления   его   деятельностью   со   стороны взрослых. В   группе   трехлетних   детей   еще   нет   общего   мнения   о   тех  или   иных предметах,   событиях,   поступках.   Мнение   одного  ребенка обычно не влияет намнение   другого.  Но   в   четыре­пять  лет   дети   начинают   прислушиваться   к   мнению сверстников   и  подчиняются   мнению   большинства.   Такое   подчинение  мнению большинства   носит   название  конформности.  В   шесть   лет   конформность   у   детей значительно снижается. В   среднем   и   особенно   старшем   дошкольном   возрасте   на   первый   план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми.  Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их формально.   Важную       роль       в      развитии       личности       ребенка­дошкольника  играет влияние,   оказываемое   на   него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая  в раннем детстве  переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками. Общение   возникает   по   поводу   конкретной  ситуации,   в   которую   включены взрослые и сам ребенок. Общение  осуществляется с помощью  ситуативной речи. Эта речь  представляет собой вопросы, возникшие  в связи с деятельностью  или при знакомстве   с   предметами   или  явлениями,   ответы   на   вопросы,   наконец, определенные требования. Постепенно   ребенок   вводит   вместо   бесконечно   повторяющихся   местоимений «он», «она», «они» существительные, которые вносят  определенную     ясность.     У старших дошкольников   появляется типичная речевая конструкция: ребёнок сначала вводит   местоимение   («она»,   «он»),   а   затем,   как   бы   чувствуя   неясность   своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла»; «она (корова) забодала». Это существенный этап в речевом развитии   ребенка.    По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок   овладевает  контекстной   речью.  Контекстная   речь   достаточно   полно описывает   ситуацию,   для   того   чтобы   быть   понятной   без   непосредственного восприятия этой ситуации. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к   месту   пользоваться  то   ситуативной,   то   контекстной   речью   в   зависимости   от условий и характера общения. Контекстной   речью   ребенок   овладевает   под   влиянием   систематического обучения.  Особым   типом   речи   ребенка   является  объяснительная   речь.  В   старшем дошкольном   возрасте   у   ребенка   возникает   потребность   объяснить   сверстнику содержание   предстоящей   игры,  устройство   игрушки   и   многое   другое. Объяснительный  тип   связной  речи   имеет  существенное   значение,   как   для формирования коллективных  взаимоотношений детей, так и для их  умственного развития. Этот тип речи в дошкольном возрасте  только начинает развиваться, по этому ребенку очень трудно выслушать до конца объяснения взрослого.  Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх,   при   выполнении   трудовых   поручений   и   т.   д.  В  условиях   общения   со сверстниками   ребенок   постоянно   сталкивается   с   необходимостью   применять   на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям. Фридман. Л. М. Психология  воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999г.  Психология дошкольника В.С.Мухина. Учебное пособие для студентов. Под ред. Л.А. Венгера. М., «Просвещение», 1975г.  Гамезо М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии»: Информ. метод. материалы к курсу  «Общая психология»: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение,  1986г.                                      Материал подготовлен педагогом­психологом ­ Е.М.Бондарь